Святитель Василий Великий, а не Санта Клаус

Дед Мороз &санта Клаус

Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей в Каппадокийском городе Кесарии, около 330 года, в царствование императора Константина Великого.


Отец Василия наставлял его не только в христианской вере, но учил и светским наукам, который ему были хорошо известны, так как он сам преподавал риторику, т. е. ораторское искусство, и философию.

Святитель Василий совершенствовал своё образование в Константинополе , а затем в Афинах. Он в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.

Он одним из первых выступил против Арианства. Он основал знаменитую «Василиаду»- комплекс благотворительных фондов, богадельню, приют, дом престарелых, гостиницы, больницы для бедных и т.д. Его благотворительная деятельность была, пожалуй, новаторской для той эпохи .

За свою короткую жизнь (+379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде верующих. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Размышляя над всем этим, трудно представить себе эту почтенную, духовную и аскетическую фигуру Восточной Православной Церкви, в образе ожиревшего старого обманщика, в обличье цвета Coca Colа, который взбирается на наши балконы по проводам разноцветных лампочек, как вор. Что же происходит? А происходит то, что ''то'' , что мы видим в качестве рождественского украшения на балконах, ёлках, в на витринах магазинов, вовсе не Святой Василий, а западное языческое наследие, которое носит имя Санта-Клауса.

Santa Claus: Thomas Nast

Санта-Клаус является частью европейского фольклора. Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Первоначально 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от его имени. Однако в период Реформации, когда не одобрялось почитание святых, в Германии и сопредельных странах персонажем, который раздаёт подарки, стал младенец Христос, а день их вручения был перенесён с 6 на 24 декабря, то есть на время рождественских ярмарок. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени святого Николая, однако теперь это происходило уже в конце декабря, на Рождество. Но в некоторых европейских странах ещё остаются в силе более старые традиции. Так, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтерклаас, малыши могут получать подарки от его имени и на 5 декабря, и на Рождество.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне превратившееся в город Нью-Йорк, образ святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

Томас Наст,  "Веселый Старый Санта-Клаус",  1 января 1881 издание Weekly Харпера..

Сегодняшний Санта Клаус – совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног... Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он – в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

То, что они не понимают, что такие коммерческие aivasilis не имеет ничего общего с Рождеством, с нашей Romaika Рождества. Ellinoromioi, приятно поддерживается многочисленные остатки наших дохристианских традиций новогодних. Таковы гоблины и дерево жизни. С каких это пор мы показали Деда Мороза? Импортировали в содействия торговле и по телевизору? Я считаю, что те, кто заинтересован в создании таких символов с нетерпением ждем двух вещей, в частности. Экономическая прибыль и apochristianopoiisi наших праздников. Довольно много знают, кто они и какова их религия .

Санта Клаус тоже пьет кока-колу!

Еще через 50 лет, в 1931 году, по заказу кампании «Кока-кола» (нужна была неизбитая торговая марка нового газированного напитка) художник Хеддон Сандблом в рамках рекламной акции «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» немного «модернизировал» знакомый всем образ. Он придумал некий гибрид гнома с Дедом Морозом – в красном колпаке с белой опушкой и красных же коротком кафтане и штанах с бутылкой кока-колы, естественно. Придумка оказалась весьма удачной – с того времени этот полугном-полудед является еще и «лицом» этой кампании, обороты которой от этого только «набирают ход».

Вопрос в том, что нам делать, как воспринимать всё это? Я не священник и не богослов, как и многие простые миряне. Слава Богу, что на протяжении многих лет к этому вопросу обращаются люди более компетентные, чем я, более важные, более достойные. Тем не менее, ничего не меняется. Явление это довольно крепко укоренилось в сознании нашего народа.

Но иногда, в эти рождественские дни, мы ощущаем на себе давление современной жизни, которая заставляет нас "праздновать "Рождество без Христа. Или Рождество без Святителя Василия.

Я призываю всех мирян на протяжении этих двадцати -тридцати праздничных дней информировать друг друга . Не покупайте эти вещи! Я прошу священников проводить специальные проповеди. Я приглашаю священных отцов просветить своих духовных чад. Я призываю всех родителей: выбрасывайте всё это из своих домов. Потому что Дед Мороз не Санта-Клаус. Он не имеет ничего общего с нашей верой. Не имеет ничего общего с Рождением Христа.

С Рождеством Христовым, дорогие мои братья!

Спартак Фанасидис

Источник: «Афонская Трибуна»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий