Письма свяителя Нектария Кефаласа

Святитель Нектарий, митрополит Пентапольский (Эгинский)

В архиве Монастыря Ватопед обнаружено одиннадцать неизданных писем святого Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского, любимого народом Эгинского святителя. В этот статье мы представим эти письма.

В продолжение четырнадцати лет (1894—1907), когда святой Нектарий возглавлял Ризарийскую школу, он написал и издал значительное количество своих выдающихся работ. Для издания его сочинений требовалась крупные денежные средства, которыми святитель не располагал.

Обращение к монастырям

В этом месте следует обратить особое внимание на обращение святого к монастырям за финансовой поддержкой его писательской деятельности на пользу Церкви и ее полноты (9-е письмо). Помимо монастыря Ватопед он переписывался и с другими афонскими обителями. И это неслучайно.

Ревнитель монашеского жития, на двадцать седьмом году жизни он поступает в монастырь. И, несмотря на то, что спустя три года он оставил его, равно как и ничем не развлекаемое наслаждение жизнью во Христе, для того, чтобы трудиться в лоне Церкви, он остался подлинным почитателем монашеского жития, учением и примером передавая свое благочестие другим. Так объясняется это его обращение.

Одиннадцать публикуемых нами писем датируются, начиная с 3 июля 1900 года (1-е письмо) и заканчивая 30 июля 1906 года (11-е последнее письмо) и обращены к эпитропам монастыря Ватопед. Святой испрашивает финансовую помощь вначале для издания своего труда «Христология», а позднее для издания сочинения «Бессмертие души и ее церковное поминовение». По всей видимости, монастырь Ватопед пользовался финансовым достатком и поэтому с готовностью и скоро откликнулся на просьбу святого об издании обоих сочинений.

Святой беспрестанно благодарит Ватопед за его помощь, которая свидетельствуют не только о дружбе и уважении Обители к святому, но и о добрых и характерных для любителей наук и искусств чувствах начальствующих монастыря, часто и многообразно выражаемых ими поддержкой нашего богословия и греческого образования (3-е письмо).

Писательский труд святителя как выражение его священного желания

Написанием и изданием своих трудов святой исполнял свое божественное желание поддержать духовно церковную полноту. Бичом его времени, что не мог не замечать святой, было величайшее невежество народа и священнослужителей, а также отсутствие книг. Он испытывал настоящую скорбь при виде страданий церковного народа – «Почти всеобщее потрясение убеждений совращенных новой лестью…» (7-е письмо).

Поэтому богомудрый иерарх, как «истинный делатель добродетели», оставил Церкви объемнейшее наследие во исполнение своего священного желания трудиться «ради пользы братий и славы Божией» (11-е письмо).

Его богословские труды характеризуют святого как продолжателя традиции греческих отцов. Ему также свойственны оригинальность в выборе тем, многие из которых не только впервые рассматривает именно этот святой, но и для многих из них даже до сих пор не нашлось продолжателя, занявшегося бы соответствующим исследованием. (Μπρατσιώτης, Καθ. Παν., «Ο Άγιος Νεκτάριος Κεφαλάς», Ι.Μ. έκδοση. 1985, с. 241).

В отношении публикуемых писем мы отметим следующее:

  • Святой характеризует свой труд как важный и полезный (1-е письмо), а также как «боголюбезную работу» (9-е письмо).
  • Своим трудом он поддерживает богословие и греческое образование (3-е письмо).
  • Движимый ревностью по вере, он стремится издать свои труды, чтобы поддержать колеблющихся в убеждениях верующих, уча их неведомым им истинам нашей Святой Церкви (7-е письмо).
  • С помощью Божией он не устает писать и публиковаться. Величайшей его наградой является удовольствие от мысли, что он трудится ради Церкви и славы Божией (11-е письмо).

Ниже приводятся тексты неизданных писем.

Письмо 1-е

3 июля 1900 года преподобнейшим эпитропам
священного и честного монастыря Ватопед
На Святую Гору

С братским о Христе лобзанием принимаю на себя дерзость обратиться к вашей братской любви с просьбой о том, чтобы поддержать один мой труд, содержание которого я посылаю в приложении, и где приводится весь материал книги и видна ее важность и великая польза, проистекающая из ее распространения.

Твердо надеюсь на то, что Ваш монастырь, преуспевающий с помощью Божией, и всегда с готовностью поддерживающий подобные благие дела издания и распространения, благосклонно отнесется и к моей просьбе и поддержит печать столь важного и полезного труда. Пребывая в сем убеждении, заранее благодарю монастырь Ватопед и остаюсь пламенным к Богу молитвенником

† митрополит Пентапольский Нектарий

Христология

Часть I

О божественном характере и искупительном подвиге Спасителя нашего Иисуса Христа

Глава 1. О Спасителе и Искупителе человеческого рода. О Сыне Человеческом: что Иисус Христос есть Путь, Истина и Жизнь. О том, что имя «Сын Человеческий», есть имя, через которое человечество услышало благую весть о будущем Спасителе и Искупителе. О чаяние языков. О приближении полноты времени исполнения чаяния языков и о знамениях, возвещающих пришествие будущего Искупителя. О полноте времени и появлении абсолютной необходимости в пришествии Искупителя человечества.

Глава 2. О вечной жизни и о том, что она обретается в познании открывшейся истины. О том, что желание вечной жизни, будучи врожденным, есть истинное. О том, что человек всегда искал вечной жизни.

Глава 3. О пришествие и характерных свойствах Спасителя. 1) О том, что исполнилось пламенное желание человека. 2) Характерные свойства Спасителя, исполняющего пожелания сердца того, кто знает Его.

Глава 4. О необходимости веры в Иисуса Христа Сына Божия. 1) О том, что никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27). 2) О том, что вера в Сына Божия и знание Его доставляет нам знание Бога Отца, дарует нам вечную жизнь и соделывает нас чадами Божиими по благодати через усыновление, бываемое через Иисуса Христа (Еф. 1:5). 3) О том, что вечная жизнь обретается в вере в Спасителя Иисуса Христа.

Глава 5. Светлость христианской веры. Свидетельства светлости христианской веры. 1) О том, что вера во Христа светла. 2) Вера во Христа как путеводитель к знанию, как вера разумная, светла. 3) Вера во Христа светла, потому что порождает теплую любовь к содержанию веры верующего в Него. 4) Вера во Христа светла, потому что рождает надежду на Бога. 5) Вера во Христа светла, потому что украшает верующего даром Святого Духа. 6) Вера во Христа светла, потому что приносит плоды Святого Духа. 7) Светлость христианской веры, свидетельствуемая ее воспитательной силой. 8) Вера во Христа – освещающая, потому что свет ее изливается в Священных Писаниях и просвещает помраченные очи разума. 9) Вера христианская есть светлая и просвещающая, потому что сообщает верующему нравственную жизнь и любомудрый помысел. 10) Вера во Христа светла, потому что она откровенная (имеет источником откровение – прим. пер.) и величественная. Церковь язычников есть ясное свидетельство просвещающей и откровенной ее силы. 11) Светлость христианской веры, свидетельствуемая силой Честного Креста. 12) Светлость христианской веры, свидетельствуемая Воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа и трудами апостолов. 13) Вера во Христа светла, потому что она победила. 14) Вера во Христа светла, потому что история свидетельствует о ее светлости. 15) Вера во Христа есть светлая и освещающая, потому что ее светлость извещает ум и убеждает сердце, а ее просвещающая сила свидетельствуется Священными Писаниями Ветхого Завета. 16) Светлость христианской веры, свидетельствуемая быстрым распространением христианства по всему известному тогда миру. Исторические свидетельства.

Глава 6. О божественном характере и деле Господа нашего Иисуса Христа.

Глава 7. О божественном характере Спасителя нашего Иисуса Христа на основании Священного Писания. 1) Пророчества о характере Мессии. 2) Места из Евангелия, указующие на характер Мессии, каким его описали пророки. 3) Пророчества о страданиях, смерти, погребении и Воскресении Мессии. 4) О том, что смерть Мессии есть умилостивление и примирение.

Глава 8. О божественном происхождении христианской веры.

Глава 9. О том, почему отвергаются чудеса. 1) О том, что незнание Бога и человека есть причина отвержения чудес. 2) О том, что понятие о Боге, как о существе абсолютном, поддерживает Его откровение в мире. 3) О том, что благость Божия желает открыть Себя миру. 4) Об отношении Бога к человеку в частности. 5) О способе, каким происходит божественное откровение.

Глава 10. О том, что вечная жизнь подается только верой во Христа, а не от дел закона. 1) О том, что закон был детоводителем ко Христу. 2) О том, что Бог и язычников вел к познанию истины. 3) О том, что Иисус Христос есть Тот, о Ком писал Моисей и Пророки.

Глава 11. 1) О требовании великого знамения, которое засвидетельствовало божество Спасителя нашего Иисуса Христа. 2) Божественный характер Христа Спасителя, свидетельствуемый Его искупительным подвигом.

Глава 12. О миссии Спасителя нашего Иисуса Христа.

Часть II

Об Откровении Бога в мире

Глава 1. Откровение Бога в мире, свидетельствуемое исполнением пророчеств. 1) Пророчества о пришествие ожидаемого Мессии.

Глава 2. 1) О том, что Иисус Христос был Сыном Давида и Сыном Божиим. 2) Пророчества о колене, роде, доме, семье и месте рождения Мессии. 3) Пророчества, обретающие исполнение в лице Иисуса Христа, свидетельствуют о том, что Он есть обетованный Искупитель мира, что Он есть Бог истинный, что Он пришел и никто другой не придет.

Глава 3. Пророчества, касающиеся иудеев, исполняются, согласно предсказанию. 1) Предсказания пророка Моисея. 2) Исполнение благословений. 3) Исполнение добрых предсказаний в эпоху Судей. 4) Исполнение пророчеств при царях. 5) Проклятия и их исполнение. 6) Пророчества прочих пророков, предвозвестивших сынам Израилевым их будущие судьбы. 7) Пророчества о возвращении из Вавилонского плена двух колен Иудова и Вениаминова и о гибели во время плена десяти колен. 8) Пророчества о разрушении Иудеи и о злобе и неверии иудеев. 9) Пророчества об обращении язычников к Живому Богу.

Глава 4. Пророчества, касающиеся соседних языческих народов, воевавших и притеснявших сынов Израиля. 1) Пророчества о Ниневии. 2) О могуществе Ниневии. 3) О разрушении города Ниневии. 4) Пророчества о Вавилоне и их исполнение.

Глава 5. О Боге, открывшемся в Ветхом Завете под именем Иеговы, что Он был Сыном и Словом Бога Отца, Который в последние дни, прияв человеческую плоть, соделал спасение человеческому роду.

Глава 6. Об основанном на земле царстве Божии и о том, что оно было основано во Святой Божией Церкви. 1) О том, что Открывшийся в мире основал через Свою Церковь царство Небесное на земле. 2) О том, что Открывшийся Бог открывается в Своей Церкви и что Божественные Таинства Святой Божией Церкви свидетельствуют о Его божественном откровении, потому что через них Он соделывает спасение верующих в Него. 3) О том, что Он есть Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь всех, праведный Судия, имеющий воздать в день судный каждому по делам его.

Конец

2 июля 1900 года, Афины
† митрополит Пентапольский Нектарий
Автор: Андрис Хаджикостас-Тофалидо

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий