Не вмещаясь в рамки

Борода

Он мне несколько таких кадров подкосил! Мне звонят и говорят: слушай, у тебя там в альбоме брак — целый разворот пустой, одни рамки, а картинки нет. Я спрашиваю: а текст вы прочли? Там же все написано. Это место для несостоявшихся кадров. Я снимал Высоцкого с бородой — он играл Лопахина в «Вишневом саде». И я его подбивал: давай сделаем Гамлета с бородой — русского мужика Гамлета. Будет роскошно! Я, честно говоря, тогда больше о себе думал: уникальный же кадр — Гамлет с бородой! Мы и раньше снимали гамлетовскую тему — а тут еще и борода. В чистом виде, как говорит сейчас молодежь, креатив.

— А зачем Гамлету борода? Просто ломка стереотипа, или что?

  В квартире Плотникова, 20 мая 1976 года.© Валерий Плотников

— Вот этот, с бородой, любимый мой и Володин портрет. Есть много разных кадров «к случаю»: Володя в роли, Володя поет, Володя с гитарой Но вот здесь он самый мощный, самый могутный, это он сам внутри себя. Мне эта фотография больше всего дорога.

Смоктуновского в свое время я мог попросить отрастить бороду специально для меня, для съемки. Он три месяца ее растил — лохматая получилась, не такая, как в «Дяде Ване», интеллигентская. Но Володя с его театральными нагрузками не мог себе такого позволить. А тут он уехал на месяц с лишним за границу, там эту бороду отпустил — не для меня, нет, — но, слава богу, не побрился, я его в первый же день увидел, потому что он привез мне от Миши Шемякина какие-то подарки. Я сразу: «Давай снимемся!»

Договорились. Он у меня днем был еще с бородой! Я прихожу в театр. В «Гамлете», помнишь, зал открывается минут за пятнадцать до начала, люди заходят, а Володя уже сидит у стены с гитарой, перебирает струны «Он уже здесь, гляди! Живой Высоцкий!» Я вхожу вместе со всеми — елки-палки, он же побрился! Я до того расстроился, что не снял ни кадра. В антракте побежал к нему, заикаюсь: «Володя, ты чего? Мы ж договорились». — «Понимаешь, Петрович скандал устроил»

 В квартире Плотникова, 20 мая 1976 года  Там же, 20 мая 1976 года.  © Валерий Плотников

«Вши»

И я придумал вот еще что. Шла речь как раз о выпуске в Париже Володиной пластинки. Я взял из архива театра старые афиши и выклеил у себя на кухне вот такой вот коллаж. Вот эти «Вши под кожей статуи Свободы» потом доставляли фоторедакторам много хлопот. Эту фотографию еще при «Софье Власовне» пытались напечатать в АПН. Тогда ведь фотошопа никакого не было, так этих «вшей» просто замазывали белилами. Теперь я печатаю это, не кадрируя, — вон холодильник, кухня Вот мой сын Степа. Молодец, выскочил из комнаты, встал точно по оси кадра.

— Та пластинка вышла?

— Пластинка так и не вышла.

Узнаваемость

Когда Володи не стало, люди, которые занимаются его биографией, восстановили все его дни по часам и минутам: концерты, гастроли, встречи, интервью, фотографии И они мне нашли Володино интервью болгарскому то ли радио, то ли телевидению. Там его спрашивают: «А что такое в вашем представлении художник?» И Володя, при его-то круге друзей, коллег и знакомых, отвечает: «Важна непохожесть, узнаваемость. Вот у нас в стране есть такой человек Валера Плотников. Его фотографии вы ни с чьими не спутаете». Здорово. Для меня, конечно.

С мечом

Владимир Высоцкий в театре на Таганке, 2 апреля 1972 года Владимир Высоцкий в театре на Таганке, 2 апреля 1972 года. © Валерий Плотников

Володя меня ввел в Театр на Таганке. Я туда заходил не то чтобы открывая дверь ногой, но когда угодно, даже жил иногда у них в общежитии. В 1971 году появился «Гамлет». Все спектакли у Петровича были с сильно затемненной сценой, снять там что-то без специального света было невозможно, и мы договорились с Володей, что останемся после спектакля и какие-то сцены, самые простые, воспроизведем, а часть сюжетов я придумал сам. Вот этих поз у Высоцкого в спектакле нет. Мне хотелось, чтобы в кадр попала созданная Давидом Боровским фактура, чтобы Володя стоял рядом с этим мечом. Видишь, шишак меча приходится ему прямо на лоб. А я подумал: ведь можно из меча сделать имитацию микрофона. Я стал подставлять Володю к этому «микрофону». Потом мне не раз звонили: «Слушай, у тебя там есть фотография, где Высоцкий поет в микрофон» Нет такой фотографии, посмотрите внимательно — он поет в меч. Обманка сработала.

У меня еще были кое-какие замыслы. Но тут Володя говорит: «Неудобно. Ребятам домой еще добираться. Давай закругляться». Мы же оставили осветителей, реквизиторов, костюмеров. И я поддался — молодой был, еще робкий. Да ребята с удовольствием сидели бы с ним до утра! Мог бы сделать еще несколько кадров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий