Евангелие и законы кибернетики

Мир и микрокосм

В.Е. Обухов,
профессор Царицынского Православного университета

«Вот ты выздоровел; не греши больше,
чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Евангелие от Иоанна, гл. 5, ст. 14)

 Вера и знание. Вера возникает в сердце человека, а знание принадлежит разуму. Естественно, «для матушек в платочках», которые, по словам Святителя Тихона, и спасли наше Православие, никакого богословия и не нужно. Они живут в молитвенном подвиге, стяжая Святой Дух спасения. Когда Русь обладала высоким уровнем духовности и святости, благодаря многим Отцам — Подвижникам Православия, не было потребности в научных знаниях о Боге. В то время Русь называли Святой.

 С тех пор современный материальный и духовный мир претерпели существенное изменение: с развитием жизни вещественной исчезает жизнь духовная. Поэтому многие люди теряют истинные жизненные ориентиры и гибнут духовно, а значит, и физически. Забыта или непонятна главная цель христианской жизни, открытая великим Святым земли русской, Преподобным Серафимом Саровским как стяжание Святого Духа.

Сегодня наш «цивилизованный» мир становится все более рационально-прагматичным, обращая свое внимание на развитие интеллекта человека, вольно или невольно вытесняя духовность в человеке, которая непосредственным образом связана с Божественным воздействием на человека и проявлением его свободной воли.

Сегодня среди образованных неверующих или маловерующих «интеллектуалов», ищущих Бога, успешнее говорить о Творце языком современных естественных наук. Но развитие этого направления тогда будет успешным и безвредным, когда будет находиться под духовным руководством опытного наставника – духовного отца.

В своей главной заповеди Спаситель наш Иисус Христос говорит, что Бога и человека необходимо возлюбить не только всем сердцем и всею душою, но и всем разумением своим. Он ставит, таким образом, разумение как орудие любви к Богу, которая действительно должна быть вполне осмысленным подвигом, а не только делом чувства. А Московский Митрополит Филарет Дроздов в «Православном Катехизисе» пишет: «Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце, а вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях». Это положение выдающегося православного просветителя четко определяет значение и место знания в вопросах веры.

Особое значение здесь принадлежит современным высокоразвитым наукам -информатике и кибернетике, с помощью которых в популярной форме и наглядно можно пояснить многие положения Евангельского учения о связях и отношениях человека с Богом-Творцом, окружающими людьми и миром. Кибернетика и информатика — это науки об информационных процессах управления в различного рода системах, живых организмах и в социальной среде. Основным достижением этих наук, проникших во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в мыслительные процессы, является создание систем искусственного интеллекта. Знания в этих областях наук применительно к вопросам веры изложены в популярной монографии: «Законы Евангелия и законы кибернетики». В ней, в частности, раскрывается и процесс стяжания человеком Святого Духа как цели христианской жизни.

Общая схема любой кибернетической системы проста для понимания и состоит из управляющего и управляемого объектов, которые соединены прямой и обратной связями. Управляющий объект по прямой связи подает сигналы управления управляемому объекту, который после исполнения этих команд по каналу обратной связи «сообщает» управляющему объекту о своем состоянии. В зависимости от этого состояния выдается очередной сигнал управления — до тех пор, пока не будет выполнена управляемым объектом цель управления. Основным элементом управляющего, а в некоторых случаях и управляемого объектов является компьютер.

На основе современных достижений нейрофизиологии в понятиях кибернетики можно представить головной мозг человека в виде кибернетической системы с правой и левой половинами полушарий. Правая половина, связанная с сердцем и подсознанием, выполняет синтетические функции и реализует образное (целостное) восприятие мира, прежде всего — Бога, живой природы, музыки, искусства; ему свойственны созерцательное творчество, интуиция. Левое полушарие связано с сознанием человека, выполняет аналитические функции и подобно компьютеру расшифровывает образное восприятие правого полушария, т.е. выполняет формально-логические операции, реализует функции речи и двигательные операции человека.

 Исходя из этих функций, а также на основе последних достижений нейрофизиологии, можно утверждать, что правое полушарие является ведущим, то есть управляющим по многим функциям по отношению к управляемому левому полушарию. Более того, приведенные исследования показывают, что духовные процессы, связанные с правым полушарием, подсознанием и сердцем человека, являются доминирующими по отношению к прагматическим процессам левого полушария.

В одном из интервью академик H.М. Амосов отметил, что человечество тщетно возлагало большие надежды на разум человека, ибо основу поступков человека определяет его духовное состояние.

Знаменательным и весьма важным фактом в приведенных исследованиях функций головного мозга человека является научное подтверждение одного из основных положений всех религий мира — о возможности отделения нематериальной «разумной души» (Свт. Григорий Богослов) от материального тела по смерти человека. Это положение подтверждает содержание выше приведенной книги о процессе соединения нематериальных духовных структур Бога-Спасителя и человека как Божественном процессе отсечения греха и восстановления пораженной грехом духовной структуры человека. Епископ Феофан Затворник говорит: «Душа по выходе из тела вступает в область духов, где она, как и духи, является действующей по тем же формам, какие видны на земле между людьми: видят друг друга, говорят, ходят, спорят, действуют. Разница только в том, что там область утонченного вещества, эфирная, и в них все потому утонченно — вещественно и эфирно».

Взаимоотношение человека с Творцом и Спасителем также можно представить с помощью кибернетической системы. Бог, желая спасения каждому человеку, постоянно управляя миром, выстраивает для него соответствующие об-стоятельства. Человек, обладая свободой воли, принимает по этим обстоятельствам соответствующие решения и воздействует на окружающих людей и мир. Наши помыслы и поступки всегда становятся известны Богу-Творцу, Который как Управляющий по Своему суду выстраивает новые обстоятельства, и т.д. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в управлении Своем».

Но анализ этих обстоятельств должен происходить не на основе «человеческих заповедей», а с позиций Всеобъемлющих, Вечных и Неизменных Божественных Законов, совершенная полнота которых дана человеку Спасителем нашим Иисусом Христом в Святом Евангелии. На основе этих Законов человек обязан анализировать данные Богом обстоятельства, которые посылаются ему для вразумления, и корректировать свои поступки, образ мыслей и самой жизни. Нередко эти обстоятельства вызывают у человека страдания, ибо при благополучии человек часто забывает Бога, приписывая себе успехи. Для анализа этих жизненных обстоятельств становятся особо необходимы разум человека и молитвенное обращение к Богу, «ибо без Него не можем творити ничесоже».

 С позиций кибернетики образное представление духовной структуры человека можно изобразить в виде «школьной тетради в клеточку», где каждая индивидуальная клеточка выполняет конкретную частицу духовного процесса: мыслительного, волевого, чувственного и т.п. Функциональный набор разнообразных клеточек наподобие отдельных листов тетради составляет часть духовной структуры человека и определяет черты его характера и способности по решению разнообразных жизненных проблем — существенных или незначительных.

Конфигурация каждого «листа» духовной структуры человека строго индивидуальна от природы, а правильнее сказать — от Бога-Творца, который тем самым дает каждому человеку свои таланты и определяет его необходимое место в жизни. Это Божественное предназначение каждый человек может найти только при активной религиозной жизни с Богом в Церкви Христовой — Доме Божьем, познавая Его Святую Волю и устремляя к ней собственную волю.

Однако следует отметить, что конфигурация духовной структуры человека, особенно активно верующего в Бога, не остается неизменной. При активном молитвенном обращении человека к Богу, при познании Божественных Законов Святого Евангелия и устремлении человека к их исполнению Творец и Спаситель может менять духовную структуру человека, отсекая пораженную грехом клеточку, отдавая в акте Божественной Любви к человеку Свою структуру (такой же природы, как и у человека) для восстановления пораженной грехом духовной структуры человека, а также для совершенствования духовных качеств человека.
 В этом принципиальное отличие христианского Православного взгляда от воззрений астрологов, гадателей, составителей гороскопов и т.п., которые свои «предсказания» жестко привязывают к врожденным природным качествам человека. Бог способен все изменить, в том числе и события в жизни каждого человека. Изменяя духовную структуру человека, Господь помогает человеку принимать решения, соответствующие воле Божией, которые могут и не совпадать с индивидуальными желаниями самого человека. Таким образом, «Господь не спасает нас без нас» (Св. Афанасий Великий) – вот одна из аксиом христианского вероучения.

 При совершении человеком греха в определенной функциональной клеточке духовной структуры человека происходит ее затемнение или поражение.

 На основе учения Святых Отцов можно сформулировать понятие о грехе в научном представлении.

Грех – это устойчивое поражение определенной области духовной структуры человека, как следствие нарушения им конкретного Божественного Закона; причина искажения определенных духовных, мыслительных, волевых, чувственных, физических и физиологических процессов в человеке.

Часто грех представляется людям величиной случайной и исчезающей «самой по себе» подобно сбою в технической системе. Такое искаженное и «удобное» представление греха не соответствует реальной действительности. Ибо в таком случае существовала бы несправедливость Божественных Законов, за нарушение которых человек не нес бы ответственности. А грех человека, искажающий процесс принятия им различных решений по различным жизненным проблемам, приносит окружающим людям и миру реальный ощутимый вред. И если Господь не сразу наказывает человека, то потому, что «Бог долготерпелив и многомилостив» и желает нашего исправления без наказания. Но если человек продолжает упорно грешить и не исправляться, то со временем за каждый нераскаянный грех наступает час расплаты либо в этой, либо в будущей жизни.

Грех — это устойчивая «неисправность» в духовной структуре человека, с которой самому человеку без Божественной «хирургической» помощи справиться невозможно. Такая помощь возможна в Таинствах Церкви Христовой при искреннем раскаянии человека в соделанном, исправлении своей жизни, принятии Таинств Крещения, Исповеди, принятии Тела и Крови Христовых.

При совершении человеком греховных поступков с целью нашего вразумления (для исправления нашего образа жизни и поступков) Господь попускает врагу рода человеческого — дьяволу — управлять определенными обстоятельствами, от которых мы начинаем страдать. Анализируя эти обстоятельства с помощью разума, служителей Церкви, духовного Отца, мы должны обращаться к Богу с просьбой об избавлении нас от греховной скверны, которая искажает образ наших мыслей и caмy нашу судьбу.

Какова же функциональная связь греха с душой, духом и плотью человека?

При отсутствии греха в какой-либо из областей духовной структуры человека, образно представленной в виде отдельных листов тетради (см. выше), Господь дарует человеку Святого Духа, который также образно можно представить в виде чистой, не искаженной грехом Божественной информации. Эта информация управляет определенной деятельностью человека, соответствующей Божественной Воле. При возникновении греха Святой Дух покидает человека, и эта часть духовной структуры человека от пораженной грехом ячейки начинает распространять «духовное зловоние», которое исходит от духа тьмы или дьявола. Следует заметить, что дьявол никогда насильно не может повредить нашей душе – всякий новый грех возникает как проявление нашей свободной воли, которая часто подавлена вследствие того же нашего греховного состояния. Освобождаясь от греха с Божьей помощью, человек очищает определенные области своей духовной структуры и тем самым готовит условия для «стяжания Святого Духа», посылаемого нам Творцом по великой Божьей милости.

Определенные функциональные клеточки духовной структуры человека связаны с конкретным внутренним или внешним органом человека. Такая связь представляет собой кибернетическую систему, в которой управляющей является духовная ячейка. В случае поражения определенной клетки при возникновении греха конкретный орган человека лишается своего естественного управления и заболевает. Нам не дано знать места поражения нашей духовной структуры, но мы обязаны знать свои грехи, изучая Божественные Законы Святого Евангелия, исповедовать их Священнику и с Божьей помощью через Таинства Церкви стремиться избавиться от них. Если грех не раскаян, он может генетически перейти на детей или даже на последующие поколения. Об этом говорит нам Св. Писание как о врожденном грехе в отличие от грехов приобретенных. Даже если нам ничего не известно о наших врожденных грехах, то их проявление мы ощущаем в наших неблаговидных поступках, о которых мы обязаны каяться, надеясь на милость Божию.

Издавна известна попытка лечения органов человека с помощью иглоукалывания и использования «китайских точек». В этом случае делается попытка искусственного (механического или электронного) воздействия через эти точки на органы вместо естественного его восстановления при избавлении от греха.

Поэтому в таком «лечении» делается попытка обойти истинные причины болезни человека, и он не застрахован от возможных неблагоприятных последствий как духовных, так и телесных.

Но почему же Господь излечивает не всех, кто обращается к Нему за помощью? А чудеса Божественного исцеления проявляются на отдельных людях. Прежде всего потому, что Господь знает будущее каждого человека — его дела и образ мыслей. Будет ли отвечать наш образ жизни Любви Божией и Его Заповедям — Законам? Если бывают и исцелены некоторые, то скоро и забывают об этом, считая это случайной необходимостью, а не милостью Божией, и теряют Веру — Божественный дар: «...Встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали. И громким голосом говорили: «Иисус Наставник, помилуй нас!». Увидев их, Он сказал им: «Пойдите покажитесь священникам». И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как, они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» И сказал ему: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Ев. от Луки, гл. 17, ст. 12—19).

 Автор статьи, доктор технических наук, окончил Киевское Высшее военно-инженерное радиотехническое училище и адъюнктуру. Служил в ракетных войсках, преподавал на кафедре военной кибернетики училища. В звании полковника служил в аппарате Генерального штаба Вооруженных сил СССР, работал в аппарате Президиума Академии наук Украины.

Источник: «Русь Державная»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий