The American Conservative (США): православие и гомосексуализм

Крестный ход


Я мало пишу о православной церкви, потому что православных в США очень мало, и мы никогда не становимся героями новостей. Нас так мало, что социологи нечасто проводят по нам свои исследования. Но на этой неделе мне есть о чем написать.
Несколько  специализирующихся на греческом православии ученых из Фордемского университета оруководят Центром изучения православия. Один из из неофициальных проектов Центра состоит в том, чтобы привести православную церковь в соответствие с современными светскими представлениями об ЛГБТ. Наблюдая за тем, как «диалог» с прогрессивными церквями работает в главных протестантских церквях и в какой-то степени в католической церкви, я не хочу иметь к этому никакого отношения. На мой взгляд, процесс начинается с того, что прогрессивные люди говорят, и о чём они просто хотят поговорить.


Консерваторы/традиционалисты соглашаются участвовать в в таком разговоре в духе открытости. Но то, что они сделали, это предоставили прогрессивным ревизионистам статус. Сделав это, прогресивисты никогда, никогда не сдаются, пока не получат власть в организационных структурах церкви. И тогда они решают, что диалог окончен, что Дух Святой заговорил, и после с традиционалистами прекращают разговор.


 По моему пристрастному мнению, «диалог» — это просто афёра. Что касается ЛГБТ-сообщества, то если православные прогрессисты хотели вести диалог о том, как Православная Церковь может лучше помочь ЛГБТ-православным верующим и их семьям жить в той истине, которую Церковь всегда учила о человеческой сексуальности (гомо- и гетеро-), то давайте обязательно это сделаем. Но в данном случае на кон поставлен вопрос о том, менять или не менять церковное учение, а вот тут говорить совершенно не о чем.


Периодически в православном онлайн мире я слышу от некоторых традиционных/консервативных священников и мирян, что Православная Церковь не изменит своих учений в этой области, как если бы они были закреплены в камне. Я не согласен. Я имею в виду, что согласен с ними, что учение настолько сильное и древнее, что его будет трудно изменить. Но при этом они не учитывают мнение рядовых членов церкви.  Согласно исследованию Pew, почти двое из трех православных христиан в США считают, что общество «должно признать» гомосексуализм, а 54% верят в однополые браки. Конечно, «должно признать» — это какой-то весьма неопределенный термин. Означает ли это, что общество должно признать существование геев и относиться к ним с уважением? Если это так, я бы сказала «да». Означает ли это, что гомосексуализм должен восприниматься как беспроблемный с моральной точки зрения? В таком случае, я бы сказал «нет». Так что же это? Вопрос Pew расплывчатый. Тем не менее, я думаю, что справедливо сказать, что большинство православных христиан в США — в отличие от православных христиан во всех других странах, кроме Греции — придерживаются общей либеральной социальной линии на гомосексуализм


 

Православная Церковь не имеет формального Магистрата, как католицизм, поэтому в отсутствие экуменического собора, которого у нас не было много веков, нет формального органа для провозглашения формального учения о вере и нравственности, обязательного для всех православных, повсеместно. Кроме того, то, чему формально учит любая церковь, и то, что принимают верующие, — это не одно и то же. Католическая Церковь формально учит, что Католическая церковь официально учит, что гомосексуализм является нравственным расстройством, но в это верит лишь меньшинство в Католической Церкви США. Отец Джеймс Мартин не был бы знаменитостью и папским советником, если бы католическая церковь действительно верила в то, чему она формально учит. У меня складывается  ощущение, что Православие в Америке очень похоже на католицизм, хотя найти информацию о католиках гораздо проще.


Я уже давно говорю о том, что мнение христианской церкви о гомосексуальности нельзя отделять от ее взглядов на гетеросексуальность. По моему мнению, Православная Церковь в этой стране не хочет говорить об этом. Ее вполне удовлетворяет роль среднего класса на молитве, как и всех остальных. Я говорю «в целом», потому что мне известны весьма примечательные исключения — приходы, священники и прихожане, которые по-настоящему пытаются противостоять господствующей культуре, сохраняя при этом верность Священному Писанию и традиции. Дело в том, что, несмотря на моральный и культурный консерватизм Православной церкви, я не уверен, что эта репутация оправдана в США, за пределами отдельных приходов и среди отдельных священников, которые осмеливаются объяснять и защищать учение Православия (например, отец Марк Ходжес).

Я могу ошибаться, и поверьте мне, я был бы рад получить содержательные данные, показывающие мою неправоту. Но мне кажется, что я прав. Дело не в том, что Православные Церкви либеральны — хотя некоторые священники и приходы действительно отличаются своим либерализмом. Дело в том, что они инертны и пассивны в этих исключительно важных вопросах человеческой сексуальности и самоидентификации в 21 веке. Консерваторы внутри Церкви несомненно правы, когда ведут речь о значимости и весе традиционных учений. Однако, как мне кажется, они переоценивают способность традиции сопротивляться всеподавляющей мощи нецерковной культуры. Писательница Флэннери О'Коннор говорила, что христиане должны ополчиться против мира точно так же, как мир ополчился против них. Мне нравится быть православным, но у меня сложилось впечатление, что это не так.

Если православные епископы и другие не участвуют в этих «диалогах» с про-ЛГБТ-православными, потому что они не верят, что православное учение подлежит пересмотру, я аплодирую этому. Но если они не участвуют, потому что не понимают, что Православная Церковь должна что-то сказать по этим вопросам, или не знают, что сказать сами, то у нас проблема. Большая проблема. Вы можете изменить учение церкви не только своим молчанием, но и тем, что вы делаете, но и тем, что вы не говорите.

Центр изучения православного христианства при Фордемском университете недавно помог провести в Англии конференцию в рамках своего проекта «Наведение мостов». Для проведения неофициального диалога по проблемам ЛГБТ внутри церкви собрались около 50 православных священников и простых верующих. В списке участников я увидел имена людей, которых считаю либералами в данном вопросе. А еще я увидел имя как минимум одного человека, которого признаю традиционалистом. Это ученый и философ из Университета Кентукки Дэвид Брэдшо (David Bradshaw).

Профессор Брэдшоу разместил несколько комментариев на своей странице в Facebook после мероприятия. Он предал их огласке, что означает, что я могу их процитировать. Вот они:



 1. Цель конференции состояла лишь в том, чтобы побеседовать и послушать друг друга. Никаких решений участники не предлагали и не принимали.

2. Мы работали в соответствии с правилами Chatham House, а это значит, что я не имею права называть людей, излагавших те или иные мнения. Однако было записано несколько видеоинтервью для их последующего размещения в интернете. Так получилось, что я присутствовал на интервью митрополита Каллистоса (это был единственный митрополит, участвовавший в работе конференции). Он категорически заявил, что согласно церковному учению, секс возможен только в браке, а брак может существовать только между мужчиной и женщиной.  Да, многим участникам конференции не нравится этот догмат, и они хотят внести в него изменения. Но никто не выдвинул серьезных аргументов против этого заявления на библейских и богословских основаниях.

3. Для меня самым большим открытием на этой конференции стала информация о масштабах насилия против членов ЛГБТ-сообщества в России и странах Восточной Европы.  Например, нам рассказали  о российской организации под названием «Операция «Педофилия»», которая при помощи вебсайтов знакомств заманивает геев в ловушку. После этого они избивают их, издеваются над ними (например, мочатся на этих людей), а потом забирают у них мобильные телефоны, дабы рассказать друзьям и родственникам жертв о их сексуальных наклонностях. Имеется множество других подобных примеров. Конечно, я не могу гарантировать, что они все верны, но если даже часть из них верны, то это серьезная проблема. Это особенно актуально для православных, поскольку православное духовенство участвует в антигейских митингах и редко осуждает насилие.


4. Люди идут на такие крайние меры не без причины. К сожалению, на конференции не было разговора о том, что в последние годы спровоцировало русских и восточных европейцев на такие экстремистские действия. На мой взгляд, это один из главных недостатков конференции.5. А еще я после этой конференции стал лучше понимать, каково это — расти геем даже в западной стране. Некоторые ораторы подчеркивали ненависть гомосексуалистов к самим себе, говорили о их одиночестве и очень сильном искушении возненавидеть Бога, когда эти люди начинают понимать, что по правилам церкви они обречены на воздержание от секса. Выступавшие также подчеркивали, что на кон поставлен не только секс, но и возможность поддерживать близкие отношения на всех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном, духовном. Выслушав несколько таких рассказов, я могу сказать одно: я очень сочувствую этим людям, а все мы должны сделать максимум возможного, чтобы помочь тем, кто сталкивается с этой ужасной проблемой.

6. Тем не менее, я думаю, что среди геев, присутствовавших здесь, была определенная тенденция не видеть того, что то, что они описывают, является общечеловеческим. Некоторые из нас отметили, что гетеросексуалы также могут быть невольно обречены на целибат по разным причинам и часто борются с одиночеством и депрессией. Это НЕ для того, чтобы минимизировать страдания геев, а для того, чтобы указать на естественную склонность человека думать, что его собственные проблемы хуже, чем чьи-либо другие. Как ни странно, именно роспуск церквей и других институтов, частично вызванный ЛГБТ-движением, способствует распространению одиночества в современном обществе.

7. Мы также обсудили расстройство гендерной идентичности, которое превращается в серьезную проблему. Я понял одну вещь: расстройство гендерной идентичности тесно связано с аутизмом и ему подобными расстройствами, которые, в свою очередь, тесно связаны с возрастом отца. В основном, по мере взросления мужчины, их сперма с большей вероятностью разлагается. Теперь особенностью нашего общества является то, что люди стареют и заводят детей в более позднем возрасте. В этом нет ничьей вины, в частности.

8. В целом дискуссия на тему расстройства гендерной идентичности была менее односторонней, нежели разговор о проблемах геев. Однако при этом никто не поднял вопрос о том, в какой степени те, кто проходит через переходный период, сожалеют о своем решении и в какой степени продолжают испытывать серьезные психологические проблемы. Без этих важных фактов трудно понять, что думать о более широких вопросах.


9. И наконец, я сделал еще один вывод. Мне кажется, я теперь понимаю, почему люди на левом фланге, говоря о проблемах ЛГБТ, зачастую с такой ненавистью и злобой относятся к людям с правого фланга. Они буквально думают, что мы доводим ни в чем не повинных людей до отчаяния, и эти люди из-за наших устаревших убеждений в некоторых случаях совершают самоубийства. По их мнению, кровь этих людей на наших руках. Я благодарен тем участникам конференции, которые убедительно объяснили эти особенности, так как раньше я этого не понимал.10. Безусловно, обоснованность таких обвинений зависит от того, действительно ли наши убеждения являются «устаревшими» или могут на самом деле быть правдой. По этой самой причине церковь должна еще активнее объяснять и отстаивать свое учение. По моему мнению, наши церковные иерархи только усугубляют положение своим молчанием, создавая у всех впечатление, что Церкви нечего сказать в свою защиту. Таким образом, ненависть кажется в полной мере оправданной.

Я прошу прощения за столь длинный пост. Пожалуйста, поймите, что я пока еще только изучаю эти вопросы и не могу претендовать на то, что знаю все ответы. Если вас обидело что-либо из сказанного мною, вы можете утешиться тем, что люди по ту сторону наверняка обижены в такой же степени, так что вы оказались в хорошей (плохой?) компании.

Я высоко ценю комментарии профессора Брэдшо, и я всячески поддерживаю следующее его утверждение:

По моему мнению, наши церковные иерархи только усугубляют положение своим молчанием, создавая у всех впечатление, что церкви нечего сказать в свою защиту.

Не только церковные иерархи, но также священники и светские лидеры. У православных иерархов есть привычка думать, что если они соберутся вместе и сделают официальное заявление, что они выполнили свой долг. Это неправда. Между тем, есть те, кто прекрасно знает, что члены их духовенства живут, скажем так, в нерегулярной сексуальной ситуации (я думаю о ситуации в одном из кафедральных соборов, о которой известно многим в американской Православной Церкви), или просто не хотят публично занимать непопулярную позицию, особенно если это оскорбляет благодетелей из числа состоятельных прихожан.


Я также всячески одобряю слова профессора Брэдшо в осуждение преследований геев в России, которые осуществляются посредством действий типа «Операция «Педофилия»». Я даже не подозревал, что такое существует. Православное духовенство и паства обязаны придерживаться нравственной и теологические истины, но если они не в могут осудить жестокость по отношению к  геям, которые,  созданы по образу и подобию Бога, как и любой другой человек, то они не обладают никаким моральным авторитетом.На конференции выступил британский мужчина-гей Ника Йовчича-Саса (Nik Jovcic-Sas), чей доклад был посвящен насилию против геев в православной культуре. Это он говорил об «Операции «Педофилия»». Он совершенно прав, осуждая это и говоря,  что иерархи православной церкви должны выступить против такого насилия. Я согласен со многими тезисами его выступления, и говорю об этом без шуток . Но он обвиняет в этом насилии иерархию Русской православной церкви отчасти из-за того, что оно отстаивает традиционное учение о гомосексуализме.

Вот как Йовчич-Сас пишет о себе на страничке в Instagram:

Ник Йовчич-Сас, сербский православный ЛГБТ-активист

Ник Йовчич-Сас, сербский православный ЛГБТ-активист, скрипач, трансвестит, вампир и блогер. Остается добавить водку.

Трансвестит, вампир — и участник оксфордского диалога. (На фото в Инстаграме бородатый Ник с густым слоем косметики одет в коротенькую балетную пачку.)

 Опять же, я полностью согласен с Йовчичем-Сасом, когда он говорит, что иерархам православия и священникам очень важно осудить насилие против ЛГБТ. Но если посмотреть его страничку в Инстаграме, то, мягко говоря, этот парень не производит впечатления православного христианина. Мне очень нравятся люди эксцентричные, но я сомневаюсь, что самопровозглашенный вампир и трансвестит имеет моральное право определять будущее православной церкви.

Я признаю, что переход на личности — это ошибка. Нетрадиционный и колоритный образ жизни Ника Йовчича-Саса никоим образом не перечеркивает те заявления, которые он сделал в своем выступлении, потому что они имеют свою собственную ценность (или ошибочность). Ник Йовчич-Сас поступил правильно, рассказав верующим о масштабах и характере насилия против ЛГБТ во многих православных странах. Но я сомневаюсь, что православию целесообразно создавать хорошую репутацию людям, которые открыто и яростно отрицают церковные догматы и добиваются их отмены.

Своим присутствием на конференции профессор Брэдшо как бы показал, что ортодоксальное православие должно участвовать в таких мероприятиях, даже если мы не согласны с их повесткой. Я с уважением отношусь к такой точке зрения, но не разделяю ее. Тем не менее, я готов согласиться с Брэдшо — пусть меня убедят. Если бы я думал, что религиозные прогрессивисты после конференции начали более вдумчиво относиться к позиции консерваторов, как это сделал Брэдшо в отношении позиции прогрессивистов, я бы более положительно относился к мероприятиям такого рода. Я повторю: на мой взгляд, прогрессивисты на таких мероприятиях просто пытаются задрать край палатки, чтобы верблюду было легче засунуть туда свой нос. Можно использовать и менее избитую метафору. Цель конференции — наведение мостов, хотя у меня есть опасения, что наведенные мосты будут использованы наступающей армией еретиков для прохода на территории, которые они хотят захватить.

Я хочу, чтобы мои читатели из числа православных единоверцев запомнили следующее высказывание профессора Брэдшо:

По этой самой причине церковь должна еще активнее объяснять и отстаивать свои учения.

Невозможно переубедить людей, которые твердо решили отвергнуть церковные учения. Но я полагаю, что есть множество людей, которые отвергают то, что им никогда не объясняли. А еще я полагаю, что есть люди, готовые к восприятию церковного учения, и им надо только рассказать о нем.

У меня есть один православный знакомый, который проявляет гомосексуальные наклонности, но воздерживается от таких отношений. Он во всем признался мне, зная, что я разделяю его веру в учение церкви, а еще потому, что он может мне доверять, поскольку я люблю его и проявляю к нему сострадание, а также помогаю ему нести свой крест, будучи уверенным, что он поможет мне нести мой. Когда я услышал рассказ Ника Йовчича-Саса о том, что происходит с некоторыми геями в России и в других странах православного мира, я сразу подумал о своем друге, верующем христианине, который предан учению церкви, но вполне мог подвергнуться физическим нападкам, если бы признался в своих наклонностях не тому человеку. Это неправильно, и это надо остановить.

Но если вы спросите моего друга, он расскажет вам, как и почему церковное учение, святыни, благочиние и строгость помогают ему стремиться к святости единственно возможным для благоверного православного способом: строгим воздержанием и целомудрием. Если бы он обратился за помощью к прогрессивистам из православной церкви, то я уверен: они попытались бы совратить его с пути истинного. Христиане-гомосексуалисты, такие как мой друг, оказались между молотом и наковальней: между консерваторами, которые презирают их за невольные желания, и прогрессивистами, которые относятся к ним свысока, потому что эти люди придерживаются целомудрия в вере.

На мой взгляд, православной церкви необходим диалог на тему ЛГБТ; но это должен быть диалог о том, как любить и поддерживать мужчин и женщин, таких как мой православный друг; а также о том, как помогать остальным, которые борются со своей тягой к людям одного с ними пола, а также с расстройством гендерной идентичности. Они должны найти любящий дом в лоне православной церкви, и при этом никто не должен винить их в греховности. Если честно, то православной церкви нужен и другой диалог: как таким же образом помочь гетеросексуалам. Пропаганда гедонизма в мире идет постоянно, но очень многие руководители в моей православной церкви предпочитают думать, что ее нет.

Я буду рад ознакомиться с вашими комментариями, но если вы намереваетесь выступать с обличительными речами, можете не беспокоиться: я ваши высказывания не одобрю.

Оригинал публикации: Orthodoxy and homosexuality

Опубликовано 23/08/2019

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий