Фильм «Pleasentvill», или «как грехопадение выглядело бы сегодня»

PleasantvilleТопалов Алексей

В этом странном фильме скрываются очень дерзкие заявления. Стоит ли на него обратить внимание? Cтоит, потому что вопросы, которые затрагиваются в нем, современный мир ставит перед нашей духовно беззащитной и неподготовленной молодежью…

Можно ли сказать, что режиссер этого фильма пытается показать «положительную» сторону грехопадения? Как бы то ни было, фильм «Pleasentvill» интересен именно своими дерзкими утверждениями. Если довериться логике фильма, нам покажется, что без сомнений и свободы выбора не было бы любви, а без возможности зла не было бы и добра. Режиссер сумел впечатляюще раскрыть перед нами свои идеи, сохраняя загадку да самой последней минуты фильма. В то же время, фильм не претендует на реалистичность, потому что его жанр – миф, а мифу она ни к чему, как и законы земного притяжения Ивану-дураку на русской печке.

Итак, главный герой и его сестра становятся жертвами волшебника-телемастера и оказываются по ту сторону экрана, в популярном американском черно-белом сериале «Pleasentvill». Утопичный скучный поселок 50-х, с правильной, послушной молодежью, идеальными и образцовыми родителями, исполнительными рабочими, без нарушений правопорядка и правил дорожного движения, с совершенно стандартными отношениями и улыбками – все это становится для главных героев невыносимым мучением…

Но главный герой решает пойти против «системы»: он начинает задавать жителям городка вопросы, на которые никто из них не способен дать ответ; так герой заставляет их сомневаться в необходимости многих правил, по которым привычно строилась вся их жизнь. И люди, послушавшиеся голоса главного героя, становятся в буквальном смысле слова цветными. Сомневаясь в правильности предписаний, они с этого момента начинают творчески относиться ко всему, что делают, они открывают в себе неведомые им ранее страхи, способности, желания. Цветные люди становятся счастливыми: их желания начинают воплощаться, но в то же они впервые познают вкус страдания, столкнувшись в своей жизни с противостоянием добра и зла.

Можно было бы долго рассуждать о том, есть ли в фильме намек на грехопадение или нет, если бы в кульминации фильма девушка не вручила цветное яблоко главному герою, после вкушения которого они стали цветными. Мгновенно разразилась гроза, в воздухе повисло напряжение, восторг и ужас – и тут Плезантвиль «взорвался»…

В городке разворачивается настоящая гражданская война с разделением людей на цветных и черно-белых. Причем, в этой войне за свои идеалы черно-белые проявляют жестокость, характерную для закона, ведь «закон есть закон». Черно-белые пытаются жестко подавить нестандартных цветных харизматов, презрительно относясь к нарушителям предписаний, называя их «опасными для общества» хотя бы за переход дороги в неразрешенном месте и боясь сомнений, исходящих от цветных героев, как огня. А живое нестандартное мышление раздражает черно-белую часть общества так же, как и их яркая цветная внешность. В обществе появляется страх, неспособность осмыслить новое, неизвестное явление, дать ему ответ.

Да, на первый взгляд кажется, что фильм призывает к полному освобождению сердца, обнаружению своих тайных желаний, к их реализации. Он совершенно оправдывает те страдания, которыми придется заплатить за эту свободу. Как говорил философ Николай Бердяев, свобода – счастье, но и невыносимое бремя для человека. Только в ней возможна настоящая любовь и реальное соприкосновение с жизнью. Было ли до цветных человечков зло в этом черно-белом сериале? – вроде бы, нет. Было ли добро? – нет, как не было и цветной, интересной жизни, хотя можно сказать, что добро было мертвым стандартом и обрело цвет лишь став творческим и живым. Многие сказали бы, что до этого «грехопадения» и жизни то, собственно, не было, как не было и смерти…

Фильм «Pleasentvill» пытается однозначно показать в «своем варианте грехопадения» положительные стороны, причем этот подход поразительно похож на то, что обещал в райском саду дьявол человеку: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4). Но, если в Библии человек теряет разум, теряет общение с Богом и становится несчастным, то в фильме он теряет чувство стыда и страха перед «заповедями» и, наоборот, становится счастливым. Остаются лишь напряженные отношения с исполнителями буквы, которые, как видим, тоже не без греха…

В этом фильме мы имеем дело с превосходной игрой понятиями: режиссер красочно показывает освобождение от бремени закона и сухих предписаний, появление вдохновения в глазах героев, но уход от жизни по предписаниям здесь, очевидно, окрашен символикой грехопадения. Но можно ли считать грехом то, чем занимаются цветные? Нет, они не стали грешниками, зато стали нарушителями мелких предписаний слепого закона Плезантвиля. А ведь для буквы закона само отступление от буквы и есть грех, и для тех, кто живет предписаниями, люди вдохновения будут казаться неудержимыми опасными грешниками.

О чем напоминает нам история этого фильма? Она напоминает нам историю одного совершенно безгрешного человека, которого из-за пугающего вдохновения и нарушения надуманных предписаний объявили вне закона, устроив гонение и на его цветных, вдохновленных своим учителем и его учением, последователей, которые стали чужими среди своих, и своими среди чужих…

Да, фильм своими образами и проблемами очень ярко напоминает о возникновении христианства. Но интересно, догадывается ли об этом сам режиссер, который снял этот странный фильм?

Студенческий православный журнал Московской духовной академии «Встреча»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий