Католичество. В каких случаях войну можно назвать справедливой?

ВОПРОС: каким критериям должна отвечать война, чтобы её можно было назвать праведной? Если представитель Церкви высказывается по поводу того или иного конфликта, можно ли его мнение назвать учительством Церкви?

ОТВЕТ: теоретически критерии «праведной» войны определить относительно просто – для этого достаточно взглянуть в соответствующий раздел Катехизиса Католической Церкви, в котором говорится о праве на самооборону. Но когда речь идет о конкретных конфликтах, то очень и очень трудно назвать праведной какую бы то ни было войну.

Современное учительство Церкви придерживается тезиса, что в наше время война никогда не является праведной – в силу используемых методов, масштабов разрушений, а также спровоцированных реакций и множества других проблем, порожденных войной.

Так, в 1982 году Иоанн Павел II по случаю Фолклендской войны заявил, что «война всегда абсурдна и неправедна», и обратился к миру в просьбой «забыть навсегда о том, чтобы прибегать к войне». 22 мая того же года святой Папа Войтыла сказал: «Как не отступить в ужасе перед лицом перспективы уничтожения и смерти, которую несет в себе сегодня любая война, — даже если она ведется с применением разрешенного оружия, которое тем не менее современная технология оснастила смертоносными возможностями разрушения и опустошения?». «Масштаб и чудовищность современной войны, — сказал далее Иоанн Павел II, — будь она ядерной или обычной, делают эту войну (Папа ссылается здесь на войну на Мальвинских островах) всецело неприемлемой как средство для решения споров и разногласий между нациями. Война должна остаться в трагическом прошлом, в истории. Ей нет места в планах человека на будущее».

В речи на Рождество 1990 года, говоря о войне в Персидском заливе, святой Иоанн Павел II подчеркнул: «Пусть предержащие власти осознают, что война – это авантюра без возврата». Обращаясь годом позже к дипломатическому корпусу, Папа Войтыла сказал: «Мир, полученный при помощи оружия, не приведет ни к чему иному, кроме как к подготовке нового насилия». «Не надо строить себе иллюзию, будто использование оружия, особенно столь изощренного, как сегодня, не приведет, помимо страданий и разрушений, к новым и, быть может, еще худшим формам несправедливости».

«В эти волнующие часы я хочу с силой повторить: война не может быть подходящим средством для окончательного решения проблем, существующих между нациями. Она никогда не была таким средством и никогда не будет, — заявил Папа Войтыла. – Опыт учит всё человечество, что война не только порождает множество жертв, но и создает ситуации тяжелой несправедливости, которые в свою очередь ведут к сильному искушению дальнейшего применения насилия».

Энциклика “Centesimus annus” гласит, что «над миром нависла угроза атомной войны, способной истребить все человечество. (…) Но война может закончиться без победителей и без побежденных самоубийством человечества, и потому необходимо отвергать логику, ведущую к ней, идею, будто бы борьба за уничтожение противника, противостояние и война суть факторы прогресса и продвижения истории вперед» (18).

В Послании на Всемирный день мира 1999 года Папа пишет: «Война разрушает, а не созидает». (…) Война – это крах всякого подлинного гуманизма».

Идея «самоубийства» человечества связывает учительство Иоанна Павла II и одного из его предшественников – Бенедикта XV, свидетельствуя о преемственности церковного учения о войне и её жестокой тщетности.

Незадолго до войны в Ираке Войтыла заявил, что «верующие, к какой бы религии они ни принадлежали, обязаны возвещать, что нельзя быть счастливыми друг против друга; никогда, никогда будущее человечества не сможет быть обеспечено терроризмом и логикой войны».

Что касается отдельных военных конфликтов, оценка тех или иных конкретных критериев не входит в компетенцию Церкви. Эта задача относится к политическим и судебным институтам.

Когда Святейший Престол (в лице представителей Римской Курии или ватиканских учреждений) высказывается по поводу тех или иных ситуаций, то это не относится к учительству Церкви, хотя чаще всего на нём основывается. Оценка ими конкретных конфликтов может относиться к области личных убеждений.

По материалам «Радио Ватикана»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий