Реинкарнация и христианство

Будизм. В Раю

Роберт Морей

Вступление

В последние несколько лет популярными журналами были проведены многочисленные опросы с целью определить, какой процент американцев верит в реинкарнацию — переселение душ. Некоторые из таких исследований показали, что в возможность реинкарнации верят до 60 % опрошенных. Поразительно, что при этом большинство из них всё ещё считают себя христианами. Очевидно, христианская церковь мало постаралась для того, чтобы её члены имели библейский взгляд на жизнь после смерти.

Поскольку члены Церкви недостаточно крепки в своих хрис­тианских убеждениях, оккультные учения заполнили этот духовный вакуум. Теория реинкарнации основана на сенсациях, в последние десятилетия Голливуд и бульварные газеты успешно пропагандировали её, в то время как Церковь спала. Актеры, звёзды кино и поп-звезды до сих пор оживлённо описывают в различных шоу свои прошлые воплощения. Люди собираются на семинары по «самопознанию», где им посредством гипноза дают возможность вспомнить прошлые жизни. Во множестве книг и журнальных статей приводятся сенсационные сведения о переселении душ, которые, казалось бы, уже невозможно научно ни объяснить, ни опровергнуть.

Есть ли у христианской церкви ответ на теорию реинкарнации, или ей следует позабыть о своих библейских основах и просто принять её? А что можно сказать об Эдгаре Кейсе, Джин Диксон и других так называемых «христианских» peинкapниcтax. Почему библейское христианство является противником теории реинкар­нации? Почему христианство восторжествовало над теорией переселения душ в первые века своего существования, и почему Церковь отступает сегодня перед этой теорией? Данное исследование призвано ответить на поставленные вопросы в надежде, что многие откроют для себя превосходство «веры, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

Краткая история теории реинкарнации

Согласно теории реинкарнации все существа во Вселенной проходят цикл перерождений, в которых душа очищается от зла через страдания, в соответствии с законом кармы — воздаяния за грех. В индийской книге Вед понятие «карма» первоначально означало «жертвоприношение» или «ритуальное действие». В Упанишадах оно трансформировалось в представление о том, что каждый поступок человека в этой жизни влияет на его после­дующую жизнь. Согласно традиционным индийским представлениям человеческая душа может переселиться даже в насекомое или животное. Например, ненасытный человек может в наказание родиться в следующей жизни свиньёй и т. п. По закону кармы человек неизбежно платит за зло, которое он совершает в этой жизни, страданиями в своей жизни последующей. Родится ли он червяком или слепой девочкой — такова его карма. Никто не может заплатить за него кармический долг. Если человек страдает — это его собственная вина. Закон кармы неотвратим. Никто не в состоянии избежать его, даже боги.

Согласно индуистской доктрине человеческая душа вечна и в своей глубине тождественна Брахману Абсолюту (иногда называемому Богом). Практикуя аскетизм и медитацию, человек постепенно истощает свою карму и, проходя через многочисленные перерождения, наконец сливается с Абсолютом. «Непросветлен­ный» человек является «падшим» потому, что находится в плену иллюзии самосознания и субъектно-объектных отношений к миру (я — ты и я — оно). Другими словами, человек был «ничем», и сейчас у него существуют проблемы из-за того, что он думает, что он есть «нечто», но, встав на путь просветления, человек освобождается от этой иллюзии и вновь становится «ничем».

Теория переселения душ появилась в западном мире в форме орфического мистицизма. Ряд греческих философов также в той или иной мере признавали эту теорию. Вместе с тем иудаизм, несмотря на активность восточных и западных оккультных учений, оставался верен своим догматам. Его представления о Боге, сотворении мира, грехе, человеке, смерти и спасении противоречили известным в то время доктринам.

В момент появления христианства, ряд мистических религий Греции первого века, например, гностицизм, придерживались различных представлений о перевоплощении. Однако христианство постепенно вытеснило их своей доктриной Христова искупления, согласно которой Он Своими страданиями заплатил за всех нас «кармический долг».

В конце XIX века секуляризм и гуманизм существенно ослабили христианство посредством рационалистического отрицания сверхъестественного. В результате того, что христианство было лишено своей духовной силы, в сердцах многих людей возник духовный вакуум. За этим последовало возрождение многих оккультных учений, таких, например, как спиритизм. Люди стали возвращаться к различным формам язычества. Возродилась также и теория реинкарнации. В значительной мере это было связано с проникновением на Запад восточного мистицизма, и в частности возникновением теософского движения. Постепенно теория и практика оккультизма приобретали всё большую популярность, потому что утоляли жажду души в загадочном и сверхъестественном. Таким образом, магия, астрология и спиритизм вновь вошли в жизнь людей.

Необходимо отметить, что на Западе теория переселения душ вскоре была видоизменена так, чтобы соответствовать христианскому образу мышления. Поскольку христианину было сложно поверить в переселение души в жука или животного, стали полагать, что всякое его последующее рождение происходит в человеческом теле. Эта форма идеи реинкарнации впервые была обоснована таким оккультным течением, как теософия. Затем теория реинкарнации была заимствована «христианскими» оккультистами, например, Эдгаром Кейсом и Джин Диксон. Эдгар Кейс (его иногда называют «спящим пророком», потому что предсказания пророчества были даны им в состоянии гипнотического полусна) очень много сделал для того, чтобы идея реинкарнации стала хорошо известна христианам Америки. Он заявлял, что является христианином, который верит в реинкарнацию. Однако при этом он также разделял основы восточной философии, породившей теорию реинкарнации. Таким образом, он был христианином по названию и индуистом по убеждениям.

Итак, западная версия идеи реинкарнации явилась неким гибридом различных религиозных представлений, чтобы стать приемлемой для западного образа мышления, она заимствовала в том числе кое-что из христианства. Теория реинкарнации подспудно пропитала всё наше общество, и мало кто теперь замечает, насколько противоречива она на самом деле.

Четыре аргумента сторонников идеи реинкарнации

Первый аргумент

Реинкарнация разрешает проблему зла. Почему люди рождаются с физическими недостатками? Почему одни люди рождаются в богатство, а другие — в нищете? Что определяет уровень интеллекта людей? Как объяснить, неравенство, несправедливость и страдания? Теория реинкарнации является хорошим ответом на нее эти вопросы. Согласно ей люди страдают в этой жизни за зло, совершенное ими прошлых воплощениях.

Исследование аргумента

Теория реинкарнации не решает проблему зла. Она даже не объясняет ее. Большинство приверженцев теории реинкарнации верят в то, что человеческая душа существует вечно и никогда не была сотворена. Таким образом, у нас никогда не было «первой жизни». Однако для того, чтобы объяснить проблему зла в этой жизни, они указывают на события прошлой жизни. А чтобы объяснить страдания в прошлой жизни, указывают в свою очередь на ей предшествующую. Результатом подобного метода является нескончаемый регресс, который только увековечивает проблему зла, не решая её.

Философы древности прибегали к теории реинкарнации для объяснения таких явлений, как врождённые дефекты, различия в уровне интеллекта, отставание в развитии, индивидуальные особенности характера и т.д., потому что они не знали, что такое генетический код. Они предполагали, что все врождённые дефекты имеют духовные причины, тем самым придавая мисти­ческий оттенок вполне очевидной генетической проблеме.

С тех пор как матери стали осознавать важность дородовых обследований, уровень врождённых дефектов стал снижаться. Терапия, предотвращающая врождённые дефекты, ставят привер­женцев идеи реинкарнации перед серьезной проблемой. Допустить, что современная медицина может снять с человека карму, означало бы отрицание кармы, как закона. Неужели материалистическая наука может разрешить таинственную проблему кармы?

Исторические данные свидетельствуют о том, что общества, основанные на теории реинкарнации, печально известны своим пренебрежением к медицинскому вмешательству в состояние здоровья людей с врождёнными дефектами. Согласно теории реинкарнации люди, рождающиеся физически и умственно непол­ноценными, получают ту карму, которую они заслужили за зло, содеянное в прошлых воплощениях; им остаётся только страдать и тем самым искупать свою карму. Очевидно, что если закон кармы верен, то нам не следует вмешиваться в его управление страданиями человека. Поэтому неудивительно, что медицинская помощь людям с физическими и умственными недостатками в восточных странах, признающих реинкарнацию, никогда не ока­зывалась и появилась там лишь после прибытия христианских миссионеров.

Человек, руководствующийся христианской этикой, просто обя­зан вмешиваться в страдания своего ближнего. Однако согласно теории реинкарнации помощь ближним является вмешательством в карму и лишь оттягивает страдания тех, кому они предназначены. Как же может реинкарнационное «решение» проблемы зла быть приемлемым, если оно по самой своей сути является источником равнодушия и зла? Ни один из индийских гуру, тех, кто сделал себе карьеру в США, не дал ни гроша на то, чтобы облегчить чьи-нибудь страдания. Где их больницы, приюты, специальные школы для физически и умственно неполноценных?

Вывод

Теория реинкарнации не решает и не объясняет проблему зла. Она исторически соединила проблему зла с убеждением, что не следует вмешиваться в страдания людей, поскольку эти страдания являются карой за зло, совершенное в прошлых жизнях. Эта теория не порождает у человека сострадательного рвения облегчить человеческую боль, следовательно, она не в состоянии ни объяснить, ни разрешить проблему страдания.

Второй аргумент

Часто утверждают, что теория реинкарнации верна, потому что множество людей, пользуясь различными методами, вспоминают свои прошлые жизни. Во-первых, многие люди испытывают феномен «дежа вю» — ощущение того, что происходящее уже случалось с ними раньше. Во-вторых, некоторые дети вспоминают свои прошлые жизни, некоторые из этих случаев научно документированы. В-третьих, многие люди вспоминают прошлые жизни посредством гипноза в лабораторных условиях.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Реинкарнация и христианство”

  1. Леонид:

    Давая такие примитивные опровержения, вам лучше было бы совсем не браться за эту задачу — разъяснить несостоятельность теории реинкарнаций. Вы сделали бледную попытку объяснить это только примере рождения детей с физическими отклонениями не затронув главного. Ведь если «финиш» у всех людей одинаков — рай или ад, в зависимости от того, как человек прожил свою жизнь, то тогда и «старт» у всех должен быть одинаков, т.е. изначальные условия жизни у каждого должны быть совершенно аналогичными. Если одни рождаются в богатых семьях, в семьях священников, то у них достаточно возможностей для изучения Слова Божьего, соблюдения заповедей, благотворительности и т.п. Другие, рожденные в условиях нищеты не имеют такой возможности, а есть и такие, которые, родившись где-то в джунглях Амазонки, вообще и не слышали ни чего ни о Библии, ни об Иисусе Христе. У первых есть шансы попасть в рай, у вторых такие шансы сомнительны, а третьим вообще остается только прямая дорога в ад. Почему так, где справедливость? Почему существует такое неравенство «стартовых условий»? К тому же, если человек умирает в раннем возрасте, скажем, еще ребенком, то он явно еще не успевает нагрешить столько, сколько может нагрешить человек, в тяжелых трудах доживший до преклонного возраста. Опять не логично, опять не справедливо! Почему то вы не даете разъяснения этим проблемам, хоть они лежат на поверхности, это то, на что прежде всего обращают внимание те, кто задумывается над тем справедлива теория реинкарнаций или нет. Именно на эти вопросы ответа вы и не дали. Возможно, вы опасаетесь, что теория реинкарнаций исключает всякую роль церкви в «отпущении грехов»? Тогда вы опасаетесь напрасно, т.к. «покаяние» в грехах, «исповедь» священнику, безусловно очищает человеку душу и совесть, заставляет его осознать свою неправоту, приведшую к совершению грехов и покаявшийся или исповедавшийся человек, конечно же будет стремиться не повторять свои ошибки, не грешить. А это именно то, к чему стремятся религии, признающие реинкарнации — это стремление обуздать свою низшую природу, удовлетворение прихотей которой приводят к грехам. Институт церкви очень полезен, именно он сдерживает миллионы от грехопадения, поддерживает людей в трудные минуты, вселяет веру и надежду на светлое будущее и интеграция некоторых положений восточной философии в официальное церковное учение, более подробное и углубленное публичное толкование библейских аллегорий, ни коим образом не навредила авторитету церкви, а скорее наоборот вызвала бы больше уважения и признания ее учения.

    К тому же, теория реинкарнаций не допускает инкарнирование человеческой монады (человеческой индивидуальной души) в животных и тем более в растения или в минералы. Это теория метемпсихоза, которую признают только отдельные, и довольно редкие течения восточных религиозных учений.

    Вам было бы полезно более тщательно и более подробно знакомиться с положениями религиозных догм, которые вы критикуете, чтобы эта критика не компрометировала самих критикующих.

Оставить комментарий