Основы религиозной культуры: Ислам (ч.1)

Иллюстрация 115. Рукопись Корана нач.16 века, хранящаяся в музее Харара.

Ещё не устали от бесконечного пиара нового школьного предмета «Основы религиозной культуры»? Мне кажется, этот калейдоскоп одинаковых по сути мнений раздражает любого здравомыслящего человека… Здоровую часть башкирского народа также не устаивает ни одна позиция – как основных сторонников нового предмета (в лице лидеров религиозных и «светских» общин), так и мнения противников предмета. Потому как цена вопроса – изменение окружающего мира, мира наших потомков в глобальных масштабах.

 

Думаю, что согласитесь — объективно существуют несколько ключевых моментов:

1 В российском обществе до сих пор не оглашено четко выраженное понятие «Ислам[1]». Авторитеты в мусульманском богословском мире пока огласили по этому вопросу мнения, не совместимые с жизненными реалиями общества, а по разным мировоззренческим вопросам, напрямую касающихся жизни цивилизации в целом, так и не пришли к единому мнению. Например, если вопрос о торговле и аренде денег (ростовщичество) решен (т. к. имеется прямое письменное указание, зафиксированное в текстах – см. Коран, 2:276), то вопрос о торговле землей – один из самых спорных (даже при присутствии текстуального указания на запрет[2]), наряду с вопросом о торговле людьми[3] (явное рабовладение, на легитимность которого указывают все исламские ученые, ссылаясь на письменные разрешения[4]). Это является причиной отсутствия целостной методологической программы будущего учебного курса.

2 Проблема отсутствия подготовленных педагогических кадров, вытекающая прямо из предыдущей проблемы.

3 Учебные программы имеющейся сети российских исламских учебных заведений ведутся на нетрадиционном иностранном (арабском) языке, не учитывают факт массовых просьб прихожан о переводе ритуалов богослужений с тюркских языков на русский, являющийся на постсоветском пространстве языком межнационального общения[5], потому несовместимы для разработки нового предмета в рамках базирующихся на научных принципах программ общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений.

    4 Исторический опыт распространения исламской культуры в России. До конца XVIII в. исламская литература в России была известна узкому кругу правящих кругов и интеллигенции. Большинству же мусульманского населения она была недоступна, и особая заслуга в том принадлежит колониальной политике с изоляцией коранических текстов.

И лишь с момента первых массовых печатаний русских переводов[6] XIX в., наконец наступил перелом в ситуации изоляционизма, особая заслуга здесь принадлежит самым прогрессивным представителям российской монархии, науки и даже РПЦ[7]. Даже кровавые царско-колониальные и марксистско-атеистические репрессии, войны с Турцией, три разрушительные войны в XX в., не остановили этот процесс, а даже его ускорили[8].

Лично я считаю необходимым подойти к этому вопросу с практической, научной стороны, отставив дешевый популизм, иначе мы рискуем получить очередной «опиум для народа»:

Есть ли в Исламе вольномыслие?

Мы знаем, что например, в исламе запрещён алкоголь, блуд, азартные игры[9], воровство, тунеядство[10] — что совершенно правильно. Библейская культура показала свою полную безпомощность в борьбе со всеми этими пороками. Именно в эти сферы уходит подавляющая часть российского населения, не согласная со стереотипами доминирующей культуры Библии, выражая свой безсознательный протест.

В то же время, в исторически сложившемся исламе вольномыслия (отступление от традиций) практически нет: уходить некуда. «Демонизм» и человечность наглухо (в отличие от светско-библейской культуры) загоняются культурой исторически сложившегося ислама в рамки стереотипов и законов, основанных якобы на базе Корана. И лишь проникновение в культуру исторически сложившегося ислама библейской культуры создало предпосылки для некоторого вольномыслия. Правда это вольномыслие приводит всё туда же, куда обычно оно приводит несостоявшихся людей, вырвавшихся на “свободу”: к алкоголю, азартным играм, воровству, блуду, тунеядству…

Есть ли в исламе реальная выгода?

Даже не все мусульмане знают о вполне материальной выгоде Ислама, который предлагает людям морально обоснованные, действующие вполне эффективно в мировой (в в т.ч. западной) экономике[11] принципы финансового процветания вместо криминального бизнеса в виде ростовщичества[12] и спекуляции[13]:

— вместо процента исламские банки предлагают вкладчику право на участие в доходах предприятия, в которое вожены его деньги. При одном обязательном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Вообще в исламских банках для клиентов существуют три вида счетов:

Текущий, условия которого практически не отличаются от условий открытия таких счетов в библейских банках. Проценты по нему не выплачиваются, клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в любой момент.

Сберегательный. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, однако администрация с целью привлечения вкладчиков может по своему усмотрению выплачивать им премии в зависимости от прибыльности банка. Сберегательный вклад не является срочным, его номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по сберегательным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные операции, как правило, в финансирование торговых сделок.

Инвестиционный (мушарака — совместное предпринимательство, соглашение о сотрудничестве и долевом акционерном участии, когда предприятие-заемщик и кредитор-вкладчик действуют совместно, на паритетных началах, т.е. участие в рисках предприятия по схеме PLS (profit and loss shаring). Вкладчики получают доход по своим вкладам, который, как правило, сопоставим с процентом в обычных библейских банках. В случае. если банк распорядился средствами клиента не вполне профессионально, тот в судебном порядке может потребовать компенсации.

Фактически, исламская финансовая доктрина рекомендует для кредиторов и заемщиков метод мобилизации денежных ресурсов — долевое финансирование[14](Equity finance). Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны лежать сделки, касающиеся реально существующих товаров и ус­луг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капитал должен использоваться в производительных целях.

«Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не наоборот», — полагает бывший исполнительный директор МВФ А. Мирахор. Таким образом, уже не банки будут задавать реальной экономике темп развития, а производительный сектор начнет создавать для себя благоприятный инвестиционный климат.

Из опыта мирового финансового кризиса библейская финансовая система пока не извлекла для себя важный урок, хотя даже многие западные экономисты давно предупреждали о целесообразности перехода с библейской на исламскую схему извлечения прибыли: «Решения о финансировании проектов должны приниматься не на основе предвкушения призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспектив его прибыльности <…> Некоторые люди на Западе находят эту идею привлекательной. Она дает тому, кто предоставляет деньги, сильный стимул удостовериться, что при помощи своих денег он создает действительно нечто ощутимое. Как жаль, что западные банки не имели такого стимула, когда принимали многие из своих решений об инвестициях... Мушарака также подчеркивает разделение ответственности между всеми пользователями денег»[15]  

 

Примечания:

[1] Основная трактовка россионского муфтията «Покорность Аллаху», хотя смысл полнее всего передают слова «Царствие Божие на Земле, принятое людьми по их свободной воле». Таким образом, исламская культура является верой в «тысячелетнее царство» Бога и праведников на земле, т.е. в осуществление мистически понятного древнейшего идеала справедливости еще до конца мира. – Прим. автора.

[2] см. Коран, 23:86, 87

[3] Без всяких условий Ислам осуждает рабовладение, поощряя освобождение рабов, и многие праведники, в т.ч. халифы, военачальники являлись освобожденными рабами (например, один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада, Бяляль – бывший чернокожий раб):
Коран 3:103 Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Бог Свои знамения, — может быть, вы пойдете прямым путем!
104 и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти — счастливы.

[4] см. Коран, 47:4, 5

[5] Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин 29.08.2005 отметил: «…в мечетях 80% прихожан не знают татарского, и просят читать проповеди на русском языке.»- Коммерсантъ,30.08.2005.

[6] Первые инициативы по научному изучению, переводу и распространению Корана в России принадлежат Петру I: по его приказу был переведен и в 1716 г. в Петербурге был напечатан первый перевод Корана на русский язык. Даты русских переводов Корана:
XVIII в.: 1716 г. – П. В. Посников, 1722 г. — Д. Кантемир, 1790 г. — М. И. Веревкин, 1792 г. — А. В. Колмаков;
XIX в.: 1857 г. — М. Л. Михайлов, 1859 г. — проф. Мирза Мухаммад Али Гаджи Касим оглы (Александр Касимович) Казем-Бек, 1864 г. — К.Николаев, 1878 г. – Г. С. Саблуков;
XX в.: 1905 г. — А. Е. Крымский, 1963 г. — И. Ю. Крачковский, 1989 г. – В. М. Порохова, 1995 г. — Д. Н. Богуславский, 1995 г. — М. -Н. Османов, 1998 г. — В.Д. Ушаков;
XXI в.: 2001 г. — Т. А. Шумовский, 2002 г. — Э. Р. Кулиев, 2003 г. — Б. Я. Шидфар и т.д.

[7] В 1859 г. на средства, предоставленные членом Синода Русской Православной Церкви архиепископом Казанским Георгием, был издан «Полный конкорданс Корана или ключ ко всем словам и выражениям его текстов для руководства к исследованию религиозных, юридических, исторических и литературных начал сей книги» Мирзы Мухаммада Али Гаджи Касим оглы (Александра Касимовича) Казем-Бека (1802—1870), первого декана факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, члена-корреспондента Российской академии и множества зарубежных научных обществ.

[8] Яркое тому свидетельство — выдающиеся труды российских советских ученых — арабистов и исламоведов XVIII — XXI вв., например, академика И. Ю. Крачковского.

[9] Мэйсир (араб. — азартная игра), означает доход, возникший из случайного стечения обстоятельств, не заработанный, полученный не в результате производительного приложения ресурсов (капитала, труда и проч.). Например, выигрыш в казино.   

[10] Что явно выразилось в мраксистской уравнительно-распределительной системе хозяйствования СССР — типичном библейском продукте XX в. (на примере коллективизации всего и вся при господстве Апостолов-комиссаров):
Деяния Святых Апостолов,4: 32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.
33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.
Деяния Святых Апостолов,5: 1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 <…>Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
В исторически сложившемся исламе же существует особый вид милостыни — садака, которая подаётся в виде единичного акта благотворительности, либо в виде искупительного действия, что несколько похоже на библейскую милостыню, которая не регулируется законом, В противовес библейской милостыне, Коран не поощряет раздачу всего бедным, напротив, расточительство осуждается Кораном как дьявольское обольщение, даже если оно и сделано из благих побуждений:
Коран, 17:26 И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно, —
27 ведь расточители — братья сатан, а сатана своему Господу неблагодарен.    
Ведь только Бог знает, почему бедняк или нищий обрели такую судьбу в жизни. А если они просто тунеядцы и не желают трудиться? Зачем же их поощрять милостыней. Уравниловки тоже не должно быть, иначе лентяи и тунеядцы сразу купятся на «халяву» и будут разлагать других.

[11] Так, например, в США для населения ссудные ставки потребительских кредитов (в т.ч. ипотеки) составляют от 0 % до 3 % ), в Японии 0 %, в Евросоюзе до 2 %. Особо важные и перспективные виды производственной деятельности (например, Hi-Tech) кредитуются вообще под отрицательные ставки, как например, в Китае (-15 %) и Юго-Восточной Азии.

[12] Ростовщичество — предоставление денег в долг под проценты (в рост). Р. Считается в исламе, считалось в христианстве до средних веков аморальным, законодательно преследовалось в Древней Руси и Российской Империи.
Риба (араб. — излишек) — любое неоправданное приращение капитала при займе или в торговой сделке. Это тяжкий грех, означает любой ссудный процент.
Абу Дауд рассказал со слов Ибн Масгуда, что:
«Посланник Аллаха (мир ему) проклял того, кто требует/поедает риба, кто платит риба, кто является свидетелем, и того, кто документирует это».

Коран, 2:276 …Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля — то же, что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост.
Аристотель:Ростовщика ненавидят совершенно справедливо, ибо деньги у него сами стали источником дохода, а не используются для того, для чего были изобретены. Ибо возникли они для обмена товаров, а проценты делают из денег еще больше денег.”

[13] Гарар (араб. — неопределенность) — намеренный риск. выходящий за рамки неизбежной случайности, сделка с условиями неопределенности. Г. – последствие недостатка информации или контроля в контракте, и возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услуге и умалчивает о ней во время свершения контракта, или же когда сторона, предлагающая товар/услугу не имеет контроль над объектом контракта. Например, коммерческая транзакция, где продавец, не имея товара, продает его покупателю , или же товар есть, но его принадлежность продавцу не установлена (продажи Остапа Бендера из романа «Золотой теленок», финансовые, строительные и т.п. пирамиды).
Ахмад и Ибн Маджах рассказали со слов Абу Саида Аль-Худри: «Пророк (мир ему) запретил покупку не родившегося животного, покупку молока в вымени, покупку военных трофеев до их распределения, покупку вещей переданных в благотворительность до их получения, а также покупку улова ныряльщика до его погружения».

[14] Долевое финансирование (Equity finance) — привлечение средств за счет участия инвестора в акционерном капитале, что свои значительные преимущества. В исламской финансовой системе доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, динамика развития реального сектора способствует установлению благоприятного инвестиционного климата и эффективному распределению финансовых ресурсов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.

[15] Журнал «Economist» , 04.08.1994 г.

Часть 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий