Клюнийское монашество

Святой Одон Клюнийский

Начало истории клюнийского монашества относится к 909 г... В этом г. авторитетный мирянин Бернон, уже основавший в бургундских землях два монастыря с очень серьезным уставом, отважился сделать новейшую обитель на вилле Клюни, подаренной ему герцогом Гильомом Аквитанским.

Со стороны барона это был очень шедрый дар, потому что он отрешался от собственных феодальных прав в отношении новейшей обители. Более того, новый монастырь был должен впрямую подчиняться римскому отцу.

Обитель Клюни давно славилась своим благочестием. Настоятели Клюнийского монастыря проповедовали утомившись святого Бенедикта. При аббате Одоне, которого современники окрестили могильщиком за повсевременно опущенные к земле глаза, воздействие обители серьёзно возросло. В 931 г. римский папа подтвердил привилегии аббатства и позволил настоятелю принимать под свою власть новые монастыри для реформирования их жизни.

Аббат Одон был настоятелем Клюнийского монастыря в протяжении 20 лет. За этот период времени монастырь поменялся, стал еще больше и серьёзно разбогател. Знатные люди Бургондии, Северной Франции и Лотарингии, впечатлённые благочестием настоятеля и его монахов, повсевременно одаривали монастырь новыми землями.

Чтоб выделить свою обособленность от мира и от белоснежного духовенства, монахи клюнийцы облачились в чёрные рясы. Ранее облачения монахов были или белоснежными или карими.

Мысль монастырской реформы очень стремительно перескочила границы фактически монашества. Приблизительно с середины 11-го века монашеские обеты бедности, безбрачия и повиновения стали неотклонимыми и для белоснежного духовенства. Проводником этих мыслях стал римский папа Григорий VII, сам воспитанный в традициях клюнийцев.

Реформированное монашество очень скоро перевоплотился в главную опору папской власти. Временем большего благоденствия монастыря Клюни стали XI и XII столетия, эти века были временем наивысшего религиозного подъёма.

В протяжении всего XI века европейцы ждали пришествия конца света, который предвещали в 1000, 1033 и 1100 годах. Люди отчаливали в религиозные паломничества, завещали свои земли монастырям и в конце концов, постригались в монахи. Европейцы думали над тем, с чем они станут перед Господом после погибели, другими словами, о собственных грехах.

Монастырь Клюни очень хорошо вписался в эту тенденцию. Конкретно монахи-клюнийцы сделали поминовение усопших принципиальной частью литургического цикла. В конце 10-го века в монастыре Клюни был учреждён особый денек поминовения всех усопших, который перевоплотился потом в принципиальный церковный праздничек.

Ниболее торжественно обставлены были службы в честь самих монахов-клюнийцев. Когда монах Клюнийского монастыря погибал, поминальную службу служили в течение 30 дней, более того, все эти деньки еда монаха готовилась, но отдавалась бедным, которых клюнийские монахи называли стражами неба.

Соблюдение личной бедности и забота о бедных были, пожалуй, важнейшей частью монашеского устава клюнийцев. По легенде, аббат Одон в один прекрасный момент увидел, как монах его монастыря не пускает в монастырь неопрятно  одетого нищего. Одон строго отчитал собственного подчинённого, а нищему произнес: «Когда этот монах предстанет перед воротами рая, воздай ему этим же».

Невзирая на то, что сами клюнийцы соблюдали обет бедности, их монастыри и обители были шикарно украшены. Прекрасные росписи, богатое внутреннее убранство, шикарная церковная утварь — всё это поражало внимание современников. Клюнийская конгрегация была самым влиятельным объединением монахов средневековья. В XI-XII веках четыре римских папы происходили из Клюнийского монастыря, клюнийцы часто становились епископами и кардиналами.

Монастыри были необыкновенно обеспеченными, и это достояние, могущество и воздействие стали началом кризиса клюнийского монашества. К концу средневековья Клюнийский монастырь сильно мало отличался от других обителей. Жизнь монахов равномерно становилась всё более шикарной. Поток пожертвований равномерно беднел.

В XVI веке, в период войн меж католиками и протестантами, аббатство Клюни пару раз подвергалось нападению со стороны протестантских отрядов. В XVII веке Клюнийский монастырь равномерно приходит в упадок. Вернуть воздействие клюнийского монашества пробовали такие влиятельные деятели французской обители, как кардиналы Ришелье и Мазарини, но все же, их пробы оказались совсем безуспешными. К концу XVIII века в монастыре Клюни было всего 50 монахов. Упадок Клюнийского монастыря довершила французская революция.

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий