Православие и геоцентризм. В защиту святоотеческой космологии

Библейские свидетельства

«И Иосифови рече: от благословения Господня земля его, от красот небесных и росы, и от бездн источников низу, и во время плодов солнечных обращений, и от схождений месячных» (Втор.33:13-14)

«Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?»» (Нав.10:12-13)

«По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс.18:5-7)

«Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует» (Иов.31:26)

«Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл.1:5)

«Быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место» (2Ездр.4:34)

«Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Пс. 103:5)

«Ты поставил землю и она стоит» (Пс. 118:88)

При этом, везде, где в Писании говорится о каком-либо колебании или сотрясении земли, то имеются ввиду явления чрезвычайные, катастрофические (Иов. 9:6; Пс. 76:19; 81:5; Сир. 16:18-19; 2 Цар. 22:8; Агг. 2:7; Иоил. 2:10; Авв. 3:6 и проч.)

Слова Святых

Григорий Палама: «Вокруг неподвижной земли, как бы около неподвижного центра, Он расположил высочайшим кругом вечно движущееся небо, премудро соединив землю и небо средними [областями], чтобы тот же самый мир пребывал одновременно и в покое, и в движении» [Сто пятьдесят глав. ч.1. п.22.]

Григорий Нисский: «Солнце совершает течение свое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, Земля же стоит (Еккл. 1, 4), и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается.  (… ) Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: обходит окрест) » [Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 1. Гл. 1. ст.1-11]

Иоанн Дамаскин: «Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной. Но она меньше, даже несравненно меньше неба, являясь как бы некоторой точкой, висящей в центре небесной сферы» [Точное изложение православной веры. Глава X. О земле и о том, что из нее.]

Иоанн Златоуст: «Его-то (Солнца) красоту изображая, блаженный пророк говорит: и оно, как жених, исходящий из чертога своего, радуется, как исполин, бежит путь свой. От края небес исход его, и спуск его до края небес (Пс. 18:6, 7). Видишь, как Давид изобразил и красоту и быстроту движения Солнца? Словами: от края небес исход его, и спуск его до края небес Давид показал нам, как Солнце мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои». [Творения Иоанна Златоуста. Т. 4. Кн. 1, стр. 44.]

«Так ведь и помешанные думают, что ничто на своем месте не стоит; но это происходит не в предметах видимых, а в воспринимающих их глазах. Они сами стоят нетвердо и страдают головокружением, потому и думают, что земля вертится вокруг них, между тем как она не вертится, а стоит твердо; такая безумная мысль происходит от их собственной порчи, а не от порчи внешнего мира» [Толкование на Первое послание к Титу, глава 3]

Григорий Богослов: «Но чем первоначально приведено Солнце в движение? Чем непрестанно движется и круговращается оно – неизменное в своём законе, в подлинном смысле неподвижное (т. е. со своих путей), неутомимое, живоносное и, как справедливо воспевают стихотворцы, живородящее, никогда не прекращающее ни течения, ни благодеяний своих?» [Творения Григория Богослова. Т. 1. СПб, стр. 411. 2-е слово о богословии]

Василий Великий: «Солнечный же год есть возвращение солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак».

«Но мы видим, что великая премудрость Правителя вселенной переводит солнце из одного места в другое, чтобы оно, оставаясь всегда в одном месте, не расстраивало порядка избытком теплоты. Напротив того, во время зимнего поворота, уводит солнце в южную часть неба, потом перемещает в равноденственные знаки, и оттуда, во время летнего поворота, ведет на север, так что чрез постепенное перехождение солнца соблюдается на земной окружности благорастворение». [Творения Василия Великого. Т. 1. СПб. 1911]

Афанасий Великий: «Ибо мановением и силами начальственного и владычественного во вселенной Божьего и Отчего Слова вращается небо, движутся звезды, является солнце, круговращается луна, освещается солнцем воздух, согревается эфир, дуют ветры, горы возносят вершины свои в высоту, море волнуется и питает в себе живые твари, земля, пребывая неподвижною, приносит плоды, человек образуется, живет и потом умирает; одним словом, все одушевляется и движется, огонь горит, вода прохлаждает, источники струятся, реки наводняются, годы и времена года протекают, падают дожди, скопляются облака, идет град, отвердевают снег и лед, летают птицы, пресмыкаются гады, плавают живущие в водах, море носит на себе корабли, земля засевается, и в определенное время покрывается зеленью, произращает дерева, иное обновляется, иное зреет, иное же, достигнув совершенного возраста, стареет и умирает, одно исчезает, другое родится и появляется».

«Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнца и луны, на положения и круговращения прочих звезд, совершающиеся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии соблюдается звездами одинаковый порядок, — кто не придет к той мысли, что не сами себя привели они в устройство, но есть иной приводящий их в устройство Творец? И взирая на восходящее ежедневно солнце, на луну, являющуюся ночью, по неизменному закону, совершенно в равное число дней, убывающую и возрастающую, также на звезды, из которых одни блуждают и разнообразно изменяют свое течение, а другие движутся в неуклонном направлении, — кто не составит себе такого понятия, что, без сомнения, есть правящий ими Создатель?»

«Солнце обращается вместе со всем небом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать». [Слово на язычников, Афанасий Великий]

Августин Иппонийский: «Два светила, большее и меньшее, принадлежат к числу блуждающих… Каждое  из блуждающих светил имеет свою собственную окружность, или круговращение».

«Или же не установил-ли тогда Бог разделения между днем и ночью другого рода, т.е. между формою, которую Он напечатлевал на безформенной материи, и между безформенною материей, которая еще подлежала образованию и форме; между тем, иное дело тот день и та ночь, смена которых замечается нами вследствие вращения неба и не может происходить иначе, как только с восходом и закатом солнца?»

«О каких временах говорит он, на это он указывает также и прибавлением выражения: и во дни, и в лета, так что дни происходят вследствие вращения неподвижных звезд, а годы — известные нам тогда, когда солнце проходит свой звездный круг, менее же известные — когда каждое из движущихся светил проходит путь по своим окружностям».

«Ибо солнце проходит свой круг в течение года, а луна — в течение месяца, т. е. настолько, говорят, скорее, насколько они находятся ниже, так что месту их в пространстве соответствует продолжительность времени круговращения их». [Творения блаж. Августина. Ч. 7. Киев. 1912]

Беда Достопочтенный: «Мир – вселенная округлая, в виде абсолютной сферы, состоящая из неба, земли и четырех элементов: огня, которым светят звезды; воздуха, которым дышит всё живое; вод, которые держат землю, охватывая её и проникая внутрь; и самой земли, которая неподвижно висит в средней и низшей части мира, уравновешенная вращающейся вокруг неё вселенной»

«Фундаментом земле служит ее собственная устойчивость, и бездна окутывает ее как плащ. Ибо подобно тому, как место огня не может быть нигде, кроме как в огне, а место воды — только в воде и место духа — в духе, так и для земли, все части которой льнут друг к другу, не может быть иного места, кроме как в себе самой — сама природа удерживает ее там и не дает никуда упасть. Будучи расположена в центре, или на оси мира, земля — самая тяжелая [из элементов] занимает самое нижнее — срединное место среди всех творений, в то время как вода, воздух, огонь устремляются выше как по природной своей легкости. так и по положению» [Беда Достопочтенный. Книга о природе вещей. // Философия природы в античности и в средние века.]

Афинагор Афинский: «Создатель вселенной и Отец не имеет нужды ни в крови, ни в дыме, ни в благоухании цветов и курений, будучи Сам — совершеннейшее благоухание и не имея недостатка ни в чем внутри или вне. Но для Него самая большая жертва та, если мы знаем, Кто распростер и окружил небеса и, утвердил землю как центр, Кто собрал воду в моря и отделил свет от тьмы, Кто украсил эфир звездами и повелел земли производить всякие семена, Кто сотворил животных и создал человека. Если мы, признавая Бога Создателем, Который все содержит и наблюдает ведением и всеуправляющей мудростью, воздеваем к небу чистые руки, то какие еще нужны Ему жертвоприношения?» [Афинагор Афинянин Прошение о христианах, гл.26]

Феодорит Киррский: «Утвердив Землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность, и таким образом будет она стоять, пока Ему это угодно» [Псалтырь с объяснением каждого стиха блаж. Феодорита, еп. Киррского. М. 1997]

Косма Этолийский: «Мир этот подобен яйцу. И как желток посреди яйца, так и Земля по воле Бога пребывает на своем месте во Вселенной. И как белок окружает желток, так и воздух – Землю. И как скорлупа – яйцо, так и небо окружает Землю. Солнце, луна и звезды словно приклеены к небу, которое вращается вместе с солнцем. Земля круглая, и там, где светит солнце, сейчас день. Ночь – не что иное, как тень земли. Сейчас у нас здесь вечер, но вечер не на всей земле – где-то полночь, где-то рассвет, где-то полдень – день наступает там, куда приходит солнце. Расстояние между землей и небом от места, где мы сейчас находимся, равно расстоянию от любой другой точки земли до неба. И люди живут как с этой стороны Земли, так и с другой. Поэтому Святые отцы постановили нам накануне Пасхи Христовой красить яйца и, глядя на них, помнить, что яйцо символизирует мир, а красный цвет Кровь Христову, пролитую Им на Кресте, освятившую весь мир» [Слова. — М.: Святая Гора, 2009. — 272 с., слово первое (1), c. 82]

Иоанн Экзарх: «Как это повелел Творец и изначально установил, так в таком порядке они (светила) движутся без остановки, так сказать, вместе с небесным сводом совершая круговое движение, обходя и облетая с ним вокруг и создавая беспрестанное движение».

«Он дает ей вечную прочность, чтобы поддерживать ее со всех сторон и не давать ей вообще куда-либо двигаться, но сохранять ее неподвижной и никуда не отступать от первоначального положения, установленного Божьим повелением. Поэтому и пророк говорил: «Не поколеблется она во веки веков»».

«Два светила совершают свой круг, начав от одного знака и доходя до того же места. Мы видим, за сколько дней и за какой период времени, которые являются мерой времени и лет, великие светила заканчивают свой обход. Это ясно тем, кто хорошо знаком с астрономической наукой. Мы бы никогда не прилагали к церковному учению этого знания, если бы не видели, что оно хорошо подходит для понимания времени и лет, о чем изначально сказал Бог — Творец всего».

«Непостижимая и всемощная Премудрость Божья назначила и повелела солнцу совершать движение и переходить на столько мест! И когда оно доходит до экватора, то создает подобающее для хорошего климата разделение времени на дни и ночи, давая им, как братьям, равные части времени…. Оставив же все эти изменения, я рассказал только о том, что может особенно хорошо характеризовать власть Творца и показать чрезвычайное всемогущество единого Владыки и Того, Кто дал порядок всему, а именно, о том, что великие светильники, переходя с одного места на другое и снова возвращаясь по тому же пути, восходят во все годы».

«Посему лучше сказать, что она (Земля) подвешена посередине, т. к. по своей природе не качается и не наклоняется ни в какую сторону и не изменяет своего положения, поскольку находится в центре… Поэтому и дает разъяснение и поучает, утверждая, пророк Давид, говоря: «Ибо в руке Его все концы земли» (Пс. 94:4). Поскольку каждый её конец не имеет опоры, но все концы земные в Его руке, т. е. сдерживаются всеохватывающей Его волей, с помощью которой Он дал бытие и создал всё, то становится ясным, что ни сверху, ни снизу, ни со стороны нет того, что Землю придерживает или подпирает, и со всех сторон она не поддерживается, лежит в середине всего и получает поддержку от всемощной воли Божьей, не наклоняясь никуда и вообще не двигаясь. Этому понятию учит нас слово сего пророка, которое говорит: «Основывает землю на тверди её: не наклонится в век века» (Пс. 103:5)». [Иоанн Экзарх. Шестоднев]

Исидор Севильский: «Небесная сфера – это предмет округлой формы, центром которого является Земля и все части которого находятся на одинаковом расстоянии» [Святитель Исидор Севильский «О Вселенной»]

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий