Кто такие священники и почему появились «предатели в рясах»?

Судя по публикациям в СМИ, смысловой ряд «врачи-убийцы» и «оборотни в погонах» недавно пополнился понятием «предатели в рясах»

Несмотря на особый контекст появления этого термина, его жизнь последние недели обрела «новое дыхание». В сводки скандальных новостей то и дело попадают происшествия, виновники которых — священнослужители Русской Православной Церкви. У многих людей возникают вполне резонные вопросы. Как это, вообще, возможно? Это же священники?

Почему священники, порой, себя плохо ведут?

Я бы ответил вопросом на вопрос. А какие могут быть основания полагать, что епископы, священники или дьяконы не могут себя плохо вести? Будем серьезны — оснований нет.

Многие не поверят, а некоторые будут оспаривать, но я скажу, что священнослужители — это обычные люди, хоть и христиане, но люди нашей культуры и нашего времени. Звание христианина (принадлежность к Церкви), а так же наличие сана сами по себе не дают людям ни особой близости к Богу, ни прозорливости, ни безгрешности, ни ума, ни скромности, ни вежливости, ни образования. Вопреки разного рода мифам, священник не обладает сверхъестественной силой, он не волшебник, не заклинатель духов, не целитель. Священник — не посредник между прихожанами и Богом, он не обладает эксклюзивным правом на богообщение, не имеет полноту знаний. Он не пророк, не «голос Божий».

Нравственная жизнь епископов, священников, дьяконов и качество их служения зависят только от них самих. Всем людям свойственно грешить — и священникам тоже. Звание христианина, будь он даже именитый священнослужитель, фактически тождественно званию ученика, в свое время возжелавшего подражать Учителю — Господу Иисусу. Христианская жизнь — это задание, а не данность, это долгий путь, а не результат. К тому же, желание быть учеником может пропасть.

Говоря о священниках и нравственности, мне не интересно рассуждать в категориях «как они смогли?». Мы видим, что смогли. И, я думаю, ещё не то смогут. Мне важно понять другое. Почему нравственные нормы Православной Церкви потеряли связь с действительностью? И как к этому относиться?

О священниках

Из Евангелия мы знаем, что христианская жизнь — этот путь, который надо идти сообща, объединившись в организацию (Церковь), где каждый несёт свое служение в соответствии с призванием Божиим и талантами, где у каждого своя ответственность.

В первые времена христианства епископ, а впоследствии священник — это глава христианской общины, отец большой «семьи», где большинство «детей» уже выросли и стали самостоятельными. Община предполагает не только знакомство, общую молитву, причастие Тела и Крови Христа, но и совместное совещательное решение важных вопросов, общую ответственность, в том числе  — материальную и финансовую, за организацию богослужений, за содержание храма, за помощь больным, малоимущим, нуждающимся, за содержание священника и его семьи. Кстати, отсюда проистекают ответственности священнослужителей не только перед Богом, но и перед общиной.

Христиане уверены, что община верующих — это не просто собрание людей, это единство с Богом — непременным и первым участником христианских собраний. Глава общины, или, как говорят, предстоятель, должен быть достоин во многих отношениях и легитимен по человеческому избранию (ему должно доверять большинство) и по Божьему благословению. Избрание происходит от людей, благословение и дарование особых сил и помощи — от Бога. Это и отличает священника от «начальников человеческих» типа старосты или председателя собраний. Еще со времен апостолов Божье благословение, Божьи дары преподавались священнику, епископу или дьякону через молитву христиан и возложение апостолами (а впоследствии епископами) рук на голову кандидата.

Священник — это человек, который по доверию христианской общины, после совместной молитвы через возложение рук, получил от Бога задание и обязанность, а вместе с ними и особые духовные дары, чтобы быть главой христианской общины и всеми силами вести общину и христиан к Богу, помогать им жить по евангельским заповедям. Жизнь в общине среди людей минимизирует возможные двойственность, формальность, несправедливость, личную выгоду. За каждую «потерянную душу» священник ответит перед Богом. Именно из этой непомерной ответственности проистекают те нравственные требования, что имеют христиане по отношению к священнослужителям.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий