Решение Эрдогана о переоборудовании в мечеть одной из величайших святынь христианского, прежде всего, православного мира – храма Святой Софии (в статусе музея) в бывшем Царьграде / Константинополе, а ныне Стамбуле имеет не только религиозное, но и важное геополитическое значение. В эпоху всеобщего кризиса турецкий президент зримо утверждает примат ревностно исповедуемого им ислама и бросает вызов всем остальным мировым конфессиям.
Р. Эрдоган объявляет о своём решении
Не только хаос в мире позволил Эрдогану реализовать давно вынашиваемые им намерения, но и саморазрушительные действия ряда игроков мировой политической и религиозной сцены. Президент Турции в качестве основания для принятия данного решения чаще всего приводит факт признания Вашингтоном всего Иерусалима столицей Израиля и аннексии палестинских территорий. Ведь в этом случае вне контроля мусульман окажутся важнейшие исламские святыни на восточно-иерусалимской Храмовой горе – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Следовательно, по логике Эрдогана, он и сам вправе предпринять нечто похожее. Не случайно отклик на его действия в США – крайне вялый: осудили, но ни о каких санкциях, легко вводимых и по куда более мелким поводам, даже не заикнулись.
Читать по теме:
История храма Святой Софии Константинопольской
Собор Святой Софии — от музея до мечети («The American Conservative», США)
А самая большая ответственность за то, что турецкому лидеру удалось осуществить задуманное, лежит на располагающемся в том же Стамбуле (квартал Фанар) экуменическом патриархе Варфоломее. Расколов мировое православие томосом на создание «Православной церкви Украины» (ПЦУ) под давлением Вашингтона и прямой корысти ради, Фанар оказался крайне ослабленным перед лицом не преминувшего воспользоваться таким шансом Эрдогана. Теперь Варфоломей и последовавшие за ним Элладская, Александрийская и иные греческие церкви стенают: «Восток и Запад снова нас продали». Лишь некоторые иерархи, как, например, митрополит Пирейский Серафим признают: «Надеюсь, теперь понятно, насколько трагической ошибкой было дарование автокефалии раскольникам и самочинному сборищу на Украине по велению евроатлантистов, ведь это событие, которое разрушило единство Православных Автокефальных Церквей».
Р. Эрдоган и экуменический патриарх Варфоломей
Казалось бы, самое время патриарху Варфоломею одуматься и отозвать, по крайней мере, опрометчиво выданный ПЦУ томос, но уж слишком он увяз в разверзшемся перед ним болоте. Экуменический патриарх дошёл до того, что несколько дней назад принял активное участие в праздновании 4-й годовщины подавления в Турции военного путча, в причастности к которому он сам же официально обвиняется.
Вдохновитель путча 2016 г. Ф. Гюлен и патриарх Варфоломей
Наиболее вероятный преемник Варфоломея, глава Американской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Элпидофор прочно следует в фарватере американской религиозной политики. На выборах в США он открыто поддерживает демократов и Джо Байдена, которые немало сделали для раскола православного мира в прошлом и рассчитывают достичь ещё большего в будущем.
Архиепископ Элпидофор
Тем же, кто не видит в случившемся ничего особенного, дескать, туристам будет даже лучше («за билеты платить не надо»), хочется указать на то, насколько серьёзно подходят к данному вопросу разработчики стратегического курса США.
«Беркли центр» Джорджтаунского университета, занимающийся исследованиями роли религии в мировой политике, в рамках совместного с Институтом Брукингса и Фондом Карнеги проекта «Геополитика религиозной мягкой силы» весной 2020 г. выпустил в высшей степени примечательный доклад «Государства, религии и власть: значение роли «Священного капитала» в мировой политике».
Страницы: 1 2