Рассказ советского паломника: милицейские облавы на пути в Дивеево

При подходе к «камешку» нас встретили люди с взволнованными лицами: нагрянула милиция на мотоциклах, вылавливали молодых паломников. Мы бросились в кусты, просидели там некоторое время и, получив сигнал о том, что облава закончилась, приняли участие в общих молитвах… Чего в 1980-е стоило побывать в местах, связанных с жизнью прп. Серафима Саровского, рассказывает очевидец

Ирина Дьякова

 Преподобный Серафим Саровский

Свое летнее путешествие 1979 г. мы с мужем Павлом начали с посещения Куликова поля, потом была Старая Рязань, где мы познакомились с двумя благочестивыми сестрами-старушками, молившимися перед потрясающей красоты иконами старого («Дионисьевского») письма; старинный город Касимов.

Наконец, промчавшись по Оке в крылатой ракете с небольшими остановками по дороге в красивых местах с красивыми, но недействующими церквами, мы оказались в маленьком и уютном городке Муроме. Отпуск подходил к концу, но ничего особенно выдающегося за время путешествия не случилось.

И вот, глядя на карту, я вдруг заметила, что от Мурома рукой подать до Арзамаса, а там уже начинались места, связанные с именем преп. Серафима Саровского, о которых мы были наслышаны от нашего московского приятеля. Он же рассказывал о замечательных людях, с которыми ему там удалось познакомиться, в частности о девушке Марии, яркой представительнице «народа-богоносца», в поисках которого мы, несколько лет назад принявшие крещение, тогда пребывали. К тому же мы недавно прочли «Беседу» преподобного с Мотовиловым, произведшую на нас большое впечатление.

На календаре 30 июля – через два дня как раз память великого святого. Но как узнать адрес? Мобильных телефонов тогда не было, идем на почту и заказываем разговор с Москвой. Приятель, который все лето проводил на подмосковной даче, «случайно» оказался дома и рассказал, как добраться до нужного нам села Бабино. Два часа в ночном поезде Муром — Арзамас, час езды на автобусе, еще 5 км пешком по проселочной дороге в сторону от шоссейной трассы, и мы уже в доме, где живет Мария Краснова со своей старенькой мамой Аксиньей. Поскольку это был день накануне праздника преп. Серафима, все верующие жители села уже ушли крестным ходом в лес, «на камешек». До революции там, в 12 км от Бабина, находился женский скит, и вот, по преданию, преп.Серафим дал одной из насельниц скита небольшой «камешек», велел его положить на полянке в лесу и сказал, что после его смерти и грядущих исторических катаклизмов, когда не будет больше доступа в места, где он подвизался, люди будут приходить к этому камешку, молиться и вспоминать его, «убогого» Серафима. Согласно преданию, за долгие годы «камешек» увеличился в размерах, накрепко врос в землю. Теперь в дни памяти преподобного туда съезжаются люди со всей России, чтобы почтить своего любимого святого (ведь Саров, место подвигов преп. Серафима, в то время был «закрытым» городом). Атеистические власти всячески этому препятствовали. Устраивали облавы на паломников, задерживали их, особенно тех, что помоложе. Как-то даже пытались с помощью трактора выкорчевать камень, но не смогли – камень не поддался. Верующий народ продолжал совершать паломничества к этому святому месту.

Мария с утра не ушла со всеми, задержалась, т.к. надо было подоить коз. Нам это пришлось кстати, так что теперь вместе с ней и еще несколькими задержавшимися из-за своих трудовых обязанностей «девушками» мы отправились в двенадцатикилометровый путь под палящими лучами солнца. Надо сказать, что в русской глубинке «девушками» называли, необязательно молодых, женщин, которые не выходили замуж и жили, что называется, соблюдая себя. Нашей Марии было тогда 33 года.

Пришли мы вовремя. Вокруг камня сидели и стояли группки верующих, читавшие нараспев акафист преподобному Серафиму. Мы увидели людей, ползающих вокруг камня на коленях, беспрерывно крестящихся; некоторые из них издавали какие-то хрюкающие или лающие звуки – это были бесноватые, которые хотели получить облегчение от молитвы у камня, связанного с именем преподобного. Время от времени из леса выныривали новые группки людей – как правило, впереди шел крепкий бородатый старик с палкой, а вокруг него вились несколько юродствующего типа женщин, но иногда среди них были и молодые парни. Из разговоров выяснилось, что там были люди из Сибири, из Вятки (г. Киров), многие из Нижнего Новгорода, из Молдавии, из Абхазии и т.д.

Меня вдруг что-то кольнуло изнутри – я поняла, кто эти люди! Как раз незадолго до этого я закончила перевод книги польского эмигранта Ю. Мацкевича «Под сенью креста», главным образом посвященной взаимоотношениям Православной и Католической церквей в 20-м веке, где описывалась и религиозная ситуация в современной России (к сожалению, перевод пропал во время обысков, которым мы подвергались со стороны «органов»). За неимением, по-видимому, других источников, автор цитировал советский «Справочник атеиста». В частности, там говорилось об Истинной Православной Церкви, члены которой собираются на т.н. святых местах в дни церковных праздников. И вот я впервые в своей жизни воочию вижу этих самых людей – с некоторыми из них мы впоследствии подружились и даже ездили к ним в гости. Эти люди считали себя «тихоновцами», не вступали в колхозы, не брали советских паспортов, некоторые даже отказывались от пользования электричеством и т.п. Многие из них не посещали официальных церквей. Правда, наши друзья из Бабино вполне признавали Московскую Патриархию, время от времени причащались в храмах. Чаще всего для этого они ездили в Арзамас.

Когда-то в их селе была своя церковь, в 1937 г. она была взорвана, но прихожане сохранили иконы и богослужебные книги из нее, и каждое воскресенье они именно в доме Марии и Аксиньи служили сначала утреню, а потом т. н. обедницу, т.е. те части литургии, которые можно вычитывать и петь без священника. Аксинья, будучи неграмотной, знала наизусть все церковные песнопения, ну а Мария, можно сказать, была весьма квалифицированным псаломщиком, прекрасно ориентируясь в богослужебных книгах. Все они (Мария и ее подружки) обладали замечательными голосами, их хор славился во всей округе и, конечно, занимал почетное место на праздновании у камешка, хотя были неплохие хоры и из других мест, из Вятки например.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий