«Народное христианство» в СССР 1940-50-е годы

 

Водосвятный молебен на Днепре и крестный ход верующих села Лоцкаменка (Украина). Источник: "Россия Православная"В 1930-50-е православие среди народа, оставленного без «вертикали власти РПЦ», перерождалось в хлыстовство и даже скопчество. Верующие создали уникальную систему «народного христианства» – она была разрушена репрессивной машиной государства только в 1960-е годы.

Фактическая ликвидация РПЦ в 1930-е годы не сказалась на религиозности советских людей. Напротив, на обломках официальной церкви возникло «народное христианство» (хлыстовство и скопчество) – органичное состояние верующих людей в России. О том, как происходило перерождение христианства в это время рассказывается в книге Алексея Беглова «В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР» (Издательский совет РПЦ «Арефа», 2008 г.).

Скопческая икона Скопческая икона

В 1930-х число священников в результате гонений властей уменьшилось настолько, что роль руководителей богослужений перешла к мирянам. Так, в Воронежской и Курской области такие богомольные кружки возглавили «дедушки» – они отпускали длинные бороды, а волосы стригли в кружок.

Служение скопцев: "радения" Служение скопцев: «радения»

Во многих областях, например, в Тульской и Ульяновской, богослужения стали совершать старухи.

Совершение таинств в таких кружках постепенно исчезало. «Дедушки» и старухи ограничивались чтениями Евангелия. Главным объектом поклонения становится Святая Вода и Святые Родники. Наряду с Родниками, объектами священного поклонения становятся Священные Яблони. В Саратовской области власти в 1944 году назло срубили такую яблоню, так верующие приходили молиться её пню.

Дальше – больше. Организатор молитвенного дома – старуха-священник в Рязанской области начала причащать своих прихожан кровью, взятой из большого пальца ноги. Это типичный хлыстовский обряд, когда священница выступала в качестве Богородицы. А в селе Малая Шелковка Алтайского края верующие люди в молитвенном доме заменили таинства гаданием.

Почти везде вступающим в общину на шею вешали гирлянду лука, как знак посвящения.

В 1930-50-е годы по всему СССР прокатилась волна религиозного самозванчества, как раньше у хлыстов – почти в каждой области объявлялись Иисусы и Богородицы. Почти везде в общинах происходили «инсценировки Страшного суда» – также, как у хлыстов. Например, в движении «чердачников» кульминацией моления был подъём на чердак, а затем спуск оттуда их лидера Николая Хакилева, что должно было означать Вознесение и Второе пришествие Спасителя.

Всё больше возникало случаев самооскопления – «чтобы безгрешным предстать перед Спасителем».

Беглов описывает, ссылаясь на рассекреченные донесения ОГПУ-НКВД, эсхатологию «народных верующих».

Вот донесение от 2 декабря 1936 года из Куйбышевской области:

«Подпольные молитвенные дома расположены в пещерах, землянках, лесу…

В 7 районах (Ново-Спасский, Лунинский, и др.) подпольные христиане внушают рабочим и колхозникам, что скоро должны придти японцы, что они не трогают верующих. Ещё они ожидают прихода Гитлера, который станет открывать церкви. В связи с затмением солнца религиозники распространяли слухи, о предстоящем падении планеты, что сожжёт весь район. 19 июня колхозники Томышева, а также Сергиевского и Ктевского районов в ожидании Конца света не стали выходить на работу».

А вот донесение от 7 июля 1944 года из Рязанской, Воронежской и Орловской областей:

«Участники организации «истинно-православных христиан» живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак, но в своей среде ведут распутный образ жизни.

Религиозники налогов не платят, от службы в Красной Армии отказываются, на вызовы в советские органы не являются, документов не принимают, детей в школы не пускают.

Аресты активистов не оказывают должного воздействия на них, они считают: «Кто арестован и сидит в тюрьме, тот избран богом, находится на кресте, и ему обеспечено царство небесное».

Наступление немецких войск ими было воспринято как приближение «крающего меча», несущего избавление от антихристианской власти.

1673 человека, активистов этого движения, были высланы в Сибирь».

Депортация не искоренила деятельность «истинно-православных христиан» в Воронежской области. Секретарь обкома ВКП(б) по пропаганде и агтиации И.Цедилин пишет в докладной записке 9 апреля 1948 года:

«Основные кадры ИПХ состоят из бывших монашек, монахов, черничек и религиозно-настроенных кулаков. За 1947 год и 3 месяца 1948 года Управлением МГБ было вскрыто и ликвидировано 11 антисоветских групп ИПХ.

Члены групп ИПХ систематически участвовали в нелегальных сборищах, где наряду с молениями обсуждали вопросы ведения антисоветской деятельности среди населения. Распространяли провокационные разговоры о якобы скорой войне СССР с Америкой и гибели в этой войне Советского Союза».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий