Православное предание и историческая память. Часть IV

 

Святой Косма Этолийский

Деятельность Космы Этолийского была удивительно многогранна: он не только проповедовал Христа, но и сосредоточил свои усилия на том, чтобы православные не утратили родного языка и востановили свою историческую память.

В описываемый период в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь исправить вопиющую ситуацию, Святой неоднократно посещал проблемный регион со своей проповедью. Результат его деятельности превосходит все ожидания: жители сотен албаноязычных и двуязычных деревень вновь заговорили на греческом языке и, как следствие, вернулись под омофор Православной Церкви. Показательно, что албанские националисты до сих пор считают святого Косму одним из главных врагов ислама и албанского народа и полагают, что именно его деятельность помешала создать «Великую Албанию».

Поучения Космы Этолийского вернули множество людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых жертвователей Святым было куплено более тысячи купелей, таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его проповедей крестились1.

По всей Греции Космой Этолийским были установлены сотни деревянных крестов, открыты часовни и храмы. Богослужение было единственной легальной формой народного собрания, никогда не прерывавшейся во времена турецкого владычества, поэтому участие в жизни Церкви рассматривалось Святым как реальный шанс для консолидации общества. На церковные праздники стекался народ из нескольких соседних селений, оставаясь вместе в течение нескольких дней, пока длился панигири (праздник)2. Необходимостью преодолеть обособленность жителей соседних населенных пунктов, способствовать их постоянному общению, было вызвано и организованное Космой Этолийским строительство на перекрестках дорог, между соседними селениями, проскинитарий3 (поклонных часовен). В дни церковных торжеств туда также стекались люди со всей округи.

Своими проповедями святому Косме удалось остановить бурную массовую исламизацию. Подтверждение этому мы находим во множестве исторических источников и воспоминаний очевидцев. «Если бы сей добродетельный священноучитель, исповедник и мученик Христов Косма не появился тогда в тех местах, не оставалось бы сейчас там ни одного православного христианина»4 писал современник Космы Этолийского, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос.

Как и другие традиционалисты святой Косма полагал, что именно через возрождение связи с Святоотеческим преданием православные народы смогут сберечь свою духовную и создать политическую автономию. В этом контексте большое значение для сохранения общности народа имела пропагандируемая им исихастская традиция. Через ее поддержку происходило возрождение богословия и церковной жизни, которое, в свою очередь, имело определенное значение для консолидации народа.

Икона святого Космы

Икона святого Космы, выполненная в народной традиции. Из алтаря монастыря Святого Космы в селении Коликандаси. Икона святого Космы, выполненная в народной традиции. Из алтаря монастыря Святого Космы в селении Коликандаси.

Косма Этолийский не только научил людей творить Иисусову молитву5, но и раздал более трех сотен тысяч четок6. Есть основания полагать, что именно благодаря его стараниям, практика творения мирянами Умной молитвы широко распространена в Греции и по сей день. На это, в частности, указывает и старец Паисий (Эзнепидис), полагавший, что «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы»7.

Чтобы сохранить историческую память и актуализировать Предание необходимо было восстановить систему образования. Стараниями Космы Этолийского на территории Константинопольского патриархата было открыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня, обеспечивших всенародное духовное и светское просвещение. В поучениях и письмах Святой рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учебной литературой. Ряд источников подтверждает, что созданные им учебные заведения успешно функционировали, по крайней мере, до конца XIX в.

Будущее системы образования Косма Этолийский обеспечил путем создания двух высших педагогических учебных заведений и центров по переподготовке священнослужителей. Все образовательные центры, организованные святым Космой были бесплатными, сочетали научное просвещение с знакомством со святоотеческим наследием.

Особую заботу Косма Этолийский проявил о взрослых людях. Святой добился переноса торгового дня с воскресения на субботу8. В результате его слушатели вновь получили возможность в воскресные дни ходить в храм, а по окончании богослужения изучать Евангелие, творения Святых отцов и знакомиться с историей своего Отечества.

Собор Этолийских святых. В центре Косма Этолийский Собор Этолийских святых. В центре Косма Этолийский

Большое внимание Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев: чтобы православные отличались от турок, Святой советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (по инициативе Святого их было роздано более четырёхсот тысяч)9. Белый платок стал элементом эпирского женского национального костюма благодаря деятельности Космы Этолийского10.

Кропотливая работа святого Космы и его соратников по достижению культурного, церковного и духовного единства греческого и других балканских народов принесла свои плоды. В XIX в. православное население полуострова освободилось от иноземного и иноверного ига. Со временем традиционное просветительство переросло в движение общеправославного масштаба, приблизившее Православие в греко-славянском мире к святоотеческим корням и обеспечившие преемственность с многовековой традицией православной духовной жизни.

Афанасий Зоитакис

Примечания:
1. Παπαδόπουλος Σ. Αγιος Μακάριος Κορίνθου. Ο γενάρχης του φιλοκαλισμού. Αθήνα, 2000. Σ. 24.
2. Такая практика существует и по сей день.
3. Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι, 1940. Σ. 62-63.
4. Косма Этолийский «Слова». М, 2009. С. 55.
5. Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 51-52.
6. Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Καντιώτου Α. Μητροπολίτου Φλωρίνης. Κοσμάς ο Αιτωλός (Συναξάριον – Δηδαχαί – Προφιτειαί – Ακολουθία). Αθήνα, 1988. Σ. 201.
7. Γέροντας Παίσιος ο Αγιορείτης. Μαρτυρίες προσκυνήτων. Θεσσαλονίκη, 2003.
8. Γιαναρά Χ. Ορθοδοξία και Δύση στη νεώτερη Ελλάδα. Αθήνα, 1999. Σ. 269.
9. Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18-19.
10. Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. Άγιον Όρος, 2004. Σ. 54.

Назад                                                               Начало

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий