«Старцы — невидимки» Святой Горы: Поверие или действительность?

Кельи Святой Горы Афон

Наверняка многие из читателей этой статьи слышали или читали различные истории о невидимых отшельниках Святого Афона.

Некоторые называют их «невидимыми отшельниками», другие — «обнаженными аскетами,» третьи — «старцами — невидимками».

Но все имеют в виду одно: все они говорят о существовании небольшой группы аскетов (кто говорит о семи, кто о двенадцати членов группы), которые живут в самых отдалённых и недоступных местах Святого Афона и их практически никто не может увидеть.

«Старцы — невидимки» могут явиться только тем, кому они захотят явиться, в основном простым и наивным монахам или какому-нибудь набожному и благочестивому паломнику, ведущему чистый и христианский образ жизни.

Здесь уместно было бы представить некоторые сноски современного писателя — монаха (из книги преподобного Иосифа Дионисата: «Старец Арсений Пещёрский", 2002 г.) об этих таинственных аскетах, который описывает их следующим образом: «Обнаженные аскеты — это группа аскетов — их число семь (по другим данным — двенадцать), которые живут в крайне суровых условиях, единственная их задача — это непрестанная молитва за весь мир. Они пользуются особой милостью Господа, чтобы жить бездомными и голыми, а также быть невидимыми для людских глаз».

Аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми — древнее и самое загадочное предание Святой Горы.

На пустое общение у них нет ни минуты. Говорят, что пока они держат даже во сне, свою постоянную самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона в маленький храм Преображения Господня. Там и отслужат последнюю литургию перед Концом Света.

Так гласит предание.

Предание об этих аскетах сохранилось на протяжении последних двухсот лет, оно передаётся из поколения в поколение в среде Афонского монашества и аскетизма. Да и не только здесь, но и во всём Православии ... Я разговаривал со многими старцами Святогорцами из различных скитов, живущих в монастырях, в кельях, с отшельниками... В своих беседах я не раз затрагивал тему существования невидимых обнаженных аскетов, мне довелось услышать много поверий о том, что и сегодня существует такой вид отшельничества. Я встречал очень простых и добродетельных монахов, активистов и старейшин, которые горячо верят в существовании этой традиции и преданий. Им хорошо известно, что существуют сегодня на Афоне такие отшельники, которые живут в труднодоступных и непроходимых местах, живут примитивно, просто, питаются тем, что Бог пошлёт, а выживают каким-то чудесным образом. Об этом рассказал мне один благочестивый Афонский старец. Он сказал, что он знает несколько таких тайных отшельников, которые живут в самых высоких местах в жёстких и суровых условиях и, что Божественное провидение заботиться чудесным образом об их жизни и нуждах.

Он рассказал о том, как днём и ночью они беспрестанно молятся стоя, отказывая себе в пище и отдыхе. Чтобы не заснуть и не упасть — после полуночи — привязывают себя верёвками, в буквальном смысле свисают с балок. Старец не захотел показать мне месторасположение аскетов, ни продолжить разговор на эту тему. Некоторые монахи и сегодня говорят о существовании группы из семи подвижников, которая периодически пополняется новыми членами. Когда кто-то из них покидает «сей мир», какой-то добродетельный Афонский монах присоединяется к ним и их снова становится семь.

Существует предание, которое говорит о том, что семеро отшельников (некоторые говорят о двенадцати) исполнят последний молебен на вершине горы Афон в часовне Преображения Христа. Это произойдёт перед Концом Света, то есть когда придёт время Второго пришествия Иисуса Христа. Эти семеро (или двенадцать) отшельников не узнают смерти, они духовно преобразуются, перейдут в другое временное измерение. Их тела станут нетленными и бессмертными. Конечно, есть и такие, которые считают предание о «невидимых отшельниках» очередной легендой.

Рассказы Афонских монахов о невидимых отшельниках

Диакон Силуан Левкадский

Мы хотим рассказать о том, что нам довелось пережить в келье пророка Даниила. Мы считаем, что такими свидетельствами стоит поделиться со всеми, кто этим интересуется.

"С самого начала мы хотели бы уточнить, что идёт речь о реальном событии и этот духовный опыт является непревзойденным как для нас, так и для тех, кто живёт в «Саду Пресвятой Богородицы. Это является одним из многих свидетельств, которые, возможно, не в силах подтвердить легенду о невидимых отшельниках и келиотах на Святом Афоне, главное, оно является верным свидетельством жития афонских отцов, продолжающих аскетические традиции Православной Церкви.

Два года назад монастырь Святого Ксенофонта предоставил нам древнюю и заброшенную келью Святого Пророка Даниила и Его Троих детей. Это келья расположена в уединенном местечке на горе к востоку от монастыря Ксенофонт и к северу от Скита Ксенофонт. Рядом с нашей кельей не было ничего другого, как разрушенной временем кельи Святой Троицы, в общем не было ничего такого, что бы свидетельствовало о присутствии человека. Единственное что мы видели из своего окна — это купола монастыря Ксенофонт, построенного в устье ручья, который находился довольно далеко от кельи. Тот, кому удастся посетить двор пророка Даниила, откроет для себя впечатляющий вид на все восточные ущелья, которые являются Дохиарской границей до запада — до самого Эгейского моря. Тишина и спокойствие — вот что характерно для всякой кельи на Афоне, и только во время весны и лета эта тишина прерывается непрерывным пением соловьев и других певчих птиц.

Таким образом, будучи гостями монастыря Ксенофонт, мы стали временными жильцами этой священной кельи. Наше путешествие продлилось несколько дней, но само пребывание на Святой Горе было для нас большим благоговением и мы все чувствовали, что находясь здесь, на Святом Афоне, мы приобретём такой непревзойдённый духовный опыт, который останется нам на всю жизнь.

Но начнем рассказ с самого начала.

21 апреля 2010 года (по старому календарю), перед престольным праздником монастыря Ксенофонт, в день святого Великомученника Георгия, мы собрались в келье Пророка Даниила. Это было перед полуднем, после краткого отдыха и после того как мы разложили свои вещи. Наш старец предложил пойти нам немного прогуляться. Мы сошли по крутому спуску, и вскоре оказались в тупике, начинавшийся на первом повороте к Дохиарскому монастырю.

Вечерело. В какой-то момент один из парней нашей группы, желая измерить глубину ущелья, находившегося впереди нас, бросил в него три достаточно больших камня. Двое мирян, которые находились вместе с нами на тот момент, не упустили возможности подшутить над этим легкомысленным поступком, отметив, что камень может нарваться на какого-то отшельника — аскета. Старец, пропустив комическую сторону вопроса, рассказал о предании о существовании невидимых отшельников и аскетов, приводя примеры различных случаев, оставив каждому из нас свободу выбора в принятии или нет этого Афонского предания о невидимых отшельниках, живущих в дебрях Афона.

Когда мы вернулись в свою келью, уже было темно. Мы попробовали включить дизельный генератор, но, несмотря на все наши усилия, машина не заработала, поэтому, нам пришлось обойтись свечами и керосиновой лампой (позднее мы подумали о том, что это не было случайным фактом).

Наступила глубокая ночь, но хорошо были видны звёзды, несмотря на легкие облака на небе, и соловьи приостановили своё непрестанное пение.

Настала необычайная полночная тишина. Наш старец удалился в свою келью, а остальные три человека сидели перед дверью своей кельи и тихо вели небольшую беседу. Во время разговора, один из них вдруг стал различать какой-то голос, далекий и неопределенный, но, не желая прерывать собеседника, не придал этому особого значения. Но так как отголосок исходил всё с большей силой, один из собеседников несмело прервал разговор и спросил: „Вы слышите?“. После того, как мы стали внимательно прислушиваться, мы стали различать глухой отголосок, который исходил из глубины ущелья. Это был восторженный мужской голос, который почти вскрикивал в ночной тишине и непрестанно твердил: «Слава тебе Господи!», «Господи, Спаси этот мир!».

Он непрерывно повторял это вслух, добавляя при этом другие слова, которые из-за приличного расстояния нельзя было разобрать.

По интонации голоса мы поняли, что его молитва была благодарением и хвалой Богу, а также молением о пощаде и прощении. Эти возгласы вскоре услышал и другой мирянин из нашей компании. И вот мы все втроём с неподдельным восторгом и удивлением стали слушать человека, который находился неизвестно где и прославлял Господа всем своим существом. Мы быстро известили нашего старца, который и раньше слышал этого незнакомца, восхвалявшего Господа. Через некоторое время незнакомец ненадолго притих.

Монах Святой Горы Афон

Мы все удалились в свои кельи. Мы были в замешательстве, мы не знали как воспринять это неожиданное явление и, изнемождённые, быстро заснули. Заснули все, кроме старца, который сидел на балконе, ожидая вновь услышать молитву неизвестного. И действительно, буквально через полчаса старец вновь его услышал. На этот раз он пел вслух пасхальные гимны. А то, что смог различить старец — это тропарь первой оды Пасхальной «Очищая свои чувства» и другие молитвы, такие как: «Господи! Сохрани Мир» и другие.

На следующий день мы все смотрели в ту сторону, откуда исходил вчерашний голос, пытаясь выяснить точное место пребывания этого человека.Но вскоре мы поняли, что это напрасный труд, мы отказались от дальнейших попыток. Но внутри нас осталось любопытство, хотелось узнать, есть ли где-то здесь ещё кельи или какие-то либо жилищща , которые, возможно, мы не замечали раньше.

Мы пошли в монастырь на праздничное богослужение в честь Святого Великомученика Георгия, где наш старец встретил отца Серафима, который хорошо знал местность и очень любил Пророка Даниила. Старец спросил его, если где-то рядом с нами какая-либо другая келья и рассказал ему о вчерашнем событии. Отец заверил нас, что не только нет никакой кельи, но и присутствие человека там невозможно, хотя бы из-за чрезмерно густой растительности и недоступности этой местности.

После этого случая в душе каждого из нас запечатлилась память об этом, человеке , находящемся в крайнем одиночестве, не ведавшем о нашем присутствии, который взволнованно воспевал и благодарил Всевышнего Бога. И даже если это и не был невидимый отшельник , эта простая сердечная молитва в ночи , в середине леса, возвестила нас о возврашении Господа нашего.

Хотелось бы добавить , что если бы генератор работал той ночью , мы ничего этого не услышали бы .И вот , что парадоксально — на следующее утро генератор -то заработал!

Вот такое чудо или необыкновенное происшествие случилось с нами во время нашего последнего визита на Святую Гору. И я повторяю: мы изложили факты такими, какими они были на самом деле...

 

Источник: «Афонская Трибуна»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий