Православие как исцеление

Протопресвитер Георгий Металлинос

Если бы мы хотели условно определить православное христианство, мы могли бы сказать, что оно есть опыт явления Несотворенного (Бога) в истории, а также возможность тварного (человека) стать Богом «по благодати».

Исходя из данности постоянного присутствия Бога во Христе в реальности исторического бытия, христианство предоставляет человеку возможность обожения, подобно тому, как медицина предоставляет ему возможность поддержания или восстановления здоровья через осуществление конкретного лечения и соблюдение определенного режима. Автор имел возможность на своем личном опыте убедиться в сходстве медицины и церковного пастырства, потому как, будучи одновременно диабетиком и христианином, он осознал, что в обоих случаях он должен четко следовать и тем, и другим указаниям для достижения полного исцеления.

Единой и абсолютной целью жизни во Христе является обожение, то есть единение с Богом, при котором человек, приобщаясь к несотворенной энергии Божией, становится «по благодати» тем, чем является Бог по природе своей (то есть безначальным и бесконечным). Такова сущность спасения в христианстве. Оно заключается не в нравственном совершенствовании человека, но в его воссоздании во Христе, в новом творении человека и общества через бытийную и экзистенциональную связь со Христом, Который есть явление Бога во плоти в истории. Это отражают слова апостола Павла (2 Кор. 5: 17): «кто во Христе, тот новая тварь». Достигший единения с Христом является новым творением. И потому в христианстве вочеловечивание Слова Божиего, спасительное «вторжение» Вечного и Вневременного в историческое время знаменует начало нового мира, в полном смысле этого слова «новой эры» (Νew age), продолжающейся на протяжении веков в ликах подлинных христиан, то есть святых. Церковь как Тело Христово и как общение во Христе присутствует в мире, чтобы нести спасение, и знаменует собой вступление на путь возрождения. Эта спасительная миссия Церкви осуществляется особым целительным способом, следовательно, Церковь по существу своему играет в истории роль всемирной Лечебницы. «Духовной лечебницей» называет Церковь святой Иоанн Златоуст (+407). Далее будут даны ответы на следующие вопросы: 1) Какую именно болезнь исцеляет православное христианство; 2) какой метод исцеления оно применяет и 3) какова сущность подлинного христианства и чем оно коренным образом отличается от ересей и от всех форм религии.

1. Болезнь человеческой природы является следствием грехопадения человека и всего творения, страдающего («совокупно стеная и мучаясь» (Рим. 8: 22)) вместе с ним. Этот диагноз может быть поставлен любому человеку, независимо от того, христианин он или нет, верующий или неверующий, на основании исходного природного единства всего человечества (см. Деян. 17: 26). Православие не замыкается в узких рамках вероисповедания, пекущегося лишь о своих последователях, но, подобно Богу, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), ведь Господь «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4: 10). Итак, недуг, о котором свидетельствует христианство, является общечеловеческим (Рим. 5: 12 «и смерть перешла во всех человеков, потому что… (по причине этой смерти) все согрешили» (значит, сошли с пути к обожению). И поскольку грехопадение (недуг) есть явление общечеловеческое, то и исцеление-спасение непосредственно связано с внутренним миром каждого человека.

Естественное (подлинное) состояние человека определяется, согласно святым отцам, действием в нем трех систем памяти, две из которых исследует и контролирует медицина, тогда как третья попадает в сферу пастырского исцеления. Первая система – это клеточная память (ДНК), определяющая все в человеческом организме. Вторая система – это клеточная память головного мозга, его деятельность, определяющая наши отношения с самим собой и с нашим окружением. Обе эти системы изучает медицина, и она же заботится об их правильном функционировании.

По свидетельству святых, существует еще одна системы памяти: сердечная или душевная память, сосредоточенная в сердце. Сердце, согласно православному учению, выполняет не только физиологическую функцию – насоса, перекачивающего кровь. Святые отцы учат, что наше самосознание сконцентрировано не в головном мозге и не в нервной системе, но в сердце. Ибо сердце обладает не только естественными, но и превосходящими естество функциями. При наличии определенных условий оно становится пространством общения с Богом, то есть с Его несотворенной энергией. Очевидно, что это возможно постичь лишь из опыта святых, а не на основе логического мышления или интеллектуального богомудрования. Святой Никодим Святогорец (+1809), подводя итог всей святоотеческой традицией в своей книге «Увещевательное руководство», называет сердце центром как естественным и сверхъестественным, но и противоестественным, когда сверхестественная сторона ослабевает и сердце управляется страстями. Сверхъестественная работа сердца является необходимым условием для завершения и окончательного формирования человека, то есть для его обожения как полного его включения в общение во Христе.

В своей сверхъестественной сфере сердце становится пространством активизации ума. Согласно терминологии православия, ум, называемый в Новом Завете «духом» человека и «оком души его», есть энергия души, посредством которой человек познает Бога, достигая духовного созерцания Бога – боговидения. Конечно, необходимо оговориться, что познание Бога означает не познание его недоступной и непостижимой Божественной сущности, но Божественной энергии. Различение сущности и энергии в Боге является важнейшим отличием православия от других вероисповеданий христианства. Деятельность ума в сердце называется «умным деланием» (noetic faculty). И вновь отметим, что Ум и Логос (Рассудок) в православии не отождествляются, ибо рассудок сосредоточен в мозге, а разум в сердце.

Умное делание осуществляется как непрестанная молитва (ср. 1 Фесс. 5: 17) Святого Духа в сердце (ср. Гал. 4: 6; Ром. 8: 26; 1 Фесс. 5: 19) и называется святыми отцами «памятью Божией». Человек, имея в сердце «память Божию», то есть, слыша в своем сердце Его «зов» (1 Кор. 14: 2; Гал. 4; 6 и т. д.), ощущает, что Бог «живет в нем» (Ром. 8: 11). Василий Великий во втором письме говорит, что память Божия пребывает в нас непрестанно, если разум не рассеивается на земные заботы, но «восходит» к Богу, то есть достигает общения с Богом. Однако это не означает, что верующий, настроенный в своей деятельности на Божественную энергию, полностью отрешается от необходимых житейских вещей, пребывая в бездействии или в некоем экстазе, но означает лишь освобождение ума от забот, которыми должен заниматься рассудок. Покажем это на понятном примере. Ученый, научившийся умному деланию, при помощи рассудка решает научные вопросы, тогда как ум, заключенный в его сердце, хранит неизменной память Божию. Человек, сохраняющий все три вышеуказанные системы памяти, является святым. Такого человека православие считает здоровым (normal). И потому православное исцеление состоит в приведении человека к такой святости.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий