Стоглав. Постановления Стоглавого Собора (1551 год)

Вопрос 24

Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения383 сходятся мужи и жены и девицы на нощное лещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощъ ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки бесни, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания384. И о том ответ. По царской заповеди всем святителем коемуждо во своем пределе по всем градом и по селом385 разослати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иване дни и в навечерии Рождества Христова и крещении Христова386 мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзкая дела не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, занеже святыми отцы те все еллинские прелести по священным правилом отречены быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но божественныя праздники и святых почитати и праздновати в славу божию.

Вопрос 25

А о387 велице дни оклички нарадуницы, въюнец и всякое в них бесование. И о том ответ. Чтобы о велице дни оклички на радуницы388 не творили и скверными речьми не упрекалися. И о том священником детем своим духовным запрещати, чтобы впередь таковая не творили.

Вопрос 26

А в великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторый же невегласы попы в великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по велице дни там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом. И о том ответ. Заповедати в великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении389.

Вопрос 27

В первый понедельник Петрова поста в рощи ходят и в наливки бесовские потехи деяти. И о том ответ. Чтобы православные хрестьяне в390 понедельник Петрова поста в рощи не ходили и в наливках бы бесовских потех не творили и от того бы в конец престали, понеже то все еллинское бесование и прелесть бесовская, и того ради православным хрестьяном не подобает таковая творити.

Вопрос 28

Достоит же и о сем разсудити, что во уставе приписано на усекновение честныя главы391 воздержатися в той день от мяса и рыбы, повелевает и всю седмицу поститися, неведомо отковзято. В том же уставе писано в Савиных главах, глава 24, д праздника предтечева и святых апостол Петра и Павла и возлюбленного Богослова, аще случится в среду и в пяток, ямы рыбу, да в главе в великие празники, сиречь Богородичные и Христовы и предтечево рождество, и усекновение, и святых апостол Петра и Павла, и в каков любо день прилучится — в понедельник, в среду и пяток сице подобает творити, яко в день недельный. А на усекновение во святцах пишет на концы на трапезе утешение братии. И о том святом предтечеве празднике о усекновении честные главы соборной ответ. О всем392 пети и праздновати по божественному уставу, якоже преже нас и доднесь праздноваша, ничтоже претворяюще. А что на тот святый праздник на усекновение частные главы святого и славного предтечи крестителя господня Иванна миряне мяса не ядят, а иноцы рыбы не вкушают, и cue не ново бысть, но ото многих лет уставися святыми разсудительными отцы, и того ради во многих уставех писано бысть.

Вопрос 29

Да на заутренях, егда поется славословие великое по уставу, опосле славословия и по октениях «Главы наша господеви преклоните», и по возгласе священник глаголет: «Сын благословен бог наш и препрославен» и поют: «Утверди, боже, веру православную хрестьянскую» и поминают царя и по обычаю все393, таже честнейшую херувим и отпуст. И о том ответ. По всем соборным церквам по вся воскресения и по всем владычным праздником и богородичным и прочим святым, егда поют славословие, и по возгласе, егда речет священник: «Сый благословен бог наш и препрославен», и тогда поют: «Утверди, боже, веру хрестьянскую» и поминают царя и прочая, и потом честнейшую херувим и отпуст.

Вопрос 30

394Подобает ли черницы класти в чернецком монастыре и мирян и мужей и жен? Такоже и чернцы в черницких монастырех? И есть ли о том писано в божественных правилех? И о том ответ. Божественая правила не повелевают в мужских монастырех жен погребати, а от обычая же земля не токмо зде в росийском царствии погребают, но и в тамошних странах во Иерусалиме и во Египте, и во Цариграде, и в прочих странах свидетельствуют божественыя писания от жития святых мнози святии отцы в девичих монастырях погребахуся. Такоже и в мужеских жены и девицы погребены быша. Якоже пишет в житии Филарета милостивого: «Погребен бысть в девиче монастыре», такоже и Ефросинья преподобная, сииречъ Измарагда, погребена бысть в мужеском монастыре, и инии мнози святии погребахуся.

Вопрос 31

Коея ради вины архимариты и игумены нецыи, и священницы, и дьяконы во своих обителех, во святых395 божиих ц. рквах, божественные литоргии не служат ни за здравия, ни за упокой недель в пять и в шесть, а инде и в полгода. А во святых правилех пишет священническому чину до осми дней только не служити, кроме некия нужа и поврежения душевного, ино и о том заповедь есть, кто до осми дней не служит. И о сем святителем достоит разсудити по правилом святых отец, и наказати известно по своим пределом всякому священническому чину, како молебная совершати за всяко прошение и божественныя литоргии служити по праздником и по воскресным днем о здравии и по отшедших душах представльшихся заупокой. И о сем вельми достоит наказати неведущих и нерадивых, чтобы впредь такое безчиние не было и молебная совершалися по правилом святых отец, и по заповедем божиим и по их теплой вере со всяким усердием и благочинием безо всякого прекословия и нерадения. Аще cue великое божие дело небрегомо будет ото всякого священнического чину, и нам какие милости от бога чаяти за cue нерадение и за великое безчиние, паче же за гордость и леность. И о том ответ. По всем святым честным монастырем общим и особь сущим духовным настоятелем архимаритом и игуменом с священники и дьяконы, коемуждо во своей обители396, по вся дни молебны пеги, а божественная литоргии служити по вся воскресения и по владычным праздником и по богородичным о здравии благочестивого царя и о всех православных, и по отшедших душах преставльшихся служити за упокой по соборным вселенским понахидам, да и прочие понахиды собором же служити, по которым вотчины даваны и кормы годовые ставят. И о том духовным пастырем бречи накрепко и исправляти о всем по священным правилом и по божественному уставу ничтоже претворяюще.

Вопрос 32

И о сем достоит святителем советовати397 известно. Почему именуются честные великие монастыри и по градом соборные церкви, у которых церквей протопопы и попы и дьяконы, а инде и без протопопов у церквей большие соборы попы и дьяконы, и по многим честным монастырем и по градом по великим собором на владычни праздники и за упокой по вселенским понахидам собором отнюдь не знают служити божественныя литоргии за здравие и за упокой. И о сем достоит впредь398 чин и закон уставити и заповедь учинити399 по правилом святых апостол и по уставу, како и когда молебны соборные пети по честным монастырем и по соборным церквам и по новым избранным собором, и божественая литоргия когда соборне служити и со кресты честными хожение около монастыря, а в миру промежу себя по святым божиим церквам и молебная совершати за всяко прощение по настоящему времени всяких скорбей. И о сем молю святительство ваше по всем своим пределом не великое благочиние по честным монастырем и по соборным церквам устроити и утвердити, чтобы всякое благочиние о бозе по чину и по уставу молебная совершали бы, и видя бог ваша добрая дела и великое попечение о стаде своем о порученном вам от бога, еже пасти святыя божия церкви и служащая в них поучати на славословие божие и вашими святыми молитвами и тех честных монастырей и великих соборов благодарение и соборное моление, вскоре бог услышит и подаст милость рабом своим. Да и мы просветимся от духовныя их пользы на всякое благочестие. И о том ответ. По всем градом и по всем святым церквам соборным, у которых церквей протопопы и соборные попы и дьяконы, а инде и без протопопов у церквей большие соборы попы и дьякны, коимждо по своим собором по вся дни молебны пети и божественныя литоргии служити собором по вся воскресения от недели в неделю; такожде и по владычним праздником и по богородичным о здравии благочестивого царя и всех православных крестьян; такожде и по новоизбранным собором божественныя литоргии соборные служити и со кресты честными хожение около монастырей, а в миру промеж себя по святым божиим церквам и молебная совершати за всяко прошение по настоящему времени от всяких скорбей; да и по отшедших душах преставльшихся служити собором за упокой по всем соборным400 понахидам, да и прочие понахиды собором же служити, по которым вотчины даваны и кормы годовые ставят, и о том по всем собором всем протопопом и священником и дьяконом бречи накрепко по божественному уставу и по священным правилом ничтоже npeтвopяющe401.

Примечания:

383 № 3 и 4: Богоявления господня; № 2: доп. и Васильева дни кесарийскаго.
384 № 3 и 4: клоктания.
385 № 2: доп. и по волостем и по погостом.
386 № 3 и 4: Богоявления; № 2: и крещения и Васильева дни кесарийскаго.
387 № 3 и 4: велицем дни откличка народъницы.
387 № 2: окличках нарадунице.
388 №2: окличках на радунице; № 3 и 4: и народъницы оклички.
389 № 3 и 4: да извержегся сана своего.
390 № 3 и 4: доб. в первый.
391 № 2: доб. святаго Иоанна крестителя; № 3 и 4: доб. Иоанна предтечи.
392 № 3 и 4: Ответ (№ 4: 28). В предтечевы праздники усекновение честныя главы.
393 № 2: и святителя и все.
394 № 2, 3 и 4: и о том вопросити.
395 № 2: доб. монастырех и во святых.
396 №2: во своем монастыри и обители; № 3 и 4: во своей области.
397 № 3 и 4: беседовати.
398 № 2: устроити.
399 № 2 и 5: положыти.
400 № 2 и 5: доб. вселенския.
401 №4 — киноварью Дозде конец царским вопросам и соборным ответам.

НазадНачало / Далее

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий