Праздник Рождества Христова – Богоявления

معمودية الرب يسوع على يد يوحنا  /Крещение Иисуса Иоанном

Историко-богословские исследования позволяют сделать вывод о том, что до IV века праздники Рождества и Богоявления отмечались вместе.

Архимандрит Николаос Иоаннидис,
Эпилог доклада «Праздник Рождества Христова – Богоявления»
7-го Всегреческого литургического симпозиума членов митрополий.

В 330 году Рим впервые отпраздновал Рождество Христово 25 декабря – отдельно от праздника Богоявления, который продолжил вспоминаться 6 января и с тех пор приобрел свой особый характер. Постепенно, до середины VI века, все поместные церкви окончательно переняли это разделение двух праздников.

Чтение речей святых отцов, посвященных этим праздникам, показывает, что центром церковного культа, по крайней мере в IV веке, было событие вочеловечения Иисуса Христа, которое, в свою очередь, объясняется исповеданием того, что Бог Слово «вочеловечился, дабы и мы обожились». Святые отцы, благоговея перед таинством святого вочеловечения, истолковывают верующим богословский смысл этого события.

Идеологическая обстановка того времени омрачалась столкновениями с еретиками и язычниками. Празднование этих двух великих событий давало возможность косвенно и вместе с тем мудро демонстрировать церковное вероучение на Никейском Соборе, одновременно давая ответ различным еретикам. К язычникам относились строго, но с определенным расположением, помня о том, что Бог Слово воплотился ради спасения всего человечества. Кроме того, отцы Церкви говорили о чистоте жизни, необходимой для принятия всего, подаренного нам вочеловечившимся Христом.

Праздники Рождества Христова и Богоявления даны нам не только для благочестивых размышлений и глубоких переживаний, но и с тем чтобы осознать их спасительный смысл и принять участие в их праздновании: понять, что Бог стал человеком ради нашего спасения, даровав нам этим новую жизнь и возможность стать богами по благодати.

Каждый церковный праздник является воспоминанием о священном событии, которое, однократно случившись в прошлом, представляется, таинственно переживается и празднуется нами в настоящем, давая нам возможность принять в нем живое участие и стать его очевидцами и свидетелями. А сделавшись свидетелями Божественного явления, мы и сами можем стать «богоявлением», что, в свою очередь, и является целью святого вочеловечения.

А посему закончим наш разговор словами святого Григория Богослова: братья и отцы, «будем праздновать не пышно, но Божественно, не по-мирскому, но премирно, не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немоществования, но праздник исцеления, не праздник создания, но праздник воссоздания» (Григорий Богослов «Слово на Богоявление или на Рождество Христово»).

Источник: “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий