День Пасхи

Августинцев церковь. Воскресение

Христианская пасха является праздником напоминающим верующим о воскресение Христа. В отличие от иудейской пасхи, которая празднуется в честь исхода евреев из Египта.

В какой же день произошло воскресение?

Библия умалчивает о точной дате, но читая Евангелия различных авторов можно чётко увидеть связь между днём воскресения и днём праздника Пасхи иудеями. Правда, уже для первых христиан оказалось большим сюрпризом узнать, что в Синоптических (Матфей, Марк, Лука) и евангелие от Иоанна есть явное расхождение.

Вот и спорили в 170-м году от Рождества Христова епископ Мелитон с епископом Клавдием Аполлинарием. В синоптических евангелиях, к которым взывал Мелитон, говорится, что Иисус успел отпраздновать Пасху накануне своей гибели. А епископ Клавдий напоминал, что есть четвертое евангелие от Иоанна. Там сказано, что Иисус погиб и был похоронен в день приготовления к Пасхе (Пасха была не в пятницу, а в субботу (Глава 13; 19: 31)).

Так что, когда ещё не было никакого деления на православных и католиков, не было 13-тидневной разницы, а конфликт уже был. Была уже и загадочная, надо сказать, убежденность, что праздновать следует в один день

Но в целом, можно сказать, что в первые века христианства на территории иудеи распространялась традиция праздновать воскресение Христа по лунному календарю через три дня после иудейской пасхи. В соответствие с синоптическими евангелиами и здравым смыслом. А библейская Пасха по Лунному календарю может приходиться на любой день недели. На саму Пасху первые христиане праздновали Исход, одновременно вспоминая распятие. Через три дня они праздновали воскресение Иисуса. Когда появились христиане-греки, а потом римляне, привычные к Солнечному календарю, они легко поняли, что Иисус воскрес в день, следующий за субботой, но вот никак не могли понять связи между иудейской Пасхой и воскресением Христа, пытаясь вычислить день празднования пасхи по юлианскому календарю. Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 год до н.э.). Лишь к 3-4 веку, законодательно укрепляется традиция праздновать Пасху основываясь на вычислениях сделанных по юлианскому календарю.

23-го февраля 1582-го года папа Григорий 13-й издает буллу «Inter gravissimas». Посреди важнейших дел он занялся календарем. Григорианский календарь являлся более точным, но пришлось «выкусить» 10 дней, сегодня уже 13. Православные не захотели принять это календарь и остались при своём, лишь в 1923-м году православные церкви, абсолютное большинство, переходят на Новый стиль. Но умудрились перейти не на Григорианский календарь, а на «неоюлианский». В чем разница? Неоюлианский чуть-чуть точнее, там меньше високосных лет, поэтому расхождение с реальным солнечным временем набегает значительно медленнее. «Заморочка» заключается в том, что по этому Неоюлианскому календарю ближайшие пять веков все идет точно так же как по Григорианскому. Поэтому фактического расхождения нет. Но как приятно помнить: «Нет, у нас все-таки не католический, у нас свой, изобретенный сербским математиком специально ради такого дела в начале 20-го столетия!». Почему в этом году Пасха у православных 5-го мая, по Старому стилю, а католиков 31-го? Казалось бы, если 31-го марта у католиков Пасха, прибавляем 13 дней, значит, православная Пасха 14-го апреля? Но здесь важно помнить три критерия современной христианской Пасхи: сперва равноденствие, затем полнолуние, затем Воскресение. Равноденствие у православных не 21-го марта, а прибавляем 13 дней — 3-го апреля. Но после равноденствия мы должны не просто прибавить 13 дней, а искать следующее полнолуние. После 3-го апреля приходится искать другое полнолуние, а оно уже в конце месяца. И поэтому мы прибавляем не 13 дней, а 30 «с хвостом». К тому же по Старому стилю отстает и лунная фаза, поэтому иногда, даже после реального полнолуния, пропускается не одна неделя, а две. И в результате, «здрасьте — приехали», уже почти лето на дворе, а по Старому стилю только-только встречают Пасху.

Кстати, традиция доказывать чудесами верность даты празднования Пасхи не нова. Вот отрывок из письма епископа Paschasinus of Lilybaeum (Marsala) в Сицилии к Папе Льву (461 год):

After much scrutiny and debate, we found that what the Patriarch of the Church of Alexandria had written to Your Beatitude was correct. Since the Roman computation for the year in question [444], the sixty-third year of its cycle..., was March 26, we were inclined to doubt that this date for Pascha was correct, but in fact that it was on April 23. Confused and uncertain, we consulted the Jewish calculation, now ignored by the Romans-which is why they sometimes fall into error...

For the time being, let us not be afraid of the lateness of the date of Pascha, lest by trying to avoid it, we fall into error, as happened during the reign of your predecessor, Zosimas [ 418]... At that time, by hastening the celebration of Pascha from its date of April 22 to March 25..., a very grievous error was committed; so grave that the true date was proved by a miracle enacted by the Grace of the Holy Spirit...

This miracle is as follows: In the high mountains, in the midst of thick forests, there was a very impoverished region by the name of 'Meltinas.' By strained efforts, a small Church had been constructed there. In the Baptistery, during the Holy Night of Pascha, at the time appointed for Baptisms, despite the fact that there were no pipes or aqueducts, let alone any water in the vicinity, the Baptismal Font would fill by itself. After the few present were sanctified [Baptized], the water would dissipate in the same way that it had appeared.

In the time of the Blessed Pope Zosimas, however, when the Westerners were in error with regard to the calculation of the Paschal date, during the night of Pascha, having finished the lections, the Presbyter waited, as usual, for the time of the Baptism: waiting, indeed, until morning. Since the water did not appear, though, those waiting to be Baptized went home unsanctified [un-Baptized].

Continuing, let me say that during the Eve of Pascha on the tenth calends of May [i.e., on the Alexandrian date of April 22], the Font filled with water at the appropriate time. Through this obvious miracle, it was proved that the Westerners were in error with respect to the date of Pascha. 154

(источник — запись в одном из форумов)

Т.е. чудо с водой явилось свидетельством в пользу дня празднования пасхи.

Но, возвратимся собственно к чуду схождения Благодатного огня, православным апологетам хочется напомнить интересный документ.

Одним из самых образованнейших сынов России 17 века был полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий. Важным эпизодом его биографии является попытка примирить католиков и православных, что привело его в унию. Нелегко ему далось это решение, которому предшествовала поездка на восток за утешением и укреплением в православие, но встреча с православным востоком принесло ему только ещё больше разочарования. В письме своему бывшему учителю, Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису написанном в 1627 г., накануне своего окончательного перехода на униатские позиции (ВСЛ, стр. 106-114), он в частности пишет:

«Ваше преосвященство, вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и стараясь доказать превосходство старого перед новым… не упоминает об этом знаменитом чуде иерусалимском? На этот вопрос Вы отвечали мне… что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Христа. Еще резче отозвался об этом патриарх Иерусалимский. Тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу. Таким образом, прискорбно сказать, наши православные единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться, предпочитают быть заодно с еретиками, каковы евтихиане, диоскориты и яковиты, нежели с католиками, которые чуда этого не допускают по весьма уважительным причинам, особенно при виде того, что в то время делают у гроба еретики абиссинцы».

 

Источник — РЕЛИГИОЗНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РОССИИ Ярослав Кеслер

 

 

 

Дополнительная литература

 

Определение дат Православной Пасхи и Двунадесятых преходящих праздников по формулам Гаусса.http://alebedev.narod.ru/app/app01.html

Date_r.htm  Проф. Дулуман Е.К. — Календари, летоисчисление и дата рождения Иисуса Христа.

 

91
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий