Совет старейшин Республики Алтай принял решение захоронить мумию Принцессы Алтая

Принцесса Укока

На Алтае решили захоронить мумию скифской принцессы Укока.

Практически единогласно Совет старейшин Республики Алтай принял решение захоронить мумию Алтайской принцессы, сообщили представители движения этнических алтайцев.

Совет старейшин прошел в понедельник вечером 18 августа в Горно-Алтайске, в здании национального драматического театра. В совете старейшин участвовали зайсаны – главы всех алтайских родов, старцы и уважаемые жители республики. На совете присутствовал и глава республики Александр Бердников.

Участники совета практически единогласно проголосовали за захоронение мумии. Против проголосовал только один человек – бывший Эл Башчи алтайского народа Борис Алушкин. 

«Поскольку совет старейшин принял решение, мумия почитаемой женщины наконец-то будет захоронена. Теперь следующим шагом станет принятие местного закона, на основании которого мумия будет захоронена. Еще одним важным шагом станет подготовка одежды, утвари, принятие ритуала захоронения», — сказал один из участников Совета старейшин, зайсан рода телес Акай Кине.

Мумия была найдена новосибирскими археологами в 1993 году на плато Укок в захоронении V-III веков до нашей эры. Эта находка была названа одной из самых значимых в археологии во второй половине ХХ века. Почти два десятилетия ученые хранили мумию в новосибирском Академгородке, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Осенью 2012 года ученые решили вернуть мумию в Республику Алтай после того, как завершили с ней все исследования. Сейчас мумия хранится в национальном музее в Горно-Алтайске.

Все время с начала извлечения мумии ведающие люди Алтая требовали захоронить ее обратно. В этом году – после сильнейшего наводнения в регионе – аналогичные требования вспыхнули с новой силой.

Согласно верованию алтайцев, мумия женщины, которую извлекли ученые, является Хранительницей покоя Ак-Кадын (Белая Госпожа), которая стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Источник: Новости Алтая

Справка:

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала) — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологииконца XX века. Согласно верованиям коренного населения Алтая, «принцесса», которую на Алтае называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Полосьмак Н. В. и Деревянко А. П. высказали предположение о том, что Алтай мог быть одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия мифа о фантастических птицах — охранниках золота. Своё предположение авторы основывают на интерпретации следующих слов Геродота:

«…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди, за аримаспами — стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем». (Геродот, кн. IV, 13)

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль».

Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым.

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во времяконфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татарыпозднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам.

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке.

Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана, причиной стихийных бедствий, что обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия. В свою очередь Эмилия Алексеевна Белекова, И. о.директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», — сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника. «Все найденные при раскопках вещи — это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», — сказала Белекова.

Академик Вячеслав Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:

« Не стоит называть ее «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте – а мы вернем «принцессу» на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай.Самое интересное, что эта мумия – далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий