Православное предание и историческая память. Часть III

Протестантская этика выступает семантическим ядром протестантизма, а также определяет идеологическую основу современного капиталистического общества. В то же время, такие качества как морализм, рациональный взгляд на жизнь, пиетизм, законничество, разумный эгоизм совершенно не свойственны умонастроению православных народов.

В XIX веке на Балканах массово действовали протестантские проповедники из Англии и США. В сохранившейся переписке миссионеров неоднократно встречаются признания, что им «совершенно непонятна православная психология и менталитет простых людей». В упрёк грекам и славянам ставились такие качества как «искренность, открытость, отсутствие светских манер, готовность к самопожертвованию».

Действительно, обратившись в историю, мы увидим что на Западе гораздо реже встречаются примеры массового самопожертвования «за други своя», имевшие место в православных странах в разные исторические эпохи.

Почему же люди (некоторые из которых были атеистами) были готовы пожертвовать своей жизнью, спикировав на вражеский эшелон или прикрыв грудью пулеметный дзот противника? Очевидно, что именно из-за особого взгляда на жизнь и религиозной ментальности, лежащей в основе национального характера.

Полагаю, что одним из ключевых моментов, который служит водоразделом между православными и западными христианами, является разное представление о смысле жизни (которое, в свою очередь, следствие разной богословской парадигмы).

В XIV в. западные христиане отвергли паламистское богословие, вследствие чего опытное богопознание уступило место пиетизму и моралистическому просветительству. Господство рационализма привело к постепенному умалению роли аскетизма и молитвы, которые на Востоке всегда оставались в средоточии народной ментальности.

В свою очередь, в Православии отвергнутый на Западе исихазм лег в основу не только богословских представлений но и религиозного менталитета. Одного нравственного совершенствования не достаточно православному человеку: «не эту цель указывают нам Евангелие, Церковное Предание и Святые Отцы… Если нет обожения божественными энергиями, божественной Благодатью, то что остаётся человеку? Усовершаться и утверждаться нравственно? Но морального совершенства не достаточно человеку! Ему не даёт полноты то только, чтобы становиться лучше, чем прежде, и порядочно вести себя. Его конечная цель в единении со Святым Богом. В этом смысл творения всего мира. Вот желанная цель. В ней наша радость, наше счастье, наше совершение»1.

 Святитель Григорий Палама

Свт. Григорий Палама

   Разница в мироощущении имела глобальные последствия: во всех областях человеческой жизни произошел разрыв между Западом и Востоком (который с каждым годом становился все более и более заметным). Разномыслие охватило даже сферу искусства: «Со времени схоластики у западных христиан появились и особые иконы: вы видите, что святые такие толстые, и у них такой круг, как бы обруч на голове, ореол, но никакой связи со святым он не имеет, висит отдельно. У православных же можно даже не рисовать никакого нимба: весь фон иконы или фрески и так золотой. Значит, все соткано, проникнуто светом: этот свет есть Божественная благодать, Божия любовь, Божественная энергия»2.

Отрыв от Предания наблюдался на Западе во всех сферах церковной жизни. В католицизме были введены новые догматы (непогрешимость Папы, непорочное зачатие Девы Марии), в протестантизме проведены радикальные преобразования, исказившие всю традиционную основу Церкви. Модернисты добились сокращения постов и служб, вытеснения традиционного церковного пения, отрыва от опытного святоотеческого богословия.

Сохранение чувства Живого Бога, того что Он действительно присутствует в мире – вот главный признак того, что Святоотеческое предание сохранилось именно в Православной Церкви.

Связь с живой Церковной традицией воплотилась в жизни всех православных Святых. Их жертвенная любовь к соотечественникам была плодом их любви к Богу и православных убеждений. Не счесть примеров, когда Cвятые сохранили историческую память своих народов и способствовали их духовному и политическому возрождению.

Победа святителя Григория Паламы над Варлаамом Калабрийцем и торжество исихастского мировоззрения позволило восточным христианам выжить под турецким игом и долго оставаться чуждым тому кризису секуляризации, который на Западе был вызван эпохой Возрождения.

Ученики Паламы, во главе со святителем Киприаном митрополитом Киевским, боролись с тенденциями, ведущими к раздроблению Русской Церкви, защищали единство митрополии, включавшей в себя не только Московское княжество, но и Литовскую Русь.

Один из ярчайших представителей исихастского возрождения преподобный Сергий Радонежский сыграл ключевую роль в консолидации князей следствием которого стала победа в Куликовской битве. Преподобный Иринарх Затворник благословил ополчение Минина и Пожарского на поход против засевших в Москве польских интервентов.

 

 Преподобный Иринарх Затворник благословляет русское воинство

Преподобный Иринарх Затворник благословляет русское воинство

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий