Не вмещаясь в рамки

Вспышка

Театр на Таганке, «Гамлет», сцена у могилы Офелии, 1972 год Театр на Таганке, «Гамлет», сцена у могилы Офелии, 1972 год.  © Валерий Плотников

Единственный кадр, который я сделал по ходу спектакля, о чем ребят предупредил, — такая сцена, что невозможно для специальной постановочной съемки договориться со всеми. И я сделал почти полицейскую фотографию. Блиц в театре использовать нельзя, и я предупредил Аллу Демидову, Веню Смехова, что это будет такой прием — кадр со вспышкой. Публика, наверное, обалдела: во, фотограф, обнаглел совсем!

«Рено»

А вот кадр, который нам задал загадку всем, в том числе и людям, которые пишут летопись Высоцкого. Это его первая машина «Рено-16», которую Марина пригнала из Франции. И Володька рассекал по Москве с парижскими номерами. А тут вот опять мой Степа, которому на вид года два, два с половиной. И получается, что это 75-й год. Но «летописцы» утверждают, что в 75-м «Рено» уже не было. Но вот мальчик — и вот «Рено». И есть кадр, на котором даже виден номер. Ну не сходится, и все! У Степы теперь у самого двое мальчишек, двенадцати и пяти лет. У Ксюши девочка в первый класс пойдет.

Винил

А вот эту фотографию я делал уже под заказ фирмы «Мелодия». Пластинка должна была выйти в 1975 году. Вернее, две пластинки — на одной Володя поет свои песни, на другой — Марина. И я специально пригласил его. Вот кадры напечатал в размер пластинки. Пластинки так и не вышли, а записи достаточно широко известны. Мы сейчас договариваемся с одним человеком, чтобы выпустить их, причем именно на виниле. Конверты уже есть, как видишь.

Театр на Таганке, «Гамлет», сцена у могилы Офелии, 1972 год  Владимир Высоцкий. © Валерий Плотников

Личность

—Литературоведы говорят: у него стихи сами по себе не очень — главное у него актерское, темперамент, драйв.

— Знаешь, вспоминается строчка Андрея Андреевича Вознесенского: «Хороним, блин, меньшого брата». Андрей, ты чего? — это еще неизвестно, кто меньшой! Володя был поэт, у него ни одной строчки фальшивой, у него слова всегда ложились очень точно.

— Значит, по-твоему, поэт?

— Личность. Меня иногда спрашивают: а че Лиля Брик? Она что, такая уж красивая была? Да нет, не была, но она была личностью. Она могла по какой-то своей причине отказать от дома Майе Плисецкой. Как?! Майе Плисецкой?! Да. И Володя — личность. Что это такое? Если бы кто-то мог точно определить, разложить по полочкам, что это такое, — все бы подались в личности. Он таким родился.

Таити

А вот здесь, смотри, на пробах к «Пугачеву», он не напрягается, он совершенно естественный. И сразу какая мощь. Они только что приехали с Мариной из-за границы, объездили массу стран. У него карта была в квартире, и как у маршала Жукова, вся флажками утыкана. Гляжу — маршрут проложен от Америки на Таити. «Володя, ты что, и там был?» — «Да-а». Оказывается, предыдущий муж Марины, летчик, сделал им какие-то левые билеты.

Екатерина

Квартира Плотникова, фотопробы на роль Екатерины Великой, 25 мая 1976 года. © Валерий Плотников

— Это Екатерина Вторая, а это Володя в роли Пугачева. Все на той же кухне делалась эта съемка, и я, когда отпечатал уже, увидел на стене Николая Второго в исполнении Ромашина, правда.

— А шпага чья?

— А шпага Леонида Витальевича Собинова, и мебель его. Это квартира Леонида Витальевича, здесь все настоящее. Почему Собинов? Потому что мои дети — Собиновы. Вот на снимке Ирочка Кассиль-Собинова — дочь Льва Абрамовича Кассиля и внучка Леонида Витальевича Собинова.

Марина Влади

— Простите, что сразу о делах, не спрашиваю ни о погоде, ни о самочувствии…

— Все нормально — холодно, и самочувствие отличное. Успокойтесь.

— Тогда про кадр, где вы в пробе на роль Екатерины Второй. Вы всерьез готовились к этой роли? Уже был какой-то план съемок?

— У нас был почти готовый сценарий Володарского. Но вживаться в роль толком не пришлось — нам запретили сниматься. И мы, по сути, сделали только фотопробы. Володя снялся в роли Пугачева, я — Екатерины. Правда, Володя снялся и в кинопробах — они просто замечательные. Я уже просто не успела, цензура наложила на все свою лапу.

— Кто готовил для вас костюм?

—Снимались в квартире Плотникова, для тех времен замечательной, он все и придумывал, и подготовил — прическу, платье. Мне хотелось выглядеть старше — это ведь Екатерина уже времен пугачевского бунта. Потом все интересовались, как я себя ощущала в качестве русской императрицы. Но я же актриса, могу сыграть кого угодно — и императрицу, и проститутку, и молодую женщину, и старую. Нормальная задача. Главное было совершенно в другом: нам с Володей по жизни очень хотелось, нам было очень важно сыграть что-то вместе. Чтобы я имела возможность работать в России. Но вот как раз этого власть не могла допустить, нам не дали. Было очень обидно.

Валерий Плотников

— Можно, я добавлю? Спустя некоторое время знающие люди рассказали мне смешные подробности. Некое официальное лицо из сферы культуры решило объясниться по поводу запрета «Пугачева». «Что ж, по-вашему? — заявило лицо. — Мы должны были согласиться, чтобы роль русского национального героя Емельяна Пугачева исполнил еврей? А роль нашей русской императрицы сыграла иностранка?»  Ему, видимо, еще не доложили, что прежде, чем стать Екатериной, она была рожденной в Пруссии Софией Августой Фредерикой Анхальт-Цербстской.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий