Митрополит Платон: «Мы не должны говорить, что не можем принадлежать к Московскому патриархату»

Дмитрий Скворцов

В прошлом году, когда Митрополит Киевский и всея Украины Владимир надолго лег в больницу, синод УПЦ МП возглавил Митрополит Одесский Агафангел. При нем сразу же началось планомерное наступление на позиции сторонников церковной автокефалии (отрыва Украинской православной церкви от Московского патриархата), а секретарь митрополита Владимира Александр Драбинко, считающийся лидером автокефалистского крыла, был лишен ряда ключевых постов.

Митрополит Платон (Удовенко) После выписки Предстоятеля УПЦ МП из лечебницы, этот процесс прекратился. И, по предположениям некоторых экспертов, дабы он не возобновился при повторном ухудшении здоровья Владимира, последний ходатайствовал о переводе на Украину Митрополита Аргентинского и Южноамериканского Платона (Удовенко).

Дело в том, в случае введения митрополита Платона в состав Священного Синода, он в отсутствие Предстоятеля становился бы старейшим по хиротонии (по сроку поставления в епископы), что автоматически «смещало» бы с поста председателя твердого сторонника церковного единства митрополита Агафангела.

Тревогу у многих вызывало и то, что новый епископ прибывает именно из Аргентины, давшей последнего Папу Римского Франциска и его подчиненного – нынешнего руководителя украинских униатов Святослава Шевчука. Ведь те же силы, что продвигают в УПЦ идеи автокефалии, одновременно являются проводниками экуменизма (движения, направленного на сближение с католиками, что на практике достигается путем отказа от принципиальных в Православии положений). И как светское «геть від Москви» выливается отнюдь не в пресловутую независимость, а в «бегом под Вашингтон через Брюссель», так и псевдоцерковное – не в «помісність» а в «через Константинополь1под Рим». А митрополит Платон, ко всему прочему – выходец из Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, руководимого с 1960 по 1972 гг. митрополитом Никодимом Ротовым. Тот был известен как последовательный сторонник сближения РПЦ с Римом. Соответственно и тогдашний референт ОВЦС Удовенко защитил диссертацию на тему «Исторический обзор взаимоотношений Русской и Римско-Католической Церквей».

Каким образом историю этих взаимоотношений продолжал он творить в Аргентине, и какую позицию занимает по отношению к автокефалии, будучи назначенным руководителем новообразованной Феодосийской и Керченской епархии, «2000» решили выяснить из первых уст.

– Ваше высокопреосвященство, не секрет, что в УПЦ МП наблюдаются автокефальные тенденции. Насколько сообразуется это с евангельским «Да будут все едино»?

– Я не уполномочен высказываться от имени всей Украинской Православной Церкви, могу говорить только от имени епархии, которую представляю. Но все-таки, в общем, скажу, что жизнь и молитва Украинской Православной Церкви, Русской Православной Церкви – это жизнь и молитва народов-братьев, которые вышли из одной купели, у которых долгое время государственность складывалась как общая. Мы всегда останемся братьями по крови и по вере, кто бы не пытался внести ссоры в наши взаимоотношения.

Если живут два брата, и приходит некто, и говорит одному брату: «Твой брат – подлец и негодник, живет за твой счет», а второму говорит: «Твой брат превозносится над тобой и считает, что ты – его составная часть, не имеющая право на собственную жизнь и развитие, то этот некто – враг и одному, и другому.

Я хотел бы, чтобы и одна, и другая сторона распознавали таких вот «приходящих» и адекватно относились к их враждебной деятельности.

Да, мы можем подшучивать друг над другом: русские – над салом, украинцы – над щами, но когда беда приходила, когда война была, украинцу, белорусу и в голову не могло придти, мол, освободили Украину или Белоруссию – можно и отдыхать. Плечом к плечу добивали общего врага.

– Владыко, вы все-таки говорите о межнациональных отношениях. Но многих интересует также ваше частное богословское мнение о том, насколько тенденции к автокефалии УПЦ сочетаются с постулатами о единстве веры, о единой купели Киевского крещения?

– Но ведь не приходит в голову ни полякам, ни венграм, ни австрийцам, ни немцам, ни французам сказать: «Мы не хотим принадлежать к Римской церкви, потому что, папа там не поляк (не венгр, не австриец…). Изберем же себе своего папу!». Над этим весь мир смеялся бы! Так и мы не должны говорить, что не можем принадлежать к Московскому патриархату. Мы – братья и сестры. Мы это осознаем и живем в пределах, отведенных канонической нормой.

Решением Архиерейского собора РПЦ Украинская православная церковь получила возможность развиваться, как самоуправляемая – со всеми соответствующими правами и перспективами со всеми. Но честь и хвала нам, что имеем единого патриарха – что помним наше единство, что вышли из одной купели князя Владимира.

– А какие перспективы Вы имеете в виду, говоря о возможностях самоуправляемой церкви?

– Перспективы жизни Церкви. Я имею в виду становление и организацию Церкви в соответствии с желанием украинцев. Речь идет о естественном росте каждой Церкви.

– Вы имеете в виду граждан Украины?

–Я имею в виду православных Украины.

Православие создало нашу государственность. Поэтому мы не похожи ни на Запад, ни на Восток. И в этом не чувствуем никакой ущербности. Мы не собираемся примерять чужие наряды – быть похожими либо на немцев, либо на американцев только потому, что ни преуспели экономически. Что они нам предлагают сегодня, вы знаете. Печально, что вместо того, чтобы обуздывать свой нрав, дикость которого в каждом их нас временами проявляется, мы прислушиваемся к вещам, которые разваливают семью, к пропаганде потребительства, наживы и соответствующего «успеха».

– Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями о Папе Римском Франциске и руководителе УГКЦ Святославе Шевчуке.

– С последним я вообще не был знаком. Вообще униаты там держатся в стороне от православных.

С первым же мы общались в течение десятков лет. Это человек исключительный! Великолепный! Как мне кажется, он хочет многое изменить к лучшему и на новом своем посту. Одно только то, что отказался от папского лимузина, это подтверждает. Как он будет дальше? Поживем – увидим.

– А вот глава «Киевского патриархата» на «5 канале» заявил: «Я не одобряю такие поступки. Не одобряю! Потому что это работа на показ». И даже евангельские строки привел: «Не творите милостыню «не творите милостыни вашей пред людьми». Хотя причем тут милостыня? В любом случае назвал папу «скромным перед людьми, а не перед Богом».

– Для него это непонятно и невероятно.

– Насколько такие перемены были бы для Православной церкви?

– Это вопрос к Святейшему патриарху Кириллу и к Блаженнейшему митрополиту Владимиру. Я человек новый здесь. 20 лет не жил в России. И на Украине2.

Примечания:

1. Константинопольский патриарх считается сторонником унии с Римом
2. Митрополит Платон – уроженец Ворошиловградской области, — Авт.)

Источник: «Еженедельник 2000»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий