Почему в Хабаде принято не спать в Сукке?

Иудаизм. Минора

Р-н Михаэль Кориц

 Вопрос: Почему в Хабаде принято не спать в Сукке?
Ответ: Начнем с того, что обычай этот возник задолго до возникновения Хабада.

Впервые мы встречаем упоминание о нем в комментариях Мордехая бен Гилеля, одного из крупнейших раввинов Европы XIII века, жившего в Южной Германии. Он пишет в своем комментарии ко второй главе трактата Сукка, что принято полагаться на разрешение Талмуда не спать в сукке тому, кто страдает в ней от холода. Через почти триста лет раввин Моше Исерлис (Рамо), чьи комментарии к Шульхан Аруху стали законодательной основой для ашкеназских евреев, упоминает о распространившемся обычае не спать в сукке. При этом Рамо предполагает, что причина этого обычая не холод, мешающий спать, а стремление лучше выполнить заповедь “жить в сукке”, когда нет возможности обустроить в сукке спальное место не только для себя, но и для жены. Ведь заповедь жизни в сукке подразумевает переселение в нее человека, в том числе и как семьянина.

Со времен Исраэля Баал-Шем-Това, основателя хасидского учения, многие из его последователей, тщательно соблюдающих заповеди и в том числе остерегающихся, чтобы не выпить в течении праздника даже глоток воды вне стен сукки, при этом не спят в сукке. Этот подход не прижился среди всех хасидов, но среди хасидов любавических, бельзских и некоторых других он стал распространенным прежде всего как форма выражения почтения к заповеди сукки и к связанной с ней святости. “Не пристало находиться в состоянии полного отсутствия контроля над своим телом, наступающего во время сна, находясь под сенью шалашей, где нам раскрывается Б-жественное провидение, сопутствовавшее поколению откровения при исходе из Египта!” — такими словами можно выразить чувства хасидов.

Заслугой Седьмого Любавичского Ребе стал подробный анализ этого обычая и его обоснование не только на уровне внутреннего смысла заповеди, но и согласно талмудической литературе. В формате этого ответа нет возможности подробно остановиться на всех деталях рассуждений. Они опубликованы и легко доступны для тех, кто хочет изучить эту тему глубже1.

Важно добавить, что в одном из писем, посвященных этому вопросу, Ребе пишет, что на том, кто не воспринимает свой сон в сукке как помеху лично своему восприятию святости места, остается обязанность спать в сукке.

Хочу обратить ваше внимание на еще один важный аспект, связанный с развитием еврейских обычаев. Именно в ашкеназских общинах, где возникло немало обычаев, перенесших семейные отношения из области публичной в частную (как например, неафиширование дня окунания женщины в ритуальный бассейн), перенос спальни в сукку перестал соответствовать духу заповеди сукки. Мой учитель, рав Авраам-Цви Коен, да будет благословенна его праведная память, обратил мое внимание на слова, приведенные в книге раввина XVII века Ишаяу Горовица «Две скрижали завета» (Шало). Книга, как известно, оказала огромное влияние на формирование хасидского движения. Рав Горовиц приводит от имени своего учителя следующее объяснение обычаю спать в спальне, а не в сукке: “Сукка — это дом человека, в котором он проживает. Как в доме есть жилая комната, из которой он идет в общую с женой спальню, ложась спать, так и из сукки он уходит в эту спальню". По словам рава Коэна, трактовка понятия “дома” в контексте “сукки” близка к нашему представлению о гостиной. Именно поэтому закон Талмуда запрещает вносить в сукку кастрюли и тому подобные предметы, место которым на кухне. Измение условий жизни постепенно сузили границы гостиной, выведя спальню в интимное пространство.

В заключение хочу добавить, что все еврейские обычаи при всем своем многообразии святы и имеют серьезные основания. Обсуждение их — это важная часть изучения Торы, главное, чтобы споры при этих обсуждениях не противоречили любви к ближнему и радости в дарованные нам Всевышним праздники.

 

Источник: .chabad.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий