«И было, когда фараон отпустил сыновей Израиля…»

"Переход евреев через Чермное море" .Котарбинский Вильгельм Александрович
Если бы сыновья Израиля не оказались под влиянием верований...

Тот, Кто вывел из Египта

Если бы сыновья Израиля не оказались под влиянием верований своих поработителей, то не потребовалось бы доказывать, что существует рука, которая меняет мировые законы, спасая угнетенных и наказывая угнетателей.

Для того, чтобы избранный народ обрел истинную веру, ему было показано бессилие идолов Египта и тех, кто служит им. Каждое из наказаний раскрыло, что Всевышний, а не какие-то сверхъестественные силы, управляет природой: водой (превращение Нила в кровь), земноводными (нашествие лягушек), землей (превращение пыли в мошек), дикими животными (нашествие хищников на города), домашними животными (падеж скота), здоровьем людей (язвы, покрывшие египтян), огнем (пламя внутри градин), ветром (пригнавшим саранчу), светом (темнота, накрывшая Египте), жизнью людей (смерть первенцев). В природе не осталось ничего, что не стало бы орудием правосудия в руке Всевышнего.

Последнее чудо

Но если все, что происходило в Египте, было призвано сформировать веру сыновей Израиля во всемогущество Всевышнего, то остается непонятным, зачем перед наказанием первенцев нужно было добиваться от фараона разрешения «на выезд» – будто он все еще остается хозяином положения.

И, тем не менее «…сказал Всесильный Моше: «Еще одну казнь наведу Я на фараона и на египтян, после этого отпустит он вас отсюда…» (Шмот,11:1). И, действительно, после полуночи, когда погибли все первенцы, «…встал фараон сам, и все рабы его, и все египтяне, и был вопль великий в Египте… И призвал он Моше и Аарона ночью, и сказал: «Встаньте, выйдете из народа моего вы и сыновья Израиля…» (Шмот, 12:30-32).

Разрешение фараона – часть процесса исхода, чудо, призванное раскрыть, что правители в какой-то момент теряют свободу выбора и произносят слова, которые вкладывает в их уста Всевышний. Ведь фараон был готов умереть за идею, но не сдаться, и, тем не менее, пришел просить, чтобы сыновья Израиля ушли!

Всевышний знал, что впереди у сыновей Израиля не только исход из Египта, но и длинная история изгнаний и возвращений, и Ему было важно, чтобы они поняли, что «сердце царя в руке Б-га, как потоки вод – куда захочет, туда и повернет их» (Мишлей, 21:1). И хотя сильные мира сего, так же как и фараон, могут очень быстро передумать, повернуть время вспять и изменить ход событий – не в их силах.

Чудеса без чудес

Если в Египте фараон разрешил уйти после многих чудес, то исход из других изгнаний начинался с того, что правители распахивали двери, которые до этого сами же закрыли на семь замков.

Но они неожиданно меняли свои решения не случайно: Всевышний хотел, чтобы и без открытых чудес в наших сердцах пробудилась любовь к Нему, и мы, догадавшись, что это Он призывает нас устами правителей, устремились в открытые двери. Как сказано: «Ищите Б-га!» (Йешаягу, 55:6). И, если мы сделаем первый шаг, то и Он раскроет Себя, нарушая ради нас законы природы.

Декларация Кира

Через пятьдесят два года после того, как сыновья Израиля были уведены в плен Нэвудхаднэцаром (442-370 до н.э.), столица Вавилонского царства была захвачена персами, и сыновья Израиля оказались под властью Дария, а затем – Кира (Кореша). И вот рассказывается: «В первый год Кореша, царя Персии, пробудил Б-г дух Кореша… и объявил он во всем царстве своем и (подтвердил) так же письменно следующее: «Все царства земли дал мне Б-г Всесильный и повелел Он мне построить дом Его в Йерушалаиме, что в Йеуде. Кто из вас, из всего народа Его поднимется в Йерушалаим, что в Йеуде, и отстроит дом Б-га Всесильного Израиля, того Б-га, что в Йерушалаиме, – да будет Б-г его с ним» (Эзра, 1:1,2). Но только сорок две тысячи вернулись в Йеуду. Большинство сыновей Израиля не поверило в то, что Всевышний говорит устами царей, так как все ждали таких же чудес, как в Египте, и не были согласны на что-либо меньшее. А ведь стоило нам проявить свою любовь – и Всевышний «пошел бы нам навстречу», как сказано: «Достойны были сыновья Израиля, чтобы во время исхода из Вавилона произошли такие же чудеса, как во времена Йеошуа, да помешал их грех» (Брахот, 4а).

Какой грех?

«Если бы поднялись сразу стеной и вышли из вавилонского изгнания, то были бы, как серебро, которое не ржавеет. А теперь будете подобны деревянной доске, которая быстро сгниет» (Йома, 9б).

Декларация Бальфура

Девяносто пять лет назад Всевышний еще раз обратился к нам: «Министерство иностранных дел Великобритании, 2 ноября 1917 года. Уважаемый лорд Ротшильд. Имею честь передать Вам от имени правительства Его Величества следующее: «Правительство Его Величества одобрительно относится к вопросу о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели… Артур Джеймс Бальфур».

Но очередное «стечение обстоятельств» – мандат на управление Палестиной с целью создания в ней еврейского государства, данный Лигой Наций Англии, – мало кто воспринял как призыв Всевышнего.

Тогда Всевышний еще раз показал, что Он управляет сердцами правителей: в 1947 г. на решающем голосовании Генеральной ассамблеи ООН тридцать три страны поддержали резолюцию о создании еврейского государства. Провозглашение независимости Израиля, последовавшее за этим решением, было воспринято как чудо спасения. Но большинство народа и на этот раз осталось за пределами святой земли. Видимо, любовь к Всевышнему и на этот раз оказалась недостаточно сильной.

Однако

Разрешение правителей стран было дано. И несмотря на то, что они передумали, и Израиль очень быстро стал для них главным препятствием к достижению мира, изменить ход истории уже невозможно.

А вот удостоимся мы чудес или нет, будут нам угрожать уничтожением или будут приходить к нам за благословением и высокими технологиями, зависит только от того, поймем ли мы, что слова «Ищите Б-га, когда Он находится (рядом), взывайте к Нему, когда Он близок» (Йешаяу, 55:6) относятся и к нашему времени.

И хочется надеяться, что очень скоро мы начнем «искать Б-га на горе Мория.

Раввин Зеев Мешков, преподаватель, переводчик. В Израиле-с 1989 года (после 10 лет отказа). Четыре года вёл передачу «Традиция» на радиостанции РЭКА. В 2002—2005 гг. возглавлял учебную часть «Мидраши Ционит» в Киеве. Работает над комментариями к книгам пророков.

Источник: 7kanal.co.il

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий