Вино и пьянство в Средние века

Гравюра английского художника Уильяма Хогарта «Переулок джина» (ок. 1750-1751) была создана в дни «лондонской джиномании» в предупреждение о вреде спиртного

Христианская церковь и религиозные деятели Средних веков одной рукой сажали новые виноградники, другой — боролись с алкоголизмом. Специалист по средневековой живописи и культурным артефактам Татьяна Горбутович восстанавливает противоречивые события того времени по гравюрам и летописям.

Два человекоподобных существа дерутся, используя в качестве оружия кувшины Маргиналия из знаменитейшей и прекраснейшей Псалтыри Латрелла из Британской библиотеки

Речь пойдет о виноделии и его побочном эффекте пьянстве в раннее средневековье, т. е. от падения Западной Римской империи условно принимаемого за 476 г. н. э. до примерно 1000 года. Иллюстрации, в основном, относятся к значительно более позднему времени.

Античное виноделие. Рельеф, I век н. э. Флоренция, Археологический музей

Христианская церковь была главной движущей силой, стоявшей за распространением виноделия во многих регионах Европы в раннее средневековье. По мере того как христианство распространялось по всей Европе, священнослужители благословляли насадку виноградников там, где это было возможно, чтобы обеспечить местный запас вина. Это имело особенно важное значение для регионов, отдаленных от стран с развитой культурой виноградарства. Вино того времени было недолговечным, оно быстро прокисало и плохо выдерживало перевозку на большие расстояния.

Выжимание винограда. Кафедральный собор Отён, календарный цикл в тимпане, сентябрь Отён, Бургундия. Романский собор, постройка 1120-46 г. г.
В последние века существования западной части Римской империи в III-V веках н. э., несмотря на хаос и периодические вторжения германских племен, виноградарство в Европе процветало и продолжало распространяться. Именно в этот период виноградники были консолидированы во многих регионах: к примеру, в Мозеле, а также в речных долинах Сены и Луары. Однако, свидетельства, подтверждающие расцвет виноделия и оживленную виноторговлю, часто отсутствуют. Одна из главных причина тому — замена амфор деревянными бочками, произошедшая в I веке н. э... Бочки имели преимущества для поставщиков, но историки и археологи лишились важных материальных свидетельств из-за недолговечности разлагающегося дерева.

Король Англии Эдвиг (941-959) из Уэссекской династии, правивший в 955-959 годах Старший сын короля Эдмунда I и его первой жены Эльфгиты
Однако, имеющаяся информация позволяет утверждать, что пока различные варварские племена боролись за господство в Европе, виноградарство сохранялось, а в некоторых регионах даже бурно развивалось. К примеру, известно, что в вестготском своде законов назначалось суровое наказание для каждого, кто был уличен в порче виноградников. В Португалии готский король Орден, правивший с 850 г., даровал виноградники в окрестностях Коимбры монашескому ордену.

Сбор винограда из Псалтыри Королевы Марии (1310-1320 г.г.), хранящейся в Британской национальной библиотеке / BL Royal 2 B VII, f. 79v.
Исследователи имеют достаточно достоверные сведения об английских виноградниках в Х веке. Правнук Альфреда Великого (ок. 849-899/?901) король Эдвиг (?941-959), даровал виноградники в Сомерсете монахам из аббатства Гластопбери в 956 г., а король Эдгар (943-975) подарил виноградник вместе с виноградарями аббатству Абингдон. Факт существования по меньшей мере двух виноградников дает возможность предположить, что были и другие, не упоминавшиеся в летописях, и противоречит утверждениям, что виноградники отсутствовали в Англии из-за сурового климата. Более того, если первые виноградники появились в Англии еще в римскую эпоху, нет причин полагать, что они полностью исчезли в период между уходом римлян и норманнским завоеванием. По некоторым сведениям, климат Европы того времени был более теплым и сухим, чем современный, и это способствовало развитию виноделия в регионах, расположенных так далеко на севере, как Южная Англия.

Этот монах в инициале D у меня уже был, но уж больно он прекрасен
Вино у саксонцев, по-видимому, пользовалось высокой репутацией. В Aelfric’s Colloquy, англосаксонском тексте VII века, находим отголоски античных настроений: «Вино предназначено не для детей или глупцов, но для старших и мудрых людей». Вино входило в состав некоторых рецептов того времени; саксонцы готовили для инвалидов цыплят, тушенных в вине, а также вымачивали в вине яблоки и другие фрукты. Кроме того, вино входило в состав продуктов, оставляемых в гробницах знатных людей для загробного пиршества.

 Понтифик Гильерм Дуранд, 1357
В течение 500 лет после крушения Римской империи виноделие могло испытывать застой или даже угаснуть в регионах, особенно затронутых войной, но в целом оно продолжало процветать в большинстве мест, где существовало во время заката империи. В некоторых областях, таких как Бургундия, где проводилась вырубка лесов для закладки новых виноградников, площадь земель для виноградарства даже увеличивалась. Виноградная лоза впервые появилась в некоторых странах Центральной и Восточной Европы. К IX веку, с появлением более стабильной империи Каролингов, долговременные торговые связи были восстановлены и виноделие сразу же оживилось, чему способствовал и бурный рост населения вскоре после 1000 г. н. э.

Бенедиктинец на карикатуре 1852 года. Бенедиктинцы и в XIX веке были известны своей слабостью к вину. Иллюстрации из издания "Монахология: Или, Справочник по естественной истории монахов, расположенных в соответствии с линнеевской системой", 1852
Благодаря обширным епископально-монастырским виноградникам церковь играла жизненно важную роль в сохранении и распространении культуры виноделия в смутные времена после заката античности, но было бы неправильно думать, что ей принадлежит исключительная заслуга в этом деле.

Епархиальный музей Хака, Испания. Романская фреска
Тем не менее, церковь имела особый интерес в процветании своих виноградников. Клирикам требовался постоянный, хотя и скромный, запас вина для совершения таинства Святого причастия, и наилучшей гарантией от любых неожиданностей было самостоятельное производство вина. Во многих случаях такое решение было непрактичным, поскольку виноградарство требует значительных трудовых затрат, а в некоторых приходах просто не хватало рабочей силы для возделывания достаточно большого виноградника, чтобы изготавливать вино в сколь-либо значительном количестве. Многие церковные виноградники, о которых известно, действительно были очень небольшими. Они давали достаточно вина для причастия и для собственных нужд церкви, но излишков для продажи на рынке не оставалось.

Коралловый крест с резьбой в виде виноградной лозы
В некоторых религиозных орденах предписывалось ежедневное употребление вина. В монастырях бенедиктинцев каждому монаху выделяли ежедневный рацион вина, если он не давал обета воздержания. Это было прагматичной уступкой реальности, поскольку святой Бенедикт утверждал, что «вино не является напитком для монахов, но, поскольку в наши дни их трудно убедить в этом, давайте хотя бы согласимся пить умеренно и не до пресыщения». На практике это означало: «...мы верим, что одной эрмины [пинты] вина в день будет достаточно для каждого человека, но те, кого Господь наделил даром воздержания, должны знать, что они заслуживают особой награды».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий