Новый Год . История праздника и календарный вопрос

Новогодний праздник – это один из самых, пожалуй, древних праздников: известно, что в середине третьего тысячелетия до Рождества Христова праздник Нового года отмечался в Месопотамии. А при раскопках древнеегипетских пирамид археологи обнаружили сосуд, на котором было написано: «Начало Нового года». То есть вот этот праздник отмечался в самых древних цивилизациях.

Но обычно праздник отмечался не 1-го января, как сейчас, а в другое время. Допустим, в Древнем Египте это событие приурочивалось к разливу реки Нил, потому что там почва засушливая, и вся жизнь была связана с этой рекой. Именно Нил напоял поля, и поэтому можно было собирать какой-то урожай. У древних римлян с марта месяца тоже отмечали Новый год. Так было до 45 года до Рождества Христова, когда Юлий Цезарь ввел новый календарь, употребляемый нами в Церкви и ныне.

Обычно, когда отмечали Новый год, то, как и сейчас тоже, дарили друг другу самые разные подарки. Праздновали его не менее шумно, чем теперь, весело. Например, в Древнем Вавилоне, когда наступал новый год, царь специально покидал город на несколько дней, и жителям разрешалось делать все, что им вздумается. Через несколько дней царь со свитой приезжал обратно, и народ возвращался к своей работе. Таким образом, считалось, что выплеснув ненужную накопившуюся энергию, люди уже приступали к новой жизни.

В Римской империи на Новый год всегда дарили подарки, но дарили начальникам. Подчиненные обязательно должны были подарить начальнику какой-то подарок. Рассказывают такой случай: один из римских императоров даровал свободу рабу, потому что тот пожелал ему прожить в новом году дольше, чем в старом. Понятно, что время года всегда одинаковое, но такое пожелание удивило императора, и он даровал своему рабу свободу.

Во многих странах традиция встречать Новый год в марте долго сохранялась. Это запечатлелось даже в наименовании наших месяцев. Допустим, октябрь от латинского получается «восьмой», то есть восьмой после марта. Ноябрь, «новем» – девятый, «декабрь» – десятый месяц после марта. То есть с марта месяца обычно и праздновался новый год, считалось, что весна, наступает расцвет природы, начало года и начало жизни.

Юлий Цезарь ввел празднование Нового года с 1-го января, а сам месяц так назван в честь Януса Двуликого: это бог выбора, бог дверей и всех начал. То есть всякое начало, всякий выбор связывался с богом Янусом. Он изображался с двумя ликами, так что одно лицо смотрело вперед, а другое – назад. И когда наступает новый год, то считается: ну вот, в этот день провожаем старый год и встречаем новый.

Что касается елок, то традиция эта не везде в древнем мире присутствовала. Допустим, у кельтов она имела место. Кельты украшали ели, но не дома, а живые ели в лесу. Приходили и вешали на них какие-то украшения, какие-то предметы. Считалось, что таким образом они задабривают духов.

Если говорить уже про нашу страну, про Россию, то с момента крещения Руси и потом на протяжении нескольких столетий новый год традиционно считался начавшимся с 1-го марта. Причем, это новолетие, согласно преданию, связывалось с воспоминанием творения мира. Почему? Потому что когда мир был сотворен, то все расцветало, то есть Господь все создал в таком вот цветущем виде, как это мы видим весной. А так как весна наступает у нас 1-го марта, то, соответственно, 1-го марта и отмечался новый год.

Так было вплоть до XIV-го века, когда Новый год стал отмечаться совершенно в другой день. Московский Церковный Собор постановил считать началом нового года 1-ое сентября. 1-ое сентября остается у нас и сейчас церковным новолетием, то есть по церковному календарю: прибавляем 13 дней, чтобы перейти на новый стиль – 14-ое сентября.

1-ое сентября было как церковным, так и светским государственным гражданским началом нового года. И есть такое древнее предание, что когда был Всемирный потоп, и Ной вместе со своими детьми и животными спасся, то вышел он из ковчега именно 1-го сентября. Поэтому 1-ое сентября стало началом новой жизни возрождаемого человечества, и, таким образом, и началом нового года.

У нас на Руси по этому поводу, по поводу 1-го сентября, были особые постановления, и в 1492 году царь Иоанн Васильевич III-ий окончательно утвердил считать началом года 1-ое сентября. Но тут была следующая особенность: ведь это была пора сбора урожая, и поэтому на Руси, в отличие от других стран, новолетие никогда шумно, с гулянками и застольями не праздновалось. Это было обращение к Богу о благословении наступающего года.

После этого надо было срочно собрать урожай, потому что заканчивали сбор ко дню Покрова Божьей Матери, то есть к 1-ому октября – месяц буквально остается, – нужно было все закончить. Дней было не так много, требовалось оставаться в рабочем состоянии, поэтому так уж разгульно этот день не отмечали.

В этот день сам царь принимал участие в торжественном богослужении, он появлялся в Кремле, и была такая особенность, что именно 1-го сентября на начало года любой абсолютно человек, абсолютно любой – неважно, кто он, купец или простой крестьянин, мог подойти к царю с просьбой о любой милости.

Так продолжалось до Петра I-го. Как известно, Петр I-ый стал больше внимания обращать на западные страны, особенно его привлекали голландские традиции, и ему показалось, что Россия отстает от других стран уже в том, что отмечает праздник Нового года в иной день, нежели все отмечают.

Кроме того, было еще и такое различие: у нас летоисчисление шло от сотворения мира, а в западных христианских странах – от Рождества Христова. И Петр I-ый решил унифицировать нашу традицию с западными державами, чтобы уже исчислять года от рождества Христова и, соответственно, праздновать уже не 1-го сентября, а 1-го января.

Последний раз 1-ое сентября было отпраздновано в 1698-ом году в достаточно таком веселом пиршестве в близком дворцовом окружении с царем Петром. К нему подходили разные военные и гражданские чины, и он всех их одаривал яблоками. Поднимали они заздравные кубки, и каждый кубок сопровождался выстрелом из 25 пушек. А после этого Петр I-ый объявил как раз новый день празднования – 1-ое января. Как объяснил это сам Петр Великий: «Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах».

Но мне хочется зачитать вам небольшой фрагмент из его постановления по поводу Нового года, чтобы праздновать его уже 1-го января. Послушайте. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Вот такое было интересное постановление, что если хотите пьянствовать и бесчинствовать, то существуют другие дни, а вот 1-го января этим заниматься не надо.

Ну, на самом деле есть определенный смысл в этом постановлении. Почему? Потому что как у нас сейчас получается? Люди, в основном, заняты работой и мало времени проводят в семье, а с 1-го января сейчас у нас новогодние праздники – 10 дней выходных, и это время, которое надо уделять семье, играм с детьми, общению, чтению. То есть тут есть разумное зерно. Но, с другой стороны, не понятно, почему именно 1-го января? Кстати, именно Петр I-ый вводит установление новогодней елки.

Но я на что хочу обратить ваше внимание: когда Петр I-ый установил Новый год на 1-ое января, то это был, все-таки, юлианский календарь, то есть церковный календарь. Это значит, что Новый год по новому стилю совершался 14-го января, то есть после Рождества Христова. 25-го декабря по церковному календарю празднуется рождество Христово, а 1-го января – уже Новый год.

Но как получилось? Когда случилась Революция, то в 1918-тых или 19-ых годах у нас перешли на григорианский календарь. Ну и 1-ое января перепрыгнуло на 13-ть дней назад и стало раньше Рождества Христова.

Какой следующий момент? Мы уже привыкли, что елка – это обязательный атрибут, и она у нас уже соотносится с праздником Рождества Христова невольно. Но ель, повторяю, была введена только Петром I-ым, и она, собственно говоря, к Рождеству Христову первоначально никакого отношения не имела. Даже более того: в Древней Руси к ели было отношение даже отрицательное, считалось, что она не цветет, и хотя она всегда и одним цветом, но колючая – каких-то красивых цветочков на ней не появляется. Ель считалась даже символом смерти.

Когда в деревнях устраивали кабаки, то чтобы понять, какой из домов кабак, сверху этого домика ставили елку. И было такое выражение «пойти под елку», то есть сходить в кабак. То есть с самой елкой на Руси связывались некие отрицательные традиции.

Но когда эта елка была включена в атрибут новогоднего праздника, то что получилось? Повторяю, это был старый стиль. Эти дни приходились на Рождественские святки. И елка, как внешний атрибут, уже вписывалась в святки. Когда ходили и поздравляли друг друга с Рождеством, то видели в гостях украшенные ели, и невольно сама елка начинала напоминать о Христе, хотя в Палестине, где Христос родился, елей конечно нет.

И обычно, традиционно, устанавливали не елку, а Рождественский вертеп. Вертеп – это композиция икон Рождества Христова, то есть когда Богомладенец в пещере, Пресвятая Богородица, Иосиф Обручник, изображаются ангелы, которые на небесах воспевают Рождество Христово, изображаются пастухи и волхвы, идущие с востока к звезде. То есть вот эта вся композиция составляла Рождественский вертеп.

Рядом с ним с Петра I-го постепенно также стали наряжать и елку, и она, в конце концов, стала также восприниматься как атрибут Рождества Христова. Но к чему это привело? Когда совершилась Революция, то настолько уже ель соотносилась с Рождеством Христовым, что Советское правительство запретило праздновать Новый год и елки, «рождественские елки». Это было примерно в 30-ом году, и около 17-ти лет подобных праздников не совершалось.

Но люди все равно продолжали отмечать этот праздник, хотя 1-ое января считалось рядовым рабочим днем. Люди приобретали елки, прятали их, хранили где-то на балконе, и в день Нового года наряжали, пели колядки, хотя колядки далеко не все христианского содержания.

После Второй мировой войны советы поняли, что все-таки невозможно уже победить эту традицию и вернули как праздник, так и Рождественскую елку, точнее – новогоднюю елку. Однако они постарались все перевести на новый стиль, стали составлять новые сценарии особые, где Дед Мороз и Снегурочка не имели никакого отношения к религиозной традиции.

Теперь скажу немного по поводу Деда Мороза. Что это за традиция? Ну, на самом деле, довольно запутанная традиция. Мы знаем, что на Западе почитается Санта Клаус. Санта Клаус в переводе на русский – это «Святой Николай», Святитель Николай Чудотворец. В житии Святителя Николая повествуется, как он узнал об одном человеке, пришедшем в полную скудость и бедность. А у него было три дочери. Находясь в сильной нужде, человек уже стал думать о том, что придется зарабатывать средства за счет невинности своих дочерей. И тогда Святитель Николай три ночи подряд подбрасывал мешочки с золотом в дом этого человека. Этот его поступок и лег в основу современной традиции Санта Клауса, который сейчас одаривает подарками детей.

Затем писатель Томас Мур написал произведение о мальчике, который в Рождественские дни встречается с Санта Клаусом, то есть со Святителем Николаем, и поэтому Санта стал уже ассоциироваться этими с днями: с Новым годом и Рождеством Христовым. Самое интересное, что и Санта Клаус, и Дед Мороз изображаются одинаково: в красных одеждах с белым воротником, с седой длинной бородой.

И еще добавлю: в Греции – другая традиции. Там – Святой Василий, Агиос Василиос, Святой Василий Великий. А в Греции как раз на 1-ое января и приходится память Святителя Василия Великого. Этот Святитель тоже отличался благотворительностью, когда возглавлял паству Кесарии Капподокийской. Ему досталось имение от отца, он продал и полностью его роздал неимущим. Этот Святитель в Греции точно также приносит детям подарки, и точно также изображается в красной одежде, с белой седой длинной бородой.

Наш Дед Мороз – тут, может быть и влияние фольклора, народных каких-то традиций. Потому что в древности был бог, именуемый Морозом, считалось, что он сковывает колодцы, если он идет по лесу, то посохом стучит по деревьям, и они от этого трещат, в деревнях он узором окна украшает, и так далее. Дед Мороз, конечно, не всегда был таким «добрым дедушкой»: помните сказку «Морозко»? Он там девочку морозил в лесу. А в одном древнем варианте этой сказки, он так насмерть ее и заморозил.

Но постепенно этот образ стал приобретать новые добрые черты, и к концу XIX-го века он уже прочно вошел в культуру празднования Рождественских святок как некий сказочный персонаж, который несет подарки. Для детей это очень важно, потому что для ребенка сказка и игра – это очень близко, естественно. Поэтому для ребенка – это всегда радость, утешение. И образ Деда Мороза никогда Церковью не преследовался.

Единственно, был такой момент во время Первой мировой войны, когда Священный Синод в 1916 году временно запретил Рождественские елки «как немецкий обычай», было сказано. Мы тогда воевали с Германией, и отношения дошли до такого накала, что отменили елку. Но ненадолго. Потом ее вернули.

Снегурочка также появляется на рубеже XIX-го – XX-го веков, это персонаж не такой древний, как кажется. В основу образа Снегурочки легло произведение Островского, ей посвященного. А в советские годы эти образы, и Снегурочки, и Деда Мороза, попробовали полностью оторвать от Рождественских святок.

Вообще, в мире существуют самые разные приметы и традиции, связанные с празднованием Нового года. Допустим, в Италии считается, что поскольку мы прощаемся со старым годом, то надо выбрасывать старые вещи. Даже бывало, что выбрасывали старую мебель – из окон летели диваны. Сейчас, конечно, уже не летят: итальянская мебель достаточно дорогая теперь. Но вот считалось, что старые предметы надо выбросить. И до сих пор что-нибудь, да выбрасывают из окон.

В Испании начинают отмечать еще 28-го декабря. 28-ое декабря в Испании – это подобие нашего 1-го апреля, проще говоря «день дураков», так скажем. А на Новый год считается, что когда часы бьют двенадцать ударов, чтобы в следующем году жить сыто и богато, надо при каждом ударе часов съесть одну виноградинку. Вот такая традиция.

Очень распространена традиция считать, что как встретишь первый день года, так весь год и пройдет. То есть если встретишь его в веселии, сытости, беззаботности, то так будет и весь год. Подобное отношение, кстати, было еще в древнем мире, и Святитель Иоанн Златоуст изобличал эту традицию.

Послушайте, что он писал в Слове на Новый год: «Происходящие сегодня дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город... А более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия». Ну, согласитесь, есть некая аналогия с сегодняшним днем.

«Нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но — по нашему усердию или беспечности».

Ну, вот как же нам относиться к празднику Нового года? По сути, конечно, установление Петра I-го относится к 14-му января, потому что тогда (и сейчас по церковному календарю) Рождество должно предшествовать Новому году, и здесь какой еще смысл? Наступает Рождество Христово, а через восемь дней – праздник Обрезания Господня и память Святителя Василия Великого.

В ветхозаветной традиции обрезание обозначало посвящение человека и включение его в богоизбранный народ. Поэтому именно с момента обрезания начиналась подлинная жизнь человека, вошедшего в Израиль. И восьмой день после Рождества Христова – он как раз более понятен в смысле его празднования: когда отмечается Обрезание Господне – то это и посвящение нового наступившего года, включение его в некую богоизбранность.

Мы выше упомянули Грецию, а в Греции следующая особенность: они перешли на новый юлианский стиль, поэтому они празднуют Рождество 25-го декабря, у них Рождество раньше, чем у нас, а 1-го января (которое с нашим как раз совпадает) празднуется Василий Великий: Агиос Василиос приносит подарки детям. У нас же Святой Василий будет отмечаться 14-го января.

1-го же января у нас – память святого мученика Вонифатия. Это святой, которому молятся против пьянства, люди, страждущие алкоголизму как раз к нему и обращаются в поисках молитвенной помощи. И, конечно, очень странно в день памяти святого Вонифатия напиваться допьяна! 2-го же января – память святого Иоанна Кронштадского, то есть того святого, который тоже много боролся против пьянства. Ну, а у нас многие люди как раз эти дни посвящают указанной страсти, заканчивают их в болезни, в больницах, а некоторые и умирают, потому что на Новый год известна статистика: очень много замерзших на улицах.

Хочется вот еще на что обратить внимание: у всех у нас есть какие-то родственники, знакомые, которые отмечают этот день. Ну а как нам вообще относиться к 1-му января по новому стилю? Как мы должны: праздновать или не праздновать, отмечать или не отмечать? Тем более что с этого времени начинается самый ответственный период в подготовке к Рождеству Христову. Если до этого времени Рождественским постом в некоторые дни дозволяется рыба, то с этого момента наступает строгий пост. И как нам быть? Ведь некоторые родственники у нас все-таки встречают новый год!

Ну, мы все-таки живем в государстве, где 1-ое января считается выходным днем и считается праздником. У нас все-таки все расписания, все графики работ учитывают этот праздник, поэтому мы не имеем права, как граждане своего государства, полностью эти праздники игнорировать, обходить стороной. И если кто-то из наших родных отмечает, мы не должны им препятствовать, а если приглашают – то можно и поучаствовать, но вкушая, скажем так, постную пищу, морепродукты какие-нибудь там, и саму это встречу посвятить темам духовным. Допустим к предстоящему празднику Рождества Христова затронуть какие-нибудь темы связанные именно с христианством. То есть сам этот день можно употребить, чтобы был какой-то смысл возвышенный.

Но отмечать его так, как отмечают обычные невоцерковленные люди, абсолютно нет никакого смысла. Потому что ну какой тут глубокий смысл? Ну, начался новый год, то есть на еще один год мы приблизились к смерти, постарели на один год. А что тут дальше-то? Ну, перелистнули лист календаря. Тогда как главный акцент, главное внимание в эти дни должны быть направлены на Рождество Христово, потому что Рождество Христово – это не просто календарная дата, а это дата события ключевого для всего человечества! Потому что Сам Сын Божий пришел на землю, чтобы людей возвести к небу.

И если светские праздники – это в лучшем случае гастрономическое веселье, о чем-нибудь поговорить, кого-нибудь поосуждать, то церковный праздник дает не только телесное какое-то послабление человеку, потому что пост заканчивается, но и глубокий духовный смысл. Поэтому для верующего человека на первом месте находится, конечно, Рождество Христово, а гражданский праздник Нового года, в принципе, не настолько для нас актуален.

Но и видеть в нем чего-либо бесовское тоже не имеет смысла, потому что это просто отсчет дней: вот так положено в нашем государстве по новому григорианскому календарю начинать отсчет с 1-го января, и какой-нибудь грех здесь может быть только от поведения людей в этот день, и не более того.

Плюс еще, что мы заметим: у нас по церковному календарю 1-ое сентября остается началом церковного года, началом новолетия, и в этот день (по новому стилю 14-го сентября) служатся молебны для благословения на грядущий год.

Спаси вас, Господи!

Кандидат богословских наук Валерий Духанин

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий