Православие и геоцентризм. В защиту святоотеческой космологии

Слова подвижников

Священник Даниил Сысоев: «Не смотря на существование этого таинственного предназначения небесных светил и других целях им поставленных, но нам не ведомых, о которых говорит Давид: Господь исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс.146,4), главная их задача — «светить на землю»! Нет сомнения, что для святого Автора Библии, Земля-это центр Вселенной, и для Него вполне чужда современная «научная картина мира» с ее бесчисленными пространствами, не имеющими ни смысла, ни цели, ни причины, в которых человек теряется как капля в океане» [Летопись начала. Часть III. Творческая седмица. Глава 15. День четвертый.]

«Ты основываешь землю на тверди ее, она не склонится во век века.» (Ср.: Пс. 103:5), т. е. Бог поставил твердо землю, так что она не сдвинется никогда. На чем Он твердо поставил? На Слове Своем. Как сказано в Писании: Ты «повесил землю ни на чем.» (Иов. 26:7). Само Слово Бога твердо поставило землю во вселенной и так, что земля не сдвинется со своего места никогда. Здесь надо помнить что Библия, конечно же, говорит об земле как центре мира, она геоцентрична. С чем это связано? Во-первых, совершенно обычная простая вещь: Библия исходит из понятия здравого смысла: она предполагает, что человек должен верить своим глазам, а не бредятине с улицы. Наши обычные глаза о чем говорят? Что земля неподвижна, да? Солнце, там, луна — двигаются, вот» [Толкование на 103-й псалом]

Иеромонах Серафим (Роуз): «Поскольку на протяжении последних столетий люди были заняты поисками «нового» и «естественного» объяснения происхождения мира, отбросив объяснение, происходящее от Божественного Откровения, стало казаться само собой разумеющимся, что солнце, которое настолько больше и значительнее астрономически, чем земля, и является центром земной орбиты – должно предшествовать земле, а не наоборот. Но Божественное Откровение, по толкованию св. Отцов, говорит нам обратное: Земля идет первой и по времени, и по значению, а солнце – вторым. Если бы наше дознание не было бы так сковано современной интеллектуальной модой, если бы мы меньше боялись прослыть «отсталыми» в мнении других, нам бы не было так трудно раскрыть наши умы для такого альтернативного объяснения начала мира. С точки зрения Библии и писаний св. Отцов земля как дом человека – вершины творения Божия, есть центр вселенной. Все прочее – несмотря на научное объяснение его нынешнего состояния и движения или на его огромные, по сравнению с землей, размеры – второстепенно, и было сотворено ради земли, то есть ради человека. Наш Бог обладает таким могуществом и величием, что у нас нет оснований сомневаться в том, что единым мгновенным проявлением Своей творческой мощи Он привел в бытие целую землю – для нас большую, но лишь пылинку для целой вселенной и что другим мгновенным действием Своей силы Он создал все необычайное множество звезд небесных. Он мог бы сделать неизмеримо больше этого, если бы захотел; в Богодухновенном тексте книги Бытия Он оставил нам простейший план того, что Он сделал, и нет нужды, чтобы этот рассказ согласовывался с нашими человеческими рассуждениями и догадками»  [Православное понимание книги Бытия. Глава III. Шесть дней. (День за днем).]

Иерей Георгий Максимов пишет в ответ на приведенные выше геоцентрические цитаты двух святителей, пытаясь через акцентирование внимания на них подвергнуть сомнению авторитет и других цитат, следующее: «Похожая картина и со святоотеческими свидетельствами — цитаты из святых отцов разбавлены и дополнены пространными цитатами из таких авторов как Иоанн Экзарх и Исидор Севильский, которые святыми не являются, а второй из них, к слову, был тем, кто впервые соборно ввел учение о filioque в Западную Церковь».

Он зачем-то вычеркивает этих святых, говоря, что они таковыми не являются. Я не патролог, но как обычный православный христианин я вижу, что память святителя Иоанна Экзарха отмечается в Православной Церкви 13 августа (31 июля), а святителя Исидора 17 апреля (4 апреля). Они включены во многие святцы, с их житиями можно ознакомится в книгах о православных святых, например книге «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Касательно трудов святителя Иоанна Экзарха Болгарского, хотелось бы упомянуть, что он один из важнейших представителей первой поры славянской книжности. Много переводил из святых отцов, прежде всего — «Богословие» Иоанна Дамаскина, ставшее на долгое время главной догматикой славян. Ему принадлежит — цитируемый мной труд «Шестоднев», который он составил на основе аналогичного труда святителя Василия Великого. Именно этот труд стал основой представлений о космологии в Древней Руси. В любом случае, его взгляды лишь повторяют то, чему учили древние святые, что очевидно из вышеприведенных святоотеческих цитат.

Также, очень неприятно было видеть, как о.Георгий Максимов попытался не заметить прямое исповедание геоцентризма от двух выдающихся подвижников нашего времени, которые внесли неоценимый вклад в защиту православного учения о Сотворении. Вот что он пишет:

«В заключении скажу еще о заявлениях Цорионова, что будто бы геоцентристами были о. Серафим (Роуз), о. Даниил Сысоев и патриарх Алексий II. В цитате из о. Серафима, которую он приводит, ровным счетом ничего не сказано о геоцентризме. Он, как и св. Лука, говорит о земле как о духовном центре вселенной, независимо от ее физического положения в ней. В цитате из о. Даниила также нет проповеди геоцентризма, в ней лишь указывается на то, что у Коперника и его сторонников были и оккультные обоснования своих идей Про о. Даниила я могу сказать подробнее. Когда мы с ним познакомились, он в шутку как-то назвал себя геоцентристом, по его тогдашнему мнению, теория относительности равно позволяла брать за отправную основу как точки отсчета как солнце, так и землю (и любую другую точку пространства). Но никакого догматического значения он в этом не видел. Некоторое время спустя при мне о. Даниил повторил это одному ученому-креационисту, которого уважал. Тот сказал, что это некорректное понимание теории относительности, и о. Даниил к этому серьезно отнесся, и более уже я не слышал от него про геоцентризм».

Как мы видим о.Серафим Роуз не просто совершенно однозначно говорит нам про буквальный геоцентризм, то есть признание Земли реальным центром Вселенной, вокруг которого вращается Солнце, но он прямо говорит, что данная истина является частью Божественного Откровения по толкованию святых отцов. Наш общий с о.Георгием знакомый миссионер, посещая в США православный монастырь основанный о.Серафимом Роузом, рассказывал, что монахи делают акцент на проповеди буквального библейского геоцентризма, как части наследия о.Серафима. Странно, слышать о том, что о.Даниил Сысоев, назвал себя геоцентристом «в шутку», если он не просто прямо исповедал геоцентризм в своей книге «Летопись Начала», буквально говоря о геоцентризме, которому он противопоставил современную «научную картину мира», если он поднимал этот вопрос в своем докладе на семинаре «Наука и религия» в Институте Европы РАН и неоднократно подробно рассказывал о геоцентризме во время своих бесед о Священном Писании. Очень сложно вести полемику, если столь очевидные примеры  вызывают подобную иррациональную реакцию отрицания.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий