Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Блаженный Диадох Фотикийский: «Сны, являющиеся по любви Божией… не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапной печали, но приступают к душе со всею тихостью и наполняют ее духовной радостью; почему душа и по пробуждении тела со всем вожделением ищет этой испытанной во сне радости. У бесовских мечтаний все бывает противно сему: не пребывают они в одном и том же образе и вида своего не показывают долго не смятенным… при этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают, принимая на себя нередко род воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком… Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии»21.

Преподобный Иоанн Лествичник: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов»22.

Преподобный Варсануфий Великий так отвечает на вопрос о том, «как смеет диавол в видении или сонном мечтании показать Владыку Христа или святое причастие?»: «Ни Самого Владыку Христа, ни святого причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но святого креста показать не может, ибо не находит средства изобразить его другим образом… диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертоносная язва… Итак, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу»23.

Преподобный Амвросий Оптинский: «Эти сны, может быть, не истинные, а с другой стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно»24.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями»25.

Этот же святитель добавляет: «Нам надо знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов… Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием… так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику, по особенному, неведомому смотрению Божию»26.
Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Блаженный Диадох Фотикийский посвятил целый раздел своего творения «добродетели неверования никаким снам». Называя это «великой добродетелью», он определяет ее суть в следующем правиле: «Совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами надругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней»27.

Преподобный Ефрем Сирин призывает: «Не верь обманчивым снам, возлюбленный; “сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35, 7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтоб видать нам видения ангелов?»28 О том, чтобы не придавать никакого внимания любым снам вообще, говорит и преподобный Петр Дамаскин: «Желающий достигнуть бесстрастия должен… не бояться также сновидений злых или как бы хороших, ни мысли лукавой или благой, ни печали или как бы радости»29.

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию»30; «снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть»31.

У святителя Феофана Затворника читаем: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории»32.

Преподобный Амвросий Оптинский: «Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения»33.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно объясняет, «сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается»34.

Сон праведников

Блаженный Иероним Стридонский говорит: «Апостол повелевает нам всегда молиться, а у святых даже сам сон бывает молитвой»35. О том же свидетельствует преподобный авва Фалассий: «Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие помышления и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается»36. Преподобный Максим Исповедник: «Когда душа начнет чувствовать себя здравою, тогда начнет и сновидения иметь чистые и безмятежные»37.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении… Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение»38.

Подробнее о таком состоянии, то есть о сне совершенного подвижника, пишет преподобный Иоанн: «Когда он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: “Просвети очи мои, да не когда усну в смерть” (Пс. 12, 4). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным»39.

Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский, рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным — из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись»40.

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

Примечания

1.Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
2. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
3. Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
4. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
5. Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.
6. Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.
7. Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.
8. Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.
9. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.
10. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
11. Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.
12. Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.
13. Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.
14. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
15. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.
16. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.
17. Там же. 3. 26.
18. Там же. 3. 27.
19. Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.
20. Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.
21. Там же. 37.
22. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.
23. Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.
24. Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.
25. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
26. Там же.
27. Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.
28. Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.
29. Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.
30. Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.
31. Там же. 562.
32. Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.
33. Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.
34. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
35. Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.
36. Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.
37. Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.
38. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.
39. Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.
40. Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.

Источник: Журнал «Москва» Сентябрь 2011

Часть 1

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий