Чудесно-расчудесно!

Евангелие

При чтении Евангелий (особенно трёх синоптических) возникает неотмашное чувство ирреальности (сказочности) многого в описании Иисуса из Назарета. Прежде всего это – нагромождение чудес. Их так много, что некоторые главы представляют собой просто компиляцию чудесных случаев исцелений, воскрешений и т.п. Современный читатель был бы прав, если бы возмутился этим кардинальным отличием Писания от реальной жизни. Обилие чудес подвигло раннюю библейскую критику 19-го и начала 20-го века отрицать полностью или частично чудеса Евангелия.


К тому же чудоцентричность чревата кучей перекосов: поиск чудес, их имитация, культ вокруг необъяснимостей и т.п.
Дело в том, что в евангелиях отражена первая христианская проповедь, обращённая к иудеям. Иудеи привыкли иметь дело с истинным Богом. Яхве есть истинный Бог. Убеждение это они черпали из обилия чудес в священной истории Израиля.
Это ярко отразилось и в Священных книгах. Бог Сам выставил чудеса как верный критерий и доказательство Своей реальности и божественности. Наиболее это выявилось в соревновании чудесами при исходе евреев из Египта (Исх. 7гл.) или в подобных соревнованиях пророка Ильи и жрецов Вааловых (3Цар. 18гл.). Я хочу подчеркнуть, что чудесами Ковчега, медного змея, посоха Аарона и т.п. Бог именно доказывал, что Он есть Бог.
Поэтому в Евангелиях первые христиане отразили аргументы, рассчитанные на иудейскую аудиторию. Это исказило Благовестие в сторону проиудейской аргументации, превращая Весть об Иисусе на 80% в коллекцию Его чудес.

В то же время, при чтении Писания нельзя не заметить двух параллельных и взаимоисключающих тезисов:

    1. Чудеса – критерий истинного Бога.

 

    1. Чудеса – ложный критерий или даже критерий лжи.

Приведу некоторые примеры второго порядка:
Ещё в Ветхом Завете, полном чудес, подтверждающих Бога, находим предостережение:
«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего... а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя (Вт. 13,1-5).
Христос в пустыне принципиально отказывается от чудотворений, подтверждающих Его божественность/мессианство (Мф. 4 гл.).
А когда книжники и фарисеи запросили знамение, «Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф 12,39; 16,4). Как мы помним, пророк Иона не был чудотворцем.
Симон волхв изумлял народ Самарийский, и «ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» (Деян. 8:9-11).
«Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса» (Мф. 24,24; Откр. 16,14). «И тогда откроется беззаконник... которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес. 2:8-9).
Вывод: Новый Завет с одной стороны прописывает чудесные знамения, но знамения «не для верующих, а для неверующих» (1Кор. 14,22). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения (для внешних): именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16,17).
Поэтому ап. Павел смело отменяет чудеса как критерий Духа: Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я – ничто (1Кор. 13,2).
Вывод 2: перегруженность Евангелий проиудейской аргументацией породила их перекос в сторону чудес. Это было необходимой, оправданной, но временной и локальной мерой, которая на сегодняшний день приносит более вреда, нежели пользы. Православное богословие выправило этот крен и противоречивость своим святоотеческим учением о чуде

Источник: Живой Журнал prot_vjacheslav

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий