Являются ли Дары Волхвов подлинными? Почему мы им покланяемся? Кто такие волхвы?

Честные Дары волхвов

Корреспондент Agionoros.ru встретился с монахом Никодимом, сопровождающим Дары Волхвов в России, Белоруссии и Украине.1 Отец Никодим (афонский монастырь Святого Павла) занимался изучением наследия архимандрита Софрония (Сахарова), представлял обитель Святого Павла в Священном Киноте Святой Горы Афон.  

В последнее время в ряде российских СМИ появилось утверждение, что Дары Волхвов – это «средневековая подделка». Началась настоящая информационная война, направленная на дискредитацию этой Святыни. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— С исторической точки зрения не подлежит никакому сомнению тот факт, что Честные Дары волхвов попали на Святую Гору Афон из Константинополя.

Опираясь на имеющиеся письменные источники и исторические данные доказать подлинность Даров Волхвов (равно как и ее опровергнуть) не представляется возможным. Собственно мы к этому и не стремимся.

При этом, у нас нет ни малейших сомнений в том, что именно эти Честные Дары волхвы преподнесли Богомладенцу Христу. Это связано с тем, что существует большое число свидетельств и достоверно зафиксированных случаев сверхъестественных чудесных событий, происходивших от Честных Даров Волхвов. Причем не на отдельном кратком временном отрезке, а на протяжении веков.

И это не оставляет сомнений в подлинности Даров Волхвов. Что я имею в виду: если взять обычный кусок золота – от него бесполезно ждать каких-то чудес, оно так и останется обычным золотом. Возможно оно будет иметь какую-то художественную ценность, но все равно будет ничем иным как бездушной пустой материей.

В случаях с Дарами Волхвов по вере людей от них на протяжении многих веков происходят чудеса.

— Что известно о Дарах Волхвов из афонского предания?

— Монахи всегда относились к этой Святыне с особым почтением и благоговением. Афонское предание о Дарах Волхвов является древним и очень сильным (глубоко укорененным). Оно не является преданием только одного монастыря или какой-то группы монахов, оно действительно носит общеафонский характер. Святогорцы всегда были уверены в том, что именно эти Честные Дары волхвы подарили Спасителю мира Христу. А чудесное явление Богородицы царице Марии (Маре)1 – для святогорского сознания является подтверждением богоустановленности аватона (запрета женщинам посещать Святую Гору Афон).

У святогорцев никогда не было сомнений относительно подлинности Честного Древа Креста Господня хранящегося в обители Ксиропотам, Пояса Богородицы из монастыря Ватопед и Честных Даров Волхвов пребывающих в обители Святого Павла.

— На чем основывается почитание Даров Волхвов? Не противоречит ли оно Преданию Церкви?

— В Книге «Деяния Святых Апостолов» повествуется о том, что благодать святых апостолов была столь велика, что тень апостола Петра совершала чудеса. Представляете себе: даже не его одежда, а тень от его одежды2!

Помните, что говорила описанная в Евангелии кровоточивая: «Если только прикоснусь к одежде Его [Господа], выздоровею»3.

Как видим подобное отношение к Святыне характерно для Евангельского образа мысли. Оно пришло к нам из глубины веков, из раннехристианской эпохи.

История нашей Церкви показывает, что даже вещи, принадлежавшие святым, становятся носителями Божественной благодати. Однако если они скрывают в себе столь великую благодать, то насколько велико должно быть благословение, получаемое от Даров Волхвов, к которым прикасались руки Пресвятой Богородицы и Самого Господа нашего Иисуса Христа?

Мы поклоняемся не золоту и смирне с ладаном, не тени апостола Петра, не ризе Христа (от которой получила исцеление кровоточивая). Если бы Дары Волхвов не были в руках у Господа – они были бы обычными кусками золота, ладана и смирны, а одежда (если бы ее не носил Спаситель) – обычным куском ткани.

В случае с Дарами Волхвов мы воздаем честь предметам, к которым прикасался наш Господь. Именно от него они получили Благодать. Пока их везли к Нему мудрецы с Востока они были всего лишь обычными драгоценными украшениями.

Для нас, христиан, вещи к которым прикасалась Пресвятая Богородица и Господь наш Иисус Христос – это не рядовые предметы и не обычные ювелирные украшения.

Дары волхвов

— В интернете нередко можно встретить комментарии следующего содержания: «христианство отрицает магию (волхование) и в то же время в Церкви оказывается почитание Дарам Волхов. Как такое возможно?».

— Здесь произошла некоторая этимологическая путаница. Под «волхвами с Востока» в Святом Евангелии имеются в виду не колдуны, вступившие в союз с сатаной и поклоняющиеся ему. Любая магия (черная, белая и как ее еще не назови) – это сотрудничество человека с темными духами.

Волхвы были учеными, которые занимались изучением звезд. Они не были колдунами (магами) в современном смысле слова: не наводили порчу на людей, не читали заговоров и т.д.

Большинство восточных народов всегда занималось изучением планет и звезд. Увидев сверхъестественную звезду, волхвы (которые хорошо знали предсказания Валаама4 и многочисленные восточные пророчества о рождении Спасителя) увидели в этом исполнение древних предсказаний и поспешили к месту Его Рождения.

В византийской гимнографии, например у святого Иоанна Дамаскина, волхвы называются звездоблюстителями (наблюдателями за звездами). Они сопоставляли движение звезд и планет с влиянием на погоду, урожай и т.д. Но колдунами в современном смысле не были.

Продолжение следует.

В следующей части Вы узнаете: зачем мы поклоняемся Святыням, имеет ли смысл многочасовое стояние в очереди, как получить исцеление, в чем значение Таинства Евхаристии. Также отец Никодим расскажет о Софронии Сахарове, Ефреме Катунакском и других современных афонских старцах. Кроме того, поведает о своем многолетнем знакомстве с Паисием Святогорцем и расскажет о малоизвестных фактах из жизни старца. Обратится со словом утешениям, к тем, кто по той или иной причине не смог поклониться Честным Дарам Волхвов.

Примечания:

1. После захвата Константинополя турецким султаном Мехмедом II Завоевателем его мачеха царица Мара, сербка по происхождению и благоговейнейшая христианка, в 1470 году собственноручно принесла Честные Дары на Святую Гору Афон, чтобы передать их в обитель Святого Павла, большим благодетелем которой был ее отец — правитель Сербии Георгий Бранкович. По святогорскому преданию, когда Мара поднималась от монастырской пристани к обители, ей явилась Пресвятая Богородица и не позволила идти дальше, чтобы не нарушать запрет на посещение Святой Горы женщинами. Благочестивая царица послушалась и, передав монахам Честные Дары, вернулась на корабль. На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней.
2. Деян. 5:15.
3. Мф.9:20-21.
4. Воссияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля (Чис. 24:17).

 

Далее

 

Источник: Издательский дом «Святая Гора»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий