Русский народ и православие — становой хребет России: Мнения священнослужителей

Православие, инославие и экуменизм

Ряд общественных деятелей, предпринимателей и политиков предложил, чтобы в проекте Основ государственной культурной политики России была четко оговорена роль православия и традиционных ценностей как главных и исконных черт российского общества и его культурного развития.

Напомним, в мае этого года по поручению президента РФ Владимира Путина был разработан проект Основ государственной культурной политики России. В настоящий момент документ проходит общественные обсуждения. В ноябре должна появиться финальная версия проекта.

«Поскольку культура не существует в отрыве от общества и оказывает влияние на все сферы его жизни, логично было бы закрепить в стратегии фундаментальные, естественные для России, традиции и систему ценностей», — считают, в частности, эксперты Фонда святителя Василия Великого.

Авторы поправок предлагают прописать в проекте определение русской цивилизации как центра культуры народов России, а также четко обозначить ее основы: православную веру и установку на семейно-ориентированные традиционные ценности. «Именно в семье мы получаем базовые представления о жизни, о нравственных ценностях, о моральных нормах. Поэтому государственная культурная политика обязана быть семейно-ориентированной, – говорится в поправках. – Православию в свою очередь должна быть отведена в культурной стратегии основополагающая роль, поскольку исторически все формы русской культуры так или иначе были связаны с православным христианством».

Отметим, что до сих пор все призывы признать de jure за русским народом и его культурой особую, государствообразующую роль отвергались как дискриминирующие граждан иных национальностей.

«Как бы вы прокомментировали предложение общественников? Имеет ли оно, на ваш взгляд, шансы быть принятым?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков
доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета,
председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

Мне кажется, это давно назрело. Необходимо юридически закреплять то, что и так есть, — иначе положение, не закрепленное юридически, становится нестабильным. Начинают формироваться некие иллюзии и у тех, кто думает, что он может воспользоваться своими правами, а на самом деле их нет, а с другой стороны те, кто реально пользуется этими правами, думают, что ущемлены, раз их права не оговорены. Такая вот несообразность.

А обид не должно быть, потому что народы – это субъекты исторических процессов. Каждый народ имеет свои способности. У некоторых есть прирожденный инстинкт строительства государства. Например, древние египтяне три тысячи лет строили свое государство, китайцы строят уже пять тысяч лет. И русский народ имеет такой дар от Бога. Это не похвальба, это просто нам дано, и мы должны этот дар реализовывать. Мы его и реализуем на протяжении тысячи лет. И не должно быть обиды у других народов, что не они ведущие в этом строительстве. Ведь никогда не строили свои государства якуты или чукчи. Им хорошо в государстве, которое выстраивает русский народ на православных основах. Именно это и надо закреплять, чтобы все народы видели свое место, потому что только на своем месте можно быть счастливым.

Мы видим примеры Украины или Грузии, демонстрирующих неумение выстраивать политику в отношении других народов. Вот что значит не иметь Божьего дара!

Но чтобы русский народ был способен и дальше строить свое государство, это необходимо закреплять в юридических нормах, не унижая другие народы. Если этого не сделать, государство в конечном итоге развалится.

Протоиерей Алексий Кульберг
настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге,
руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии

Сейчас много говорят о необходимости национальной идеи. А в этом случае обязательно появятся вопросы: куда мы движемся, с какой целью происходят те или иные процессы. Благодаря этой инициативе — закрепить законодательно культурно-исторические, в том числе, религиозные ценности, можно будет дать ответы на вопросы: куда мы движемся, кого поддерживаем, а кого видеть у себя не хотим. Демократические, общечеловеческие, общемировые ценности таких ответов не дают. Именно в этом заключается слабость нашей политики последних десятилетий.

Если инициатива общественников найдет поддержку, это даст возможность сплотиться вокруг культурообразующего русского народа другим народам, издавна проживающим на территории Российского государства — и не в ущерб их культуре и верованиям.

В любом случае, такие явления, как однополые «семьи», усыновление детей извращенцами – антикультура. Если инициативу общественников одобрят, все народы, населяющие нашу страну, будут защищены от подобного.

Протоиерей Алексий Новичков
Директор православной гимназии протоиерей,
настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери
села Душоново Щелковского района Московской области

Русским становится всякий человек, который сумел себя сформировать себя из трех составляющих. Первая – это православие как основа системы ценностей. Вторая — русский язык. На нем человек, прежде всего, разговаривает с Богом. Русский язык основан на церковно-славянском, на котором ведет разговор с Богом Русская Православная Церковь. И третья важная составляющая в жизни русского человека — земля, которую мы получили от бога; наша огромная территория со всеми ее богатствами, данная нам Господом не только для того, — вернее, совсем не для того, чтобы мы просто качали из нее нефть и газ. Она уготована для той цели, которую легко можно угадать, глядя на эту огромную, Богом данную нам землю — Россию.

Русский народ – единственный, кто знает ответ на вопрос, для чего он в этом мире и какие у него цели в XXI веке. И если это будет наконец-то отражено в каких-то основополагающих документах, которые определяют жизнь Российского государства, такое можно только приветствовать.

А людей, понимающих важность того, чтобы были сформулированы наши задачи, цели, ответы на главные вопросы, можно назвать новыми отцами-основателями. Хотя отец-основатель Российского государства — Бог.

Священник Филипп Ильяшенко
клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе,
заместитель декана исторического факультета ПСТГУ,
кандидат исторических наук, доцент

Если этот, в общем-то, очевидный для любого по-настоящему образованного и честного человека факт не будет зафиксирован законодательно, а затем и реализован с целью воспитания в подрастающем поколении понимания этих ценностей, вопрос придется ставить уже по-другому: имеются ли шансы на существование у самой России?

Сегодняшнее отречение от христианских основ, христианских ценностей в Европе, да и во всем западном мире, скорее всего, приведет к тому, что Европа лишится христианско-европейского будущего, обретя взамен, допустим, исламское. Эти ценности обязательно нужно сохранять, преумножать, защищать и передавать подрастающему поколению.

Я надеюсь: здравомыслия, человеческой и политической проницательности нашего президента хватит, чтобы понять: нужно не только сформулировать инициативу, но и закрепить ее законодательно, а затем воплотить в жизнь. Это национальная задача нашей страны.

Иерей Святослав Шевченко
руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью

Я считаю, такой документ имеет право на существование. Несомненно, в законодательных актах должен быть отражен вклад православной культуры в формирование российского государства. А всем возмущающимся, недовольным и протестующим на том основании, что у нас многоконфессиональная страна, не помешало было вспомнить историю.

Можно с уверенностью сказать: православие сыграло огромную роль в формировании русского народа как нации. Русский народ такой потому, что он имеет «религиозную генетику». У многих наших пословиц и поговорок евангельские, библейские корни. «Не плюй в колодец…», «Не копай яму другому…», «Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай и с другими» – это все евангельские истины, и они прочно вошли в нашу жизнь. Русский народ терпелив, он всегда только оборонялся, но не наступал.

Поэтому недооценивать роль православия для нашей культуры значит лукавить, лгать. Да, наше государство – многонациональное: мы всегда жили в мире с другими народами. Это тоже наша национальная черта. Так вот, когда говорят, что государствообразующая нация – русский народ, нужно вспоминать и о государствообразующей религии – православии.

Иерей Вячеслав Кочкин
благочинный Адамовского округа Орской епархии,
руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки

Я думаю, предложение общественников пока принято не будет — большей частью из-за псевдолибералов, которые за якобы общечеловеческими ценностями скрывают свои истинные намерения — попытки разрушить наше государство. Так называемый «Марш мира» еще раз продемонстрировал: этих людей много, они сильны. Но все ложные либеральные ценности постепенно отсекаются, и вещи начинают называть своими именами.

Роль Русской Православной Церкви — культурообразующая для нашей страны, и я считаю, это обязательно это нужно зафиксировать не только в «Основах государственной культурной политики России», но и даже в Конституции. Это исторически верно, это правильно и необходимо.

Священник Михаил Артеменко
клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области,
психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

Конечно, шансы воплотиться в жизнь у инициативы общественников есть — как известно, спрос рождает предложение. Возрождение православных ценностей ведет к возрождению нашей страны – умные люди это прекрасно понимают.

Церковь всегда учила нравственности. Это сейчас необходимо нашей стране, и то, что мы движемся в верном направлении, можно только приветствовать. Мы прекрасно понимаем: у нас в России, где 92% населения называют себя православными, роль Православной Церкви должна быть оговорена.

Священник Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

Культурообразующая роль Русской Православной Церкви и русского народа для нашей страны совершенно очевидна, отрицать ее бессмысленно, история нам об этом свидетельствует. И ничего дискриминирующего другие народы в этом нет: все народы, сохраняя свои традиции, существовали в нашем государстве на протяжении многих веков мирно и благополучно.

Требование умолчать о роли Русской Церкви и русского народа связано с духом современности: в наши дни традиционные ценности признаются отжившими и не соответствующими либеральным нормам. Это признак деградации и разрушения общества. Отсутствие культуры и государствообразующих факторов в виде Церкви приводит к тому, что это общество начинает жить по другим законам.

Кроме того, примеров государств с соблюдением религиозных традиций в мире хватает. Например, в Иране, в ОАЭ не только не скрывают, но и всячески утверждают, что ислам сыграл существенную роль в жизни их государств. Почему в нашей стране мы стыдимся быть русскими и православными, когда другие народы нисколько не стесняются быть собой? Это удивительно.

Другое дело, что подобное нововведение нельзя внедрять насильственно. Но признавать его в качестве значимого фактора в истории современной жизни, на мой взгляд, следует.

Исмаил-хаджи Бердиев
председатель ДУМ Карачаево-Черкесии,
председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Выделять один народ и одну конфессию не получится. Если у нас государство светское, то выделять какую-то одну из конфессий значит обидеть другие. Поэтому не надо вообще включать эту тему в проект. А вот указать, что основа именно русского народа – православие, необходимо.

Но на общегосударственном уровне выделять одну из конфессий неправильно. Или же тогда надо говорить обо всех традиционных религиях нашей страны, чтобы для разных сектантов не было лазеек. Так, мне кажется, будет лучше всего.

Фагим-хазрат Шафиев
муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ,
руководитель Союза мусульманской молодежи России

Если эту инициативу положительно встретят широкие слои гражданского общества и поддержат ее, значит, так и должно быть.

Но если навязывать и проталкивать подобные инициативы, у населения пойдет обратная реакция. Тем более сегодня нет такой конфессии среди традиционных, которая могла бы пожаловаться, что ее права как-то умаляются в России. Тем более такого нельзя сказать о православии, и мы это все знаем. Госаппарат и чиновники и так поддерживают православные инициативы. Государство до сих пор продолжает возвращать конфессиям отобранное ранее имущество, в том числе принадлежащее Православной Церкви. Так что жаловаться точно не на что, а вот принимать поправки надо очень внимательно.

Алексей Гришин
Член Общественной палаты РФ (2011—2014гг.),
президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество»

Безусловно, хребет общерусской культуры – это Православная Церковь. Конечно, ее развитие наложило огромный отпечаток на все наше общество, и рассматривать российскую культурную идентичность без РПЦ просто невозможно. Поэтому упорство отдельных чиновников, которые ссылаются на положение Конституции о том, что у нас светское государство, вызывает удивление. Культура у нас же не светская, в ней заложены религиозные традиции.

Еще один неправильный тезис: подобная поправка якобы обидит другие народы. Но, простите, татарский народ четко говорит, что ислам оказал огромное влияние на формирование татар как нации. А Татарстан внутри России. Почему же тогда мы не говорим, что это оскорбляет других российских граждан? То же самое почти во всех республиках Северного Кавказа — везде говорится о существенной роли ислама. Почему мы боимся сказать, что православие – это основа культуры многих народов, включая коренной русский народ? Почему мы должны отрицать наследие наших предков? Почему мы национально-культурную идентичность должны вычеркивать в угоду мнимой толерантности? Когда мы смотрим на Саудовскую Аравию, на бушующий везде «ИГИЛ», мы понимаем: если не включим православие в нашу идентичность, будет трудно противостоять агрессивным псевдорелигиозным течениям.

И давайте говорить, что у нас культура построена не на одном только православном христианстве. Можно добавить — с участием братских религий. И потом, наша национально-культурная идентичность в царские, советские и нынешние времена построена на дружбе народов, на единстве в одном государстве разноверцев, и это смысл России. Почему мы должны это исключать?

А стыдливо обходить эту тему равносильно тому, как на уроках анатомии говорить, что некоторых частей тела нет. Все равно же все знают, что они есть. В таком случае весь этот документ будет настолько выхолощен, что потеряет всякий смысл.

Источник: Regions.ру

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий