Катехизис лжеучителя

Священник Петр Андриевский

Статью, посвященную рассмотрению катехизиса свящ. Г. Кочеткова, предварим одним примечательным свидетельством. Известный московский протоиерей посетил в Псково-Печерском монастыре старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и задал ему вопрос:

– Батюшка, как-то рука не подымается вынимать частицы на проскомидии за священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова. Можно ли их поминать?

О. Иоанн ответил:

– Поминать нельзя! Они похулили Божию Матерь.

* * *

Свящ. Г. Кочетков   Когда знакомишься с катехизисом известного современного модерниста свящ. Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы»1, то в первую очередь обращаешь внимание на его название. Не слишком ли громкое название для своего сочинения избрал о. Георгий? Люди гораздо более высоких дарований озаглавливали свои катехизисы куда проще. «Идите, научите все народы» — слова, конечно, Евангельские и произнесены Самим Христом. Но соответствует ли учению Христову содержание кочетковского катехизиса? Сам о. Георгий уверен, что соответствует. Не соответствует учению Христову, по его мнению, Вера Православной Церкви, с которой он в своем катехизисе решительно размежевывается. Христианин призван, по мнению о. Кочеткова, к «накоплению и углублению своего личного духовного опыта независимо от того, был он ранее известен церкви или нет, согласуется полностью с наиболее распространенными в церкви мнениями по тем же вопросам или нет» (c. 130). В подтверждение этого своего мнения о. Георгий ссылается на слова апостола Павла: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19), «т.е. более искушенные в вопросах веры», — добавляет о. Кочетков. Таким «более искушенным в вопросах веры», очевидно, представляет себя сам о. Кочетков, без тени сомнения отвергающий практически все догматы Церкви и заменяющий их своими ложными мнениями. Но приводимые о. Георгием апостольские слова вовсе не относятся к догматическим разномыслиям. По толкованию св. Иоанна Златоуста, здесь Апостол говорит про «беспорядки при трапезах и бывшие при том несогласия и раздоры... если бы он разумел догматические распри, то не говорил бы с ними так кротко». Когда Апостол говорит о догматических распрях, то «послушай, — говорит св. Златоуст, — с какою силою и предохраняет и обличает: аще ангел благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 8–9); обличает, когда говорит: иже законом оправдастеся, от благодати отпадосте (Гал. 5, 4); а смутьянов называет то псами: блюдитеся, говорит, от псов (Флп. 3, 2), то сожженными в совести и служителями диавола (1 Тим. 4, 2). Но здесь не говорит ничего подобного, а выражается кротко и снисходительно»2. Ереси в истории Церкви «были не для того, — говорит св. Иоанн Златоуст, — чтобы открылись искусные, но когда явились ереси, тогда это случилось». Они (искусные), говорит Св. Отец, не стали таковыми в результате явления ересей, но «и прежде были такими»3.

Таким образом кочетковские догматические разномыслия с Церковью для Церкви совершенно бесполезны, а для души самого лжеучителя и его последователей смертельно опасны. Но сам о. Георгий так не думает. Он уверен, что его «мнения более согласуются со Священным Божественным Преданием Церкви, чем получившие в данное время и в данном месте широкое церковное распространение» (c. 131). Откуда у отца Кочеткова такая уверенность? Разве Сам Христос лично послал о. Георгия на проповедь ко всем народам? У этих «народов» и своих лжеучителей хватает. Вряд ли этим «народам» нужен еще один. А вот некоторых не утвержденных в вере православных христиан московский лжеучитель может соблазнить своими ложными мнениями.

Тем более, что о. Кочетков даже после основательного разбора его еретических учений преподавателями Православного Свято-Тихоновского богословского института («Суд им давно готов». М., 2000) не только не отказался от богохульных учений, изложенных в его «Катехизисе», но и заявил: «Да, я могу все это подтвердить и подписать. Но мои обвинители ищут не милости, а жертвы, вряд ли хотят что-либо понимать и слушать. И если так, то будет продолжаться беснование, пока не придет тот примиритель, который скажет со властью всякому бесноватому: «Замолчи!» и произнесет анафему всякому духу лжи и тьмы, изгнав его вон и освободив ныне страждущих от него» («НГ-религии», 2000, № 12 (58), а также: «Все испытывайте, хорошего держитесь». Комментарий к сборнику ПСТБИ «Суд им давно готов». М., 2000).

Обратите внимание, православные читатели, кого в свои заступники призывает учитель катехизаторов! Ведь «тот примиритель» (с маленькой буквы!) есть не кто иной, как враг рода человеческого — Антихрист.

Лжеучение о. Кочеткова о Боге

Воображение о. Кочеткова рисует Бога в виде худого ремесленника, который, приступив к изготовлению какого-либо изделия, не знает, что у него из этого получится. По ложному мнению лжеучителя-модерниста, Бог начинает познание результатов Своего творческого дела уже после сотворения. «Что значит для Бога «и увидел»? — толкует о. Кочетков 4-й стих книги Бытия. — Проницательно «увидеть» — то же, что познать, и поэтому «и увидел Бог свет», — значит, ясно отличил его во «тьме» и из «тьмы», по-новому его оценив» (с. 40).

О. Кочетков сомневается в догмате о всеведении Божием, что Бог знает все: Самого Себя, тварей, прошедшее, настоящее и будущее — самым совершенным образом и ни в малой степени не нуждается в познании чего-либо. Отец Кочетков учит, что только «под конец шестого «дня» (предпоследнего миротворческого Светлого Богоявления) Бог «увидел» (и познал) «все, что Он создал», т.е. весь созданный Им мир» (с. 87). И это «познание» результатов Своей деятельности нередко для кочетковского «Бога» весьма нерадостно. Так, ««свет» оценен Богом «яко добро» («что он хорош»), что значит красив и добр, достоин быть Божьим творением сам по себе, а не только потому, что всякий результат Божьего дела — добр и хорош, почему «свет» и отделяется от недостойной этого «тьмы»« (с. 40).

Отец Кочетков не верит Отцам Церкви, которые учат, что видимый мир был сотворен непосредственно Самим Богом. В согласии с гностической традицией он вводит в процесс миротворения посредника. «Первопричиной мира, — пишет Кочетков, — является создавшая его духовная, божественная Сила. Эта сила — трансцендентная миру нетварная Энергия, Дух Божий, Который, может быть, еще не Бог в Своем Существе и потому не Кто, а Что, но Который непосредственно от Единого в Троице Бога. Она — не Сам Бог, иначе Бог оказался бы в одном ряду с миром, Ему почти единоприродным, и главное, Сам бы оказался подчинен тем же, что и в мире, причинно-следственным отношениям. Это значило бы, что о Боге можно было бы спросить, кто создал Его Самого, и утверждать, что сотворение мира не есть акт божественной Любви и Свободы, а есть акт безразличной необходимости, что противоречит божественному Откровению» (с. 28).

Аргументы, выдвигаемые о. Кочетковым в защиту его ложного мнения, что мир не мог быть сотворен непосредственно Богом, несерьезны. В таком случае, говорит он, Бог оказался бы единоприродным миру, а это, дескать, противоречит Откровению. Но разве в Откровении сказано, что Бог может творить мир не иначе, как из Своего существа, чтобы быть миру единоприродным Богу? Напротив, Священное Писание учит нас, что мир сотворен Богом от несущих, то есть из ничего (2 Мак. 7, 28; Рим. 4, 17). И потому ни о какой единоприродности Бога миру и речи быть не может: то, что сотворено из несуществовавшего, каким образом может быть одной природы с Богом, его сотворившим? И поскольку Бог творит мир из ничего, то напрасны также опасения о. Кочеткова, что при непосредственном сотворении мира Богом, Бог окажется «подчинен тем, что и в мире, причинно-следственным отношениям».

По лжеучению о. Кочеткова, мир творится Богом изначально несовершенным. Совершенствовать мир предназначено Богом уже человеку, который «должен был «возделывать и хранить» полученный рай, т.е. хранить его приобщенность к полноте «благ от Бога» и усовершенствовать его вплоть до полного преображения его и себя, исполняя тем самым свою творческую роль в мире (живой и неживой природе)» (с. 93). Задача, поставленная Адаму, мера вынужденная. Бог, по мнению лжеучителя-модерниста, не может сотворить совершенный мир, ибо «не всякий результат Божьего дела — добр и хорош». Хотя и «свет» и «тьма», по мнению Кочеткова, одинаково являются результатами Божьего дела, тем не менее Бог оценил эти результаты Своей деятельности неодинаково: «свет» оказался достойным быть Божиим творением, «тьма» же — нет. Но почему Бог, обнаружив «недостойность» Своего творения, не исправил его или не уничтожил? Об этом о. Кочетков ничего не говорит. Вряд ли добавят читателю ясности его слова, что Бог сотворил мир так, «как возмог и восхотел» (с. 47). В данном случае можно думать двояко: то ли Бог мог сотворить более совершенный мир, да не восхотел, то ли хотел сотворить мир совершенным, да не возмог. Так или иначе, но мир, сотворенный Богом, «содержал в себе не только Божий «свет», но и «бездну» и «хаос» «воды» и «тьмы»« (с. 151), содержал в себе, по ложному мнению о. Кочеткова, «Дух Зла» (с. 177). И, таким образом, источником зла в мире, согласно о. Кочеткову, является Бог, Который то ли не восхотел, то ли не возмог сотворить совершенный мир, которому бы не был присущ этот «Дух Зла».

Таким образом, лжеучение о Боге выстраивается о. Кочетковым в полном согласии с гностической традицией. Именно гностики учили о Боге Ветхого Завета как о несовершенном Боге, виновнике зла в мире. Хотя о. Кочетков в этом своем сочинении и не говорит, что исповедуемый Церковью Бог есть творение более совершенного бога, однако это не значит, что он не разделяет и этой гностической басни, ибо ее разделял Бердяев, которого о. Кочетков, по его собственному признанию, чтит как Отца Церкви. Очевидно, именно у Бердяева, безумствовавшего, что Пресвятая Троица есть творение «божественного ничто», почерпнул о. Кочетков ложное учение о Троице как несовершенном Боге и виновнике зла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий