Иеромонах Фотий: «Нельзя по одному падшему пастырю судить о всей Церкви»

Иеромонах Фотий

О МАССОВОЙ УТРАТЕ ДОВЕРИЯ К ЦЕРКВИ

– Люди, которые долго ходят в храм, послушные канонам Церкви, читают святых отцов, читают Евангелие, для них единичные случаи не являются ключевыми. Они понимают, что есть недостойные пастыри – как могут быть и недостойные врачи, что это не значит, что вся медицина пошла ко дну, или недостойные учителя – но это не значит, что все педагоги плохие.

Нужно понимать адекватно: это не из-за того, что вся Церковь такая, – просто у кого-то есть слабости, какие-то немощи, кто-то не смог побороть в себе какие-то страсти, но так получилось, что их рукоположили. А потом всплывают «сюрпризы» – конечно, это удар по Русской православной церкви, так же, как по Католической, допустим. Люди воспринимают Церковь как оплот нравственности, как якорь спасения – все смотрят на Церковь как на пример. Поэтому много претензий: люди требуют, чтобы представители такого корабля спасения соответствовали всем-всем правилам благочестия, а потому любой повод вызывает скандал в обществе, сразу же отражается и на всей Церкви. Хотя, опять же, нельзя по одному падшему пастырю судить о всей Церкви.

О ДОРОГИХ ЧАСАХ ПАТРИАРХА

– Это все очень несерьезно, этого не избежать: какие-то люди, недалекие, придумывают байки о часах, о квартирах патриарха. Это не стоит даже обсуждения, потому что всем понятно, что первый иерарх Церкви достоин носить хорошие атрибуты без какого-то стеснения, как может их носить глава государства. Это не значит, что он накопил денег, насобирал у нищих, просто патриарху, как и любому представителю Церкви, могут дарить дорогие вещи. Что здесь предосудительного? Даже я – побывал на «Голосе» и мне подарили «Ладу Икс-рей», это же не значит, что я батюшка, который наживается на пожертвованиях. У людей может быть настолько большая любовь к пастырям, что они лично хотят как-то поблагодарить своего священника. У пастыря нет средств, нет средств даже поддерживать приход – это настолько тяжело, находятся добрые состоятельные люди, которые считают своим долгом отдать десятину, допустим, или есть меценаты, которые могут даже машину подарить.

О МОНАХИНИ ИЗ ИТАЛЬЯНСКОГО «ГОЛОСА»

– Был создан образ такой пляшущей монахини, чтобы создать контраст, удивить зрителя, создать скандал, может быть – в духе Запада. Красноречиво показано, чтобы люди подивились, что монахиня может танцевать, петь рок, попсу, что ничего человеческое ей не чуждо: слишком наигранно и примитивно, так нельзя делать. Это уже не популяризация, а какой-то фарс.

О ТОМ, ЗАЧЕМ УЧАСТВОВАЛ В «ГОЛОСЕ»

– Не из-за каких-то амбиций – я ничего не пытался доказывать, было желание в хорошем смысле удивить публику, чтобы люди не плевались, а открыли для себя, что в Церкви есть люди поющие, люди талантливые, что туда уходят не просто от отчаяния или какие-то дурачки, что идут туда люди достаточно образованные, интеллигентные, – в этом тоже была некая миссия.

О ТОМ, КАК ЦЕРКОВЬ ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЕНЬГИ

– Существует определенный налог на приходы, причем он варьируется от состояния прихода: если это восстанавливающийся храм, там вообще минимальная сумма на нужды епархии. Епархии тоже требуются средства – просто так из ниоткуда они не возьмутся, когда нужно, например, устраивать православные лагеря, а на это нужны очень большие средства. Как существуют налоги в государстве: люди платят, сколько-то идет на финансирование медицины, сколько-то – полиции и так далее, так и эти малые структуры – епархии – живут пожертвованиями с приходов.

О КОНФЛИКТАХ НА РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ

– Любой религиозный лидер или благочестивый приверженец своей конфессии никогда не будет относиться неуважительно к другой конфессии, только тот, кто совсем дурачок или фанатик. Существует уважение к другой форме взаимоотношений со Всевышним творцом. Неважно, Аллах или Бог – все понимают, что это тоже институт, тоже форма поклонения Богу. Можно говорить научно, что, мол, здесь вы заблуждаетесь – и все. А люди привержены тому, чтобы создавать конфликты, потому что люди все – грешные и первая реакция на иное мнение – это агрессия. К сожалению, эта проблема извечная. Всегда будут возникать радикальные группировки – с этим ничего не сделать, это бич. Но богословы говорят о том, что по большому счету есть жизнь по совести и ты же не виноват, что, допустим, не стал православным ввиду того, что родился в другой среде, в других традициях, где никак не мог услышать о православии, и это не значит, что ты не спасешься, – Господь не может такого допустить, он же дал тебе жизнь, дал тебе ум, мудрость, совесть – если ты стараешься жить по совести, даже в другой конфессии, то ты можешь спастись, понимаете?

(Наталья Носова, Znak.com, 03.03.16)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий