Ангелы заменяют священников

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в.

Илиас Вулгаракис,
преподаватель богословия Афинского университета.

Учение Церкви об ангелах не говорит о том, что они способны совершать Святые Таинства. Возможным объяснением этому является тот факт, что ангелы не обладают материальным телом и, согласно Иоанну Богослову, неспособны к покаянию. Совершенно иначе дело обстоит с человеком. Имея телесную немощь, человек имеет и возможность покаяния. И поскольку Святые Таинства в той или иной степени связаны с покаянием, ангелы по своей природе не способны их совершать.

Однако священная традиция описывает нам случаи, когда ангелы крестили людей, совершали Таинство Святой Евхаристии, рукополагали священников.

Обратимся к случаю совершения ангелами Таинства Хиротонии епископа. Речь идет об известном Амфилохии (+ 395), епископе Иконийском, который развернул серьезную борьбу против еретиков. Соответствующее повествование о Хиротонии содержится в двух текстах, написанных в последующие годы. Из этого следует, что исторические сведения, приводимые в данных текстах, имеют обобщенный, а порой и неточный характер.

Оба текста сообщают нам, что Амфилохий был монахом. Когда почтенный епископ Иконии Иоанн отошел ко Господу, Амфилохию, по всей видимости, было сорок лет. Попечение Божье об оставшейся без руководителя епископии проявилось в избрании Амфилохия.

«Была ночь, когда ангел Господень сообщил Амфилохию, что он будет рукоположен в епископы иконийской церкви. Несмотря на этот Божественный знак, Амфилохий остался невозмутимым, опасаясь, что этот знак исходит не от Бога. Однако в последующие два дня происшествие повторилось. На третий раз Амфилохий поднялся с постели, чтобы попытаться взять под контроль происходящее. Он обратился к ангелу со словами: “Если ты ангел Божий, давай вместе помолимся”. Ангел согласился, опустил голову и сказал: “Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнено небо и земля Его славы”.

Затем ангел взял Амфилохия за руку и проводил в храм. Двери храма открылись сами собой. Помещение было наполнено ярким светом и множеством людей в белых хитонах. Затем все они подвели его к жертвеннику и дали ему нечто, похожее на Евангелие, со словами: “Господь да пребудет с тобой”. Один из людей, стоящий впереди, дал знак начать молитву, чтобы Святой Дух посетил рукополагающегося. Все они стали молиться и затем, сказав: “Мир тебе”, исчезли в ночной тьме».

Всю ночь Амфилохий размышлял над произошедшим, пока не проснулись остальные братья. Амфилохий отправился в церковь и рассказал обо всем игумену. Всю литургию он провел пав ниц, не произнося ни слова. Спустя некоторое время он пришел в себя, лицо его сияло неизреченным светом.

Когда Амфилохий вернулся из храма в келью, он нашел там семь епископов, ожидавших его, чтобы рукоположить в епископы Иконии. Они снова отвели его в храм и стали надевать архиерейские облачения. Тогда Амфилохий поведал им о том, что произошло с ним ночью. Они поверили его словам и позвали остальных епископов и других клириков, чтобы сообщить о единогласном избрании Амфилохия в епископы.

Другой случай связан с Таинством Причастия, которое ангелы совершили для одного монаха. Об этом кратко повествует Макарий Александрийский, иерей известных монахов-келлиотов, взявших это названия от местности, где они подвизались. Один из его рассказов сообщает о некоем Марке. Он был младше Макария и отличался своей удивительной кротостью, благоразумием, а также способностью заучивать наизусть тексты Ветхого и Нового Заветов. Макарий приводит следующее свидетельство о Марке. Во время Святой Евхаристии, когда Макарий причащал других монахов, он не смог причастить Марка, так как ангел воспрепятствовал ему, взял святые дары с престола и собственноручно причастил Марка.

Третий случай относится к достаточно позднему времени. Соответствующий текст, датируемый XV веком, рассказывает о чудесах и по жанру относится к эпическому повествованию. Православная семья, состоящая из родителей и дочери, жила в районе, населенном мусульманами. Поскольку в этой местности не было православного священника, дочь осталась некрещеной. Когда девушка выросла, она стала одержима бесом и очень страдала. После смерти отца Бог явил свою милость. Богородица спустилась с небес и освободила девушку от беса. Она попросила своего Сына ниспослать пламя и сжечь демона, чтобы тот не смог более мучить девушку.

Затем Богородица перенесла девушку в местность, где находился православный храм. Богородица обратилась к сопровождавшим Ее ангелам: «Возьмите ее и окрестите». Окрестив ее, ангелы облачили девушку в белые одежды, положили на голову венец и, наконец, причастили Святых Таин. После этого девушку вновь вернули домой, откуда ее забрала Богоматерь.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий