Охранение православной веры в Отечестве

Православный собесѣдникъ

Нет нужды доказывать важность такого дела, как охранение православной веры в отечестве. Довольно сказать, что сохраняя веру, отечество сохраняет само себя: потому что вера составляет главнейший источник внутренней, духовной жизни и нравственных сил отечества.

Пока этот источник чист, не изсяк, не принял неправильнаго течения: отечество само в себе твердо, сильно и на верном пути к истинному совершенствованию и благоденствию. Нo для того, чтобы православная вера была сохраняема во всей чистоте и твердости народом, ее исповедующим, она должна быть охраняема неослабным действием законов и попечением власти. Прежде всего этот долг существенно принадлежит пастырям и служителям Церкви, которые обязываются к тому и самым званием своим, и положительными законами Церкви и отечества. К тому обязывается у нас высшее начальство церковное, — св. Синод, который, по Духовному регламенту, должен наблюдать: «аще все правильно, и по закону христианскому деется, и не деется ли где что, закону оному противное; также, аще довольное христианам наставление употребляется»1. К тому обязывается каждый епархиальный епископ, при самом посвящении своем обещающий: — «во страсе Божий, и боголюбивым нравом вверенное ему стадо от всякаго зазора лукаваго, и от всех ересей сохраняти учительски, со всяким усердным тщаниемъ»2. Также и каждый священник обязывается «вверенныя ему люди учити благоверию, заповедям Божиим, и всем прочим христианским добродетелям по вся дни»3.

В частности, этот пастырский долг заключает в себе следующие главные предметы: а) надзирать, чтобы догматы православной Церкви служителями ея и православными христианами исповедуемы были во всей чистоте; б) прилагать особенное попечение, чтобы миряне неослабно исполняли все обязанности православной веры, особенно важнейшия,—в отношении к ея таинствам, крещению, исповеди, приобщению св. тайн, и соблюдали все другия постановления св. Церкви; в) отвращать православных от всяких суеверий и суеверных обрядов, и надлежащими мерами прекращать их; г) вразумлять заблуждающих в вере, охранять от ересей и расколов, и пресекать их; д) надзирать, чтобы православные не совращались в другую веру; е) утверждать новообращенных к православной Церкви в учении св. веры и отвращать от прежних заблуждений и обрядов; ж) соблюдать все постановления государственныя, относящияся до сохранения православной веры4.

Итак общая мера к охранению православной Церкви, принадлежащая собственно церковному начальству и пастырям, есть пастырский надзор. Епархиальные архиереи наблюдают за чистотою веры в своих паствах, как непосредственно, так и чрез подведомыя им места и лица, и если открывается что либо противное, доносят св. Синоду5. Кроме своего постояннаго наблюдения, они осведомляются о состоянии веры при ЛИЧНОМЪ обозрении епархии, и все, усмотренное в народе противное учению и правилам православной Церкви, прекращают действиями своей пастырской власти, поучением, обличением и запрещениемъ, независимо от мер, какия обязано, по законам, в таких случаях, предпринимать и местное гражданское начальство6. Тоже наблюдение принадлежит благочинным н приходским священникамъ — каждому в своем округе и приходах7.

Особенный, самый необходимый способ охранения православной веры составляет неослабное проповедание слова Божия, или составление церковных поучений. Како уверуют, егоже не услышаша, какоже услышат без проповедующаго? Как вера от слуха, слух же глаголом Божиим, то после этого, свыше откровеннаго слова, которое есть источник веры, необходимо церковное неумолкающее слово, которое из того источника небеснаго должно проводить в народ живыя струи спасительной истины, раскрывать его свет и передавать умам, почерпать из него жизнь и силу, и сю воодушевлять сердца верующия, согревать в любви к Богу, утолять духовную жажду души и питать ее для жизни будущей, вечной. Таким образом не только сохраняется православная вера, очищаются религиозныя понятия, утверждаются нравственныя убеждения, но и укореняются самыя твердыя и чистыя начала иситиннаго, народнаго просвещения. В русской Церкви живую проповедь слова Божия с самых ранних времен находим в пастырских посланиях и поучениях, хотя проповедь собственно церковная, с кафедры, большею частию и долго заменялась уставным чтением из св. Отцев8. На севере России только уже с XVII столетия являются избранные проповедники9. При составлении Духовнаго регламента (1720), положены определенныя правила для проповедниковъ. Эти правила весьма замечательны, как свидетельства новаго взгляда на духовное и народное просвещение и основания его дальнейшаго развития. Вот извлечение из них: 1) никто не имеет права проповедывать в церкви, не получив образования в духовных училищах, и без свидетельствования от духовнаго начальства; 2) проповедывать должно на твердых основаниях слова Божия, о благочестии, исправлении нравов, почитании властей, особенно высочайшей власти царской, и о должностях всякаго звания, истреблять суеверие, вкоренять в сердца страх Божий, и пр.; 5) о грехах и пороках общества говорить дозволяется, но не указывая на лица, н не упоминая о проступках, приписываемых известным лицам; 4) не укорять ни кого в проповеди, не каким либо личным отношениям; 5) неприлично проповеднику, особенно юному, говорить о грехах людских властительски, и прямыми обличениями на слушателей, но говорить с кротостию, не отделяя себя от слушателей; 6) каждый проповедник должен иметь у себя писания св. Иоанна Златоустаго и прилежно изучать их, чтобы, по этому образцу, образовать для себя слово чистое и ясное; а иноверным проповедникам не подражать; 7) не превозноситься успехами своего проповедания, и не раздражаться неуспехами; 8) и словом и всеми действиями при проповедании высказывать не самомнение, но смирение, и вообще не позволять себе в слове ничего излишняго, неблагообразнаго и для слушателей неприятнаго; но и после проповедания вести себя благоразумно и осторожно, не говорить с другими о своих проповедях, и т. д.10

Но настоящим постановлениям, как вообще церковное начальство обязано наблюдать, есть ли в церкви достаточное в вере и благочестии назидание христиан православных, так и в частности, каждое епархиальное начальство обязывается заботиться о том, чтобы духовенство, ему подведомственное, проповедывало неослабно слово Божие в церквах, и при всяком удобном случае поучало народ истинам веры и спасения11.

Те из священнослужителей, которые получили достаточное образование в духовно-учебных заведениях, обязываются произносить собственныя свои поучения, приспособляя их к понятию и потребностям местных слушателей; а те, которые не получили надлежащаго образования, обязуются при богослужении читать поучения из св. Отцев и назначенных для того книг12. Кроме сего, преосвященным архиереям, имеющим преимущественный долг назидать паству, вменено в обязанность снабжать собственными поучениями те церкви и приходы, где священнослужители сами не довольно способны к проповеди слова Божия. Для непрерывности поучений, по городам в соборных церквах учреждается очередное проповедание городских и окрестных священнослужителей, в воскресные и праздничные дни, по назначению епархиальнаго начальства и под личным надзором преосвященных13. Сверх таких поучений, назначаются на целый год особыя катихизическия поучения, в дни воскресные, сообразно местным потребностям приходов и способностям священников14. Катихизическия беседы назначаются для наставления в законе Божием народа, всякаго пола и возраста, для утверждения в нем чистых понятий о вере, и предохранения от лжеучений. По этому духовное начальство особенно заботится о распространении таких поучений. Для сего избираются в особенности такия церкви, в которых, по особенному состоянию прихожан (напр. при недостатке в них ясных и точных понятий о вере, при появлении между ними мнений ложных, при усилении раскола, и пр.), открывается особенная нужда в полном и усиленном преподавании православнаго учения веры, также — которыя отличаются многочисленным стечением разнородных слушателей. В случае же недостатка при таких церквах способных священнослужителей, могут быть назначаемы для катихизических бесед и посторонние, смотря по удобности, по усердию, или по очереди15. В настоящее время такия беседы излагаются почти во всех епархиях, при нескольких тысячах церквей. В некоторых местах катихизис изъясняется на особых местных наречияхъ. В приходах, зараженных расколом, излагается православное учение с некоторою подробностию, о предметах, ложно понимаемых раскольниками, также сопровождается указаниями и объяснениями из книг, особенно уважаемых ими16 <…>

Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. Часть вторая. Казань, 1858, в типографии губернскаго правления.

Ссылки:
1.   Регл. ч. 2. дела общия.
2.   См. Клятвенное обещание архиерейское при рукоположении в этот сан.
3.   Ставленная грамата иерейская.
4.  Уст. конс.ст. 7. 15. 18. 20. 21. 23. 27. 32. сн. Св. зак. т. XIV. разд. I. гл. 2. 3. 4.
5.   Устав. консист. ст. 7.
6.   Уст. конс. ст. 18. Св. зак. т. ХIV. разд. 1. гл. 2, отд. 3. ст. 39.
7.   Устав. консист. ст. 20. 21. 22. Св. зак. там же ст. 26. 38.
8.   Ист. русск. Церкви, пер. III, § 25. IV, § 21.
Впрочемъ на юг? России проповедь была делом обыкновеннымъ и даже составляла особую должность определенных на то лиц. там же IV , § 19.
9.   Известные: Симеонъ Полоцкий, Епифаний Славенский, Димитрий Ростовский
10.  Регл. ч. 2. гл. 23, о проповедниках.
11.  Регл. ч. 2. дела общия. Уст. кон. ст. 8.
12.  Уст. конс. ст. 9. Собрания поучений,— одно на воскресные и праздничные дни (в 3 частях), другое — краткое на каждый день года, — составлены еще в прошедшем столетии митр. Гавриилом и Платоном, из разных отеческих, древних и отечественных, сочинений. Сиб. и М. 1776. 1781
13.  Уст. конс. ст. 10 и 11. В очередное про­поведание положено вводить и воспитанниковъ академий и семинарий, кончивших курс учения, но еще не получивших определенных должностей и мест службы, там же.
14.  Тамже ст. 11 — 13.
15.  Указ. 1821, генв. 25. Правила учения в цер­квах §1.2.
16.  Въ некоторых местах священникамъ вменено в обязанность прочитывать в церквах кни­гу: Прав. исповедание веры по вопросам и ответам,и каждый ответ сопровождать кратким и самым простым объяснением, по мере нужды.

Источник: Студенческий православный журнал Московской духовной академии «Встреча»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий