Рецепт еврейской души

Тора

3320 лет тому назад Всевышний повелел нашим предкам в праздник Песах есть мацу – пресный хлеб – и запретил употреблять в пищу хамец – квасное. Оба эти закона являются заповедями Торы, действующими вплоть до наших дней. В чем же принципиальное отличие мацы от хамеца? Ведь и первое, и второе создается из муки и воды. Так чем же пресный хлеб «лучше» квасного? И в чем смысл запрета на хамец?

Хамец делается из теста, которое взошло – то есть поднялось и увеличилось в размерах. В учении хасидизма хамец символизирует человека высокомерного и эгоистичного. Маца – хлеб из теста, которое не забродило, не поднялось, не выпятило самое себя и сохранило такое состояние после выпечки. Маца намекает на «битуль» – одно из главных качеств, порождаемых в еврее его божественной душой: неощущение собственного существования перед лицом Всевышнего.

ВОТ Б-Г, А ВОТ ПОРОГ

В написании на иврите слова хамец חמץ и маца מצה пишутся почти одинаково. Вся разница между ними заключена в одной букве: ח в слове хамец и ה в слове маца. Да и сами эти буквы очень похожи друг на друга. Обе они состоят из трех линий и открыты снизу.

К этому небольшому просвету снизу относятся слова Торы «у входа грех лежит» (Брейшит, 4:7), намекающие, что греховность проникает в человека через самые низменные сферы его естества – грубость, лень, зависть и т.п. И лишь когда преступные мысли, поселившись в сознании человека и в его сердце, освоившись на новом месте, начинают воплощаться в жизнь, тогда человек (не дай Б-г) становится грешником на практике.

ОРФОГРАФИЯ РАСКАЯНИЯ

Неужели у такого человека уже нет шансов вернуться к соблюдению Законов Торы и снова стать «кошерным евреем»? Разумеется, такая возможность у него есть! Но давайте обо всем по порядку.

Как мы уже сказали, буква ח закрыта со всех сторон, кроме низа, поэтому греховность, войдя снизу, не может просто покинуть человека. Всякий раз, пытаясь выйти вниз, грехи порождают новые грехи. Такая буква указывает нам на хамец.

Обратим внимание на букву ה: кроме отверстия внизу, она имеет еще один небольшой просвет в левом верхнем углу. Это и есть дорога к раскаянию – путь наверх, путь к Б-гу. Такая буква намекает нам на мацу.

ПУТЬ НАВЕРХ

Для еврея, похожего на хамец, его собственная гордыня становится помехой для покаяния. Ведь первым и обязательным условием для раскаяния является признание ложности и неразумности прежних своих поступков, направленных против Воли Творца. Именно поэтому на иврите «покаяние» и «возращение» – это одно и то же слово. Ведь как может каяться тот, кто всегда прав, а вернуться – тот, кто никуда не уходил?

Но для еврея, похожего на мацу, нет никаких препятствий для возращения к Всевышнему. Ведь он скромен и поэтому не станет искать оправдания своим ошибкам. А если (не дай Б-г) он согрешит, то незамедлительно и от всего сердца признает свою неправоту, устремившись наверх – к своему Небесному Отцу. Это и есть истинное возращение и раскаяние, которые обеспечивает нам маленькая дырочка в букве ה.

ТЫ СЛУЖИШЬ УКРАШЕНИЕМ СТОЛА

Вглядимся же в мацу и увидим эти крошечные дырочки, сквозь которые Всесильный вытащил наших предков из египетского рабства. Смог вытащить, потому что наши предки сами были «мацой» – скромным продуктом, почти не занимающим места. Вытащил из Египта и обязательно вытащит из последнего изгнания весь народ Израиля. Ибо такие евреи не только не портят праздник, но по праву считаются украшением Пасхального стола.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

(По материалам беседы Ребе в Песах, 5712 (1952) г.)

Обработка и перевод Д. Б. Байтмана

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий