Клирики в блогосфере: Мнения священнослужителей

Клирики в блогосфере

Современность все труднее понять, не зная, что такое «блогосфера», «Фейсбук» и «Твиттер». Людей, так или иначе представленных в Сети, становится все больше, и если старшее поколение присутствует там лишь отчасти, то люди помоложе – почти без исключений.

В РПЦ могут разработать кодекс поведения священнослужителей в соцсетях, сообщили в пресс-службе Московского патриархата. «Рекомендации подобного рода могут быть зафиксированы, если в этом будет очевидная необходимость. Документы должны быть выработаны полнотой церковного сообщества», — уточнил руководитель пресс-службы Александр Волков.

Поводом для этого заявления послужили фотографии из блогов двух клириков Санкт-Петербургской митрополии клириков. На этих снимках диакон Павел Шульженок и священник Сергий Агафошин из Красного Села употребляют алкогольные напитки, делают фотопортреты в туалете и позируют с бейсбольными битами на фоне пожертвований прихожан. Кроме того, диакон на своей странице неоднократно публиковал оскорбительные высказывания в адрес украинцев.

Снимки из блогов священнослужителей с ехидными комментариями разошлись по Сети. Епархия временно запретила диакона и священника в служении за нарушение присяги и за поведение, порочащее сан священнослужителя и вносящее соблазн в среду верующих.

Против идеи «кодекса поведения священнослужителя в Сети» высказался протоирей Дмитрий Смирнов. «В кодексе всю жизнь нашу, своеобразную, не опишешь. На всякий чих не наздравствуешься. Нужно руководствоваться Священным Писанием и правилами Церкви», – считает о. Димитрий.

«Нужен ли, на ваш взгляд, писаный кодекс поведения священнослужителей в интернете, или же разумнее положиться на здравый смысл клириков и на церковную дисциплину?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ткаченко
директор государственного Детского хосписа,
основатель детских хосписов в России,
настоятель храма в Суворовском военном училище
и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге

Возможно, такой кодекс и нужен как «маркер», привлекающий внимание духовенства новой эпохи — и нашего поколения, и последующих — к этикету поведения в виртуальной реальности.

Другой вопрос, что блогосфера — это лишь вывеска внутренней жизни человека. Если некто из духовенства позволяет себе вести определенный образ жизни, но не вывешивает сообщения об этом в интернет — его поведение так или иначе предосудительно. Более того, при современных средствах связи оно все равно вскоре станет достоянием общественности. Так что будем просто более внимательны к себе.

Протоиерей Александр Пелин
ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия,
председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии,
член Общественной палаты РФ

Я согласен с отцом Дмитрием Смирновым: специального кодекса морального или иного поведения не нужно. Просто всякому делу, даже доброму, надо учиться. Вы же не можете сесть за руль автомобиля, если не имеете прав на его вождение. Так и тут: чтобы сесть за компьютер, открыть социальную сеть и начать вести блог, требуется некоторое количество специальных навыков. Тем более, если кто-то пытается выступать от имени Церкви.

Не надо забывать, что священником ты остаешься даже в, казалось бы, обезличенных социальных сетях. Когда человек свидетельствует о православной вере, что в этом плохого? Тем более, в соцсетях сейчас представлена та же пресс-служба Московской патриархии, да и очень многие священнослужители ведут блоги.

Протоиерей Максим Первозванский
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников,
главный редактор журнала «Наследник»

Хочу подчеркнуть: в официальном комментарии пресс-службы Московского патриархата говорится, что кодекс будет создан, только если это действительно потребуется. Пока что планов его создать, насколько я знаю, не существует, и никто разработкой кодекса заниматься не собирается.

Церковь так вообще устроена, — и не только она, — что «рамочные» документы типа кодекса или какого-то канона поведения необходимо разрабатывать, когда в обществе или в Церкви возникает непонимание, как себя вести в определенном случае. Вот если бы возникло массовое неадекватное поведение клириков в интернете, и половина остальных клириков, архиереев и общества считали, что это нормально, тогда бы Церкви пришлось выработать такой кодекс. Именно так в исторической Церкви с первых веков появились догматы и каноны: когда возникают массовые заблуждения и неправильное поведение, когда черное вдруг начинают называться белым, а грех претендует на норму.

Вот сейчас с точки зрения поведения клириков непонимания нет. Все осознают, что поведение священника и диакона неправильно. Даже и споров нет, правильно они поступили или нет. Вот если бы возникла дискуссия, то появилась бы и необходимость в кодексе.

Игумен Серапион (Митько)
заместитель председателя Синодального миссионерского отдела,
член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

В любой социальной сети есть правила поведения. И если человек их нарушает, допускает нечто им не соответствующее, его страницу блокируют.

Священники, присутствующие в социальных сетях, уже ставших неотъемлемой частью нашего общества, должны руководствоваться нормами, которые налагает на них священный сан. Любой священнослужитель, если он правильно понимает свое призвание, исходит именно из этого.

Однако порой мы сталкиваемся с тем, что кто-то пренебрегает требованиями, предъявляемыми священнику, и ведет себя в соцсетях неподобающим образом. Эти людям необходимо объяснить: они неправы. Полагаю, кодекс поведения священнослужителей в соцсетях — один из вариантов такого разъяснения. А что будет дальше, покажет время. Возможно, клирики, которые пренебрегают своими священническими обязанностями и вносят соблазн в жизнь верующих, сами найдут способ изменить свое отношение к происходящему.

Священник Стефан Домусчи
кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент,
заведующий кафедрой нравственного богословия
Православного института св. Иоанна Богослова.

Еще в споре между западниками и славянофилами славянофил К.С. Аксаков писал, что невозможно создать идеальный закон, который учел бы все возможные нравственные коллизии. Так и есть: на такой контроль всей нравственной деятельности человека способна только совесть.

Еще в самом начале христианской истории ап. Павел сформулировал правило публичного поведения христианина: если твое действие может смутить человека морально слабого, лучше его не совершай — ты можешь стать для него плохим примером. Многие вещи, сами по себе не предосудительные, становясь публичными, могут вызвать смущение, т.к. другой человек не знает внутренних мотивов твоего поведения. Именно поэтому священник, воспринимающийся как образец, должен просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.

Я согласен с отцом Дмитрием Смирновым – вместо того чтобы регламентировать поведение священнослужителей, необходимо обратить более пристальное внимание на нравственный аспект подготовки клириков перед рукоположением.

С другой стороны, есть и еще одна проблема. Есть такое выражение: «не давать повода ищущим повода». На самом же деле, кто ищет, тот всегда найдет. И может так оказаться, что нам придется писать другой документ: что священнику вообще позволено. Сколько уже копий сломано над тем, какая должна быть у священника машина (если таковая вообще имеется)! Можно договориться до того, чтобы сказать: «не нужна ему никакая машина, пусть священники ходят пешком». Определить грань очень сложно. Как поступать, должна подсказать священнослужителю его совесть. Ведь доверяют же священнику служить, говорить проповеди, общаться с детьми в школах — как же не доверять ему в интернете? Поэтому, мне кажется, нам лучше обратить самое пристальное внимание на воспитание клириков.

Священник Михаил Артеменко
клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области,
психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное

Я согласен с отцом Димитрием — зачем оговаривать специальным документом вещи, которые всем нам хорошо известны? Это все равно, что составить кодекс поведения священнослужителя в общественном месте.

На мой взгляд, кодекс поведения священнослужителей в соцсетях не нужен – достаточно руководствоваться Евангелием, Священным Писанием. Если принять такой документ, это, помимо всего прочего, может спровоцировать тех, кто пожелает священнослужителей опорочить. К примеру, на видео бородатый человек в подряснике, представившись клириком одной из епархий, будет нести какую-нибудь чушь. Думаю, такие люди найдутся.

Поэтому, мне кажется, нужно оставить это на совести священнослужителей и не изобретать велосипед.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий