Что мусульмане думают о Пасхе («New Yorker», США)

Вербное Воскресенье, 04/01/2007, в Святом монастыре Διονυσίου

Ролло Ромиг (Rollo Romig)

Иисус не умер на кресте. Он был сыном девы Марии, но не был сыном Бога. Он не искупил грехи человечества. Он излечивал больных, возвращал зрение слепым и воскрешал мертвых. Он говорил целыми предложениями, будучи еще младенцем в колыбели именно тогда он объявил своей матери, Марии, что Бог даровал ему знание Священного писания и сделал его пророком. Иисус не всемогущ и не вечен. Иисус — мессия. Иисус — мусульманин.

Таков Иисус в Коране. Он упоминается в 93 стихах Корана — чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда — и рассказ о жизни Иисуса в Коране совпадает с Евангелиями даже больше, чем полагает большинство мусульман. Моя жена — мусульманка, получившая образование в медресе, однако когда я в разговоре упомянул о том, что Иисуса родила дева, она отнеслась к этому скептически. «В Коране действительно так сказано?» — спросила она. Я попытался отыскать это место, но через пять секунд она меня остановила. «Не старайся, — сказала она. — Я уже нашла это в Википедии». Именно так там и было написано.

В преддверии Пасхи мне стало интересно, что в Коране написано о распятии. Я позвонил своему знакомому имаму, Ибрагиму Сайяру (Ibrahim Sayar), и мы решили встретиться за чашечкой турецкого чая. Сайяр много времени посвящает работе по налаживанию отношений между представителями различных вероисповеданий, и большая часть этой работы заключается в том, чтобы встречаться с ними и вместе наслаждаться кебабами. По его словам, упоминание о статусе Иисуса в исламе в разговорах с христианами может стать хорошим подспорьем в налаживании отношений. «Я всегда говорю им, что миллионы мусульман называют своих детей в честь Иисуса и Марии — мы зовем их Иса и Мариам, — рассказал он. — Ни один человек не назовет своих детей в честь кого-то, кто ему не нравится».

Он подчеркнул, что в исламе «вера в Иисуса является необходимым требованием. Если вы в него не верите, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадисам Мухаммеда — высказываниям Пророка, которые по своему значению уступают только Корану — Иисуса забрали на небеса. Он вернется в конце времен на востоке Дамаска, и его руки будут покоиться на плечах двух ангелов. Увидев его, антихрист растворится, как соль в море, и Иисус будет править миром в течение 40 лет. Но чему мусульмане не верят, так это тому, что Иисус умер на кресте. По словам Сайяра, об этом ясно написано в четвертой суре Корана, стих 157: «Его не убили и не распяли».

В исламе Библия считается священной книгой. Тогда я спросил, как этот стих Корана согласуется со свидетельствами о смерти Иисуса в Евангелиях. Сайяр ответил, что ключевой здесь является  фраза «его не распяли», «несмотря на то, что все выглядело именно так». Он объяснил, что знатоки ислама интерпретируют этот стих по-разному. Некоторые из них считают, что кого-то действительно распяли, но это был не Иисус, а, возможно, даже Иуда. По их мнению, кем бы тот человек ни был, Бог изменил его лицо, чтобы он стал похож на Иисуса, а сам Иисус спасся. Еще одним вариантом этой версии является утверждение, что Господь изменил зрение людей, присутствовавших при распятии, чтобы они подумали, что видят Иисуса. Другие полагают, что Иисуса действительно прибили гвоздями к кресту, но он, в конце концов, выжил, поэтому то, что произошло на Пасху, было не воскрешением, а скорее приходом в чувства. Некоторые утверждают, что никого вообще не распинали. «Разумеется, — сказал Сайяр, — у всех есть свои аргументы».

Для мусульман детали распятия носят скорее академический характер. Тем не менее, разногласия между христианами и мусульманами в отношении сущности Иисуса носят характер фундаментальный, независимо от того, что во многих смыслах их понимание Христа совпадает с Евангелием. С точки зрения мусульман, Иисус не был и не мог быть сыном Бога. Он был пророком, но все-таки он был смертным, и Бог не был его отцом. «Я понимаю, что, если вы верите, что кто-то — Бог, а другие люди говорят вам, что он им не является, для вас это звучит как оскорбление, — сказал Сайяр. — Но если вы посмотрите на этот вопрос с точки зрения мусульман, то вы не найдете разницы между Иисусом, Авраамом и Мухаммедом». В Коране упоминается 25 пророков и практически все они известны нам из Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель. «Все они посланники Бога», — добавил Сайяр. Между тем, для христиан послание Иисуса неотделимо от распятия и воскрешения.

Когда встречаются мусульмане и христиане, по словам Сайяра, их объединяет знание об Иисусе. Однако если в разговоре будет развиваться тема того, что именно случилось с Иисусом Евангелия и Иисусом Корана, это лишний раз подчеркнет то, насколько огромна пропасть между ними. «Мы пытаемся научиться чему-то друг у друга, — сказал Сайар. — Мы делаем это не ради загробной жизни. Мы делаем это ради жизни земной. После смерти мы в любом случае поймем, кто из нас был прав, а кто неправ в том, кем был Иисус — там мы все узнаем». Поэтому пока мы живы, нам, вероятно, лучше всего сосредоточиться на кебабах.

Источник: InoSMI
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий