Искусственное оплодотворение: социальные и этические аспекты

Искусственное оплодотворение

В последние годы в многочисленных обзорах и статистических отчетах сообщалось о снижении репродуктивности человека и обсуждались последствия этого феномена. Однако проблема может быть решена благодаря достижениям современной медицины, в особенности генетики. Экспериментальная генетика дает нам возможность справиться с бесплодием у человека.

Христианская этика серьезно озабочена возникающими при этом этическими проблемами. Одной из них является искусственное оплодотворение, включающее в себя искусственное осеменение и оплодотворение in vitro.

Как в Греции, так и в других странах, где практикуется искусственное оплодотворение, наблюдается парадоксальное явление: большое число женщин обращаются ко врачу, чтобы избавиться от нежелательной беременности (предполагают, что в Греции производится 200.000 абортов ежегодно), в то время как многие семьи тратят много времени и денег, чтобы воплотит свою мечту о ребенке. Для этого последние прибегают к различным способам искусственного оплодотворения.

Православная церковь до сих пор не имеет официальной точки зрения по данному вопросу. Но, с другой стороны, христианская этика также не имеет ясно выраженной позиции на этот счет. Тем не менее, некоторые православные богословы стремятся ее выработать. В свете потока открытий и изменения существующих научных достижений в генетике этическая оценка новых методов оплодотворения становится трудной задачей. Неосведомленность часто приводит либо к осуждению применяемых методик, либо к их безоговорочному одобрению в целях продолжения потомства.

Мы считаем одним из приемлемых с церковной точки зрения методов искусственного оплодотворения гомологичное искусственное осеменение или гомологичное оплодотворение in vivo (т. е. используются сперма и яйцеклетки только супругов), поскольку в этом случае не вовлекаются половые клетки третьих лиц.

Наоборот, использование донорской спермы или яйцеклетки (гетерологичное оплодотворение), создает серьезные проблемы и вызывает возражения с точки зрения христианской православной этики. Православные богословы его единогласно отвергают на том основании, что вовлечение посторонних лиц ставит под сомнение легитимность супружеской пары и ее потомства. Более того, этот вид искусственного оплодотворения рассматривается ими какособая форма супружеской измены, а некоторые богословы заходят так далеко, что говорят о фальсификации человечества.

Человеческая жизнь признаваема и уважаема с момента зачатия. По этой причине оплодотворение in vitro не может не быть принято с трудом. Очень часто замена Бога врачом-специалистом воспринимается подозрительно.

Когда плод зачат в пробирке, выношен суррогатной матерью и отдан бесплодной паре, у него может быть пять (5) родителей и один (1) «крестный отец» – врач, который регулировал и контролировал весь процесс репродукции.

Православные богословы, исследовавшие вопрос искусственного оплодотворения заявляют, что гомологичное искусственное осеменение и оплодотворение in vitro могут быть приемлемы только при условии, что все оплодотворенные яйцеклетки будут пересажены в материнскую утробу. Обнадеживает новый метод оплодотворения – интрацитоплазматическая инъекция спермы. В этом случае используется сперма не донора, но мужа, даже если последний страдает азооспермией. Однако передача дефектных генов будущим поколениям делает этот метод малоприемлемым с биологической точки зрения.

Как бы то ни было,влияние новых генетических методик на создание нового вида семьи является тревожным феноменом. Например, когда оплодотворение in vitro дает возможность иметь детей гомосексуальным парам, то христианская этика не может не отвергать такую возможность. То же самое относится к методикам клонирования человека. Вообще, замораживание эмбрионов ( криопрезервация) и эксперименты с ними неприемлемы с этической точки зрения.

Таким образом, принятие или отвержение искусственного оплодотворения зависит от степени вмешательства медицины в ту область, которую христиане считают Божьим уделом. Этот взгляд разделяется многими людьми, которые не смогли решить свои проблемы бесподия либо из-за недостаточной информированности, либо из-за недоверия к новым методам искусственного оплодотворения.

Выводы:

1) Проблема бесплодия затрагивает растущее число супружеских пар;

2) Поскольку вопросы искусственного оплодотворения поднимают много вопросов, таких как уважение к человеческой жизни с момента зачатия и святости человеческой личности, христианская этика должна тщательно ознакомиться с новыми достижениями генетики прежде чем высказываться за или против них;

3) Люди должны быть лучше информированы. Средства массовой информации могут играть важную роль, освещая новые методики ясно и точно, без сенсационности, за которой скрывается «правда фактов».

4) Сдержанное отношение к новым биомедицинским достижениям понятно и естественно. Однако, генетика может многое нам дать. Было бы несправедливо говорить лишь об опасности клонирования человека и экспериментирования с человеческими эмбрионами, забывая о том, что благодаря достижениям медицины могут быть решены многочисленные психологические и социальные проблемы, связанные с бесплодием и стерильностью;

5) Искусственное оплодотворение может быть приемлемо с церковной точки зрения лишь тогда, когда используются половые клетки только супругов и не создаются избыточные эмбрионы, которые обычно разрушаются после длительного хранения в замороженном состоянии. Настороженность имеется лишь по поводу получения спермы, но это не является неразрешимой этической проблемой;

6) Использование доноров спермы или яйцеклеток создает непреодолимые этические барьеры для принятия методов искусственного осеменения и оплодотворения in vitro. Более того, если проблема невынашивания беременности решается с помощью суррогатного материнства, то такое решение неприемлемо ;

7) Методы искуственного осеменения и оплодотворения in vitro неприемлемы с этической точки зрения, если они практикуются вне брака, например у одиноких женщин и гомосексуальных пар. Более того, использование оплодотворения in vitro для экспериментов с человеческими эмбрионами, клонирования и евгеники представляет серьезные этические проблемы;

8) Основной целью вмешательства должны быть интересы будущего ребенка, а не лечение супружеского бесплодия. Когда усыновляют ребенка, то вначале выясняют социальные характеристики приемных родителей (уровень их доходов, возраст, состояние здоровья и т.д.). Так же следует подходить к искусственному оплодотворению, чтобы избежать появления потомства от пожилых родителей;

9) Православное богословие дает перспективы и устанавливает границы, в рамкахз которых возможно решения проблемы бесплодия. Если супруги не будут игнорировать Божью волю и верить в Его всемогущество, то могут быть найдены приемлемые решения для получения потомства искусственным путем.

Василий Фанарac, доктор богословия.

(Опубликовано в журнале “Медицинская помощь”, как письмо в редакцию, No 2, 54-55, Москва 2003.)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий