Реинкарнация и христианство

Вывод

Слишком часто реинкарнисты предвзято утверждают, что теория реинкарнации была первоначальным верованием иудеев, ессеев и христиан. Но история свидетельствует против этой точки зрения. Реинкарнистам следует быть осторожнее и стараться избегать переписывания истории в угоду своим предубеждениям.

Четвертый аргумент

Иногда утверждают, что доктрине реинкарнации учит сама Библия. В самом деле разве Иоанн Креститель не был перево­площением пророка Илии? (Мф., 11:14; Mк., 8:11—13). Не был ли Мелхиседек предыдущей реинкарнацией Иисуса? (Евр. 7:2—3). Разве не о перевоплощении говорил Иисус, когда сказал Никодиму, что тому надлежит «родиться свыше»? (Ин. 3:3). Не обращались ли апостолы к закону кармы, чтобы объяснить рождение слепого (Ин. 9:2)?

Исследование аргумента

Объективное толкование приведённых выше мест Писания в соответствующих им контекстах не обнаружит ничего, касающегося теории реинкарнации. Ни один опытный толкователь не примет всерьёз эти заявления реинкарниста, исходя из следующих причин:

1. Совершенно очевидно, что Иоанн Креститель не был пере­воплощением пророка Илии.

а) Илия, как и Енох, не умер, но был вознесён на небеса и не познал смерти (4Цар.2:11; Евр. 11:5).

б) Илия явился живым в телесном облике на горе Преображения (Лк. 9:30-33).

в) В Евангелии от Иоанна (1:21) говорится, что когда священники и левиты спросили Иоанна Крестителя: «Что же? Ты Илия?» — Он ответил: «Нет!».

г) Иисус не утверждал, что Иоанн был воплощением Илии, Он просто говорил, что служение Иоанна Крестителя было в «духе и силе» служения Илии (Лк. 1:17).

2. Мелхиседек был одной из тех исторических фигур, о которых осталось мало библейской информации. Когда в Послании к Евреям (7:3) говорится, что он был «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни», это означает, что мы просто не имеем никаких записей, свидетельствующих о его рождении или смерти, ни даже о его происхож­дении. Мелхиседек был избран наподобие Христа, потому что священство его было совершенно уникально и не было передано никому другому. В данном месте Послания сравнивается священ­ство Мелхиседека и Христа, что не имеет никакого отношения к реинкарнации.

3. Лишь при самом поверхностном чтении Евангелия от Иоанна (3:1—16) может возникнуть впечатление о том, что оно учит реинкарнации. Христос говорит о «рождении свыше» не как о «телесном рождении», но как о деянии Святого Духа (стих 6). Это подразумевает личную веру во Христа (стих 16). Иоанн (1:12—13) говорит: чтобы стать «чадами Божьими», надо принять Христа. Таким образом, согласно Новому Завету, новое рождение — это духовное рождение, которое называют «обращением» или «возрождением». И происходит оно в этой жизни, а не в следующей.

4. Евангелие от Иоанна (9:2-3) служит не подтверждением закона кармы, но, напротив, доказывает, что Христос в корне отрицал этот закон. Закон кармы гласит, что человек, рождённый слепым, согрешил в прошлой жизни и сейчас страдает за содеянное зло. Поэтому не следует пытаться облегчить его страдания, так как это может помешать исполнению кармического долга. Но Иисус явно отрицал, что слепота этого человека была связана с его грехами (стих 2). «Это для того, чтобы на нём явились дела Божий» — вот для чего он родился слепым (стих 3) Затем Христос исцелил его.

Вывод

Ни Ветхий, ни Новый Завет не учат теории реинкарнации или закону кармы, как бы ни старались некоторые лица выискать в текстах что-либо подобное. Слово Божие отрицает теорию реин­карнации.

Интеллектуальная несостоятельность идеи реинкарнации

Изложенное ниже представляет собой обобщение некоторых других аргументов, ставящих под сомнение теорию реинкарнации.

Рост населения Земли

Философы Востока не имели возможности определить числен­ность населения Земли, поэтому они допускали следующие предположения:

1. Население Земли практически стабильно — когда умирает один, вместо него рождается другой.

2. Даже когда война или стихийные бедствия сокращают численность населения в каком-то определённом районе, в других местах народ процветает и население растёт. Таким образом, население Земли остаётся практически неизменным.

3. Человеческая душа не создана, но вечна. Таким образом, не создаются никакие новые души для вхождения в циклы перерождений.

4. Когда душа окончательно очищается, она погружается в Абсолют. Это состояние, однако, достигается очень немногими.

В связи с этими предположениями возникают некоторые серьёзные проблемы, подрывающие сегодня доверие к теории реинкарнации. В самом деле, если новые души не создаются, а часть душ при этом погружается в Абсолют, население Земли должно медленно, но неуклонно уменьшаться. Если рассуждать логически, то сейчас в циклах перевоплощения должно находиться меньше душ, чем их было тысячу лет назад. Очевидно, однако, что это не так. Население планеты сегодня превосходит по численности любое из предыдущих поколений. Более того, чис­ленность населения сегодня быстро растет. Благодаря увеличению продолжительности жизни и низкому уровню детской смертности, люди чаще рождаются, чем умирают. Это очевидная реальность ставит под большое сомнение достоверность теории реинкарнации.

Нравственное состояние человека

Поскольку души постепенно очищаются и освобождаются от зла посредством перерождений и кармических страданий, то, по логике вещей, мы должны были бы видеть, как человечество в целом становится всё лучше и лучше. Если каждая душа индивидуально очищается от зла, то и весь род человеческий в целом должен проявлять хоть какие то свидетельства нравственного прогресса. Но существуют ли такие свидетельства? Становится ли каждое последующее поколение все более нравственным? Очевидно, что это не так. Человечество в целом не проявляет какого-либо нравственного прогресса. Сегодня оно стоит на том же уровне безнравственности и озлобленности, как и сотни лет назад.

Реинкарнисты, возможно, могут возразить, что все успехи нравственного прогресса протекают на невидимом, духовном, уровне. Но подобный ответ не снимает проблемы. В конце концов, почему человек должен наказываться в этой реальности, чтобы достигнуть прогресса в какой-то другой? Какая польза от прогресса, если он протекает на каком-то невидимом, духовном, уровне? Почему же тогда и наказание не проявляется на том невидимом духовном уровне, где, собственно говоря, и происходит этот прогресс?

Существует также еще один изъян в теории реинкарнации: так как большинство людей, как правило, ничего не помнят о своих прошлых жизнях, они не знают, за что терпят страдания в жизни нынешней. Это позволяет поставить еще несколько дополнительных вопросов:

1. Если люди не знают, за что их наказывают, как они смогут избежать совершения того же зла, за которое они теперь терпят кармические страдания?

2. Если они не знают того зла, которое привело их к страданиям, не обречены ли они на то, чтобы снова повторить это зло? Возможно ли человеку вырваться из этого замкнутого круга, если он не знает, какого зла следует избегать?

3. Возможен ли какой либо прогресс без знания прошлого, и чем он измеряется? Не напоминает ли тогда человек кролика, которого, не спеша, поворачивают на вертеле реинкарнации, поджаривая на огне кармы?

Вряд ли реинкарнисты могут удовлетворительно ответить на эти вопросы. Человеческое незнание прошлых воплощений начисто перечёркивает любое знание или надежду очищения в кармических циклах перерождений.

Социальные проблемы и реинкарнация

Теория реинкарнации является политически реакционной. Для богатых это удобный инструмент для угнетения и эксплуатации низших классов. Она учит угнетённое большинство принять свою бедность и лишения как наказание за прошлые грехи, поскольку в соответствии с теорией реинкарнации богатые заслужили хорошую жизнь, а бедные — плохую. Бедственное положение касты неприкасаемых в Индии является наглядной иллюстрацией социальных последствий теории реинкарнации.

Западному миру следует повнимательней присмотреться к миру Востока и понять, что его социальные проблемы являются прямым результатом веры в теорию реинкарнации. Система каст в Индии, замыкающая человека в определённый класс и запрещающая любое передвижение из одной касты в другую, является соци­альным следствием из теории реинкарнации. Если христианство принесло в западный мир благотворительность и демократию, то реинкарнация вызвала к жизни кастовую систему и неравенство.

Люди Запада, возможно полагают, что они могут перенять идею реинкарнации и в то же время избежать экономических, социологических и политических ее последствий. Может пока­заться, что они просто «играют» с этой идеей, но не следуют её принципам как положено. Люди Запада хотят пользоваться плодами христианства, но в то же время соглашаются с теорией реинкарнации. Их попытка «убить двух зайцев одним выстрелом» нелогична. В конце концов им придется смириться и с социальными последствиями этой теории.

Несостоятельность закона кармы

Итак, существует много очевидных аргументов, демонстрирую­щих, что так называемый закон кармы есть просто выдумка. Он существует, только в умах реинкарнистов. И это даже не очень удачная выдумка, поскольку:

1. Он не имеет никаких научных доказательств в свою поддержку.

2. В природе не существует ничего, подобного закону кармы. В мире, в котором мы живём, не существует никаких примеров, иллюстрирующих этот закон.

3. Его бесконечное обращение к прошлым жизням для объ­яснения всего происходящего в настоящем умаляет значение истории. Он предполагает цикличный ход истории, отрицающий уникальные и решающие события, происходящие в ней. Всё беспрерывно повторяется, без всякого конечного смысла. В истории нет ни начала, ни конца.

4. Он не соответствует нравственному чувству человека и его чувству справедливости.

5. Он нарушает единство человечества, так как карма может быть заслужена лишь индивидуальными усилиями, и никто не в состоянии вмешаться в карму другого человека.

6. Он не оказывает никакого этического давления на человека с тем, чтобы тот жил хорошей жизнью сейчас, так как можно подождать следующей жизни.

7. Он учит, что в страдании виноват сам страдающий. Это морально опустошающее убеждение.

8. Он вызывает гордость в среде богатых и здоровых людей и стыд среди бедных и больных.

9. Представление о реинкарнации уничтожает индивидуаль­ность, поскольку «ты» это «ты» только в этой жизни. В действительности же существует череда людей, связанных законом кармы. Душа человека, растворяясь в этой череде перерождений, становится чем-то безличным.

10. Закон кармы не оставляет места прощению. Он не дарует благодати, не проявляет милости, не выказывает любви. Закон кармы жесток.

11. Он не отвечает на вопрос: «Если я грешу, будучи взрослым, в этой жизни, в чём же тогда справедливость моего наказания в детстве в будущей жизни?»

12. Он порождает отчаяние, фатализм и пессимизм.

Вывод

Возникают серьезные сомнения по поводу интеллектуальной состоятельности теории реинкарнации. Она не объясняет мир, в котором мы живём. Она опустошающе действует на мораль. Аргументы в её пользу были исследованы и признаны неубеди­тельными. Образ жизни, характерный для обществ, основанных на теории реинкарнации, а также их взгляды на жизнь приводят к политическому, экономическому и социальному застою. Теория реинкарнации своими корнями уходит в мир оккультизма, который ясно обличается в Писании. Следовательно, теория реинкарнации не может быть принята как философия или образ жизни.

 

Источник: Морей Р., Франк С., Бердяев Н., Мень А. Переселение душ – христианский взгляд. Новосибирск. Посох. 1997. С. 3-22.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Реинкарнация и христианство”

  1. Леонид:

    Давая такие примитивные опровержения, вам лучше было бы совсем не браться за эту задачу — разъяснить несостоятельность теории реинкарнаций. Вы сделали бледную попытку объяснить это только примере рождения детей с физическими отклонениями не затронув главного. Ведь если «финиш» у всех людей одинаков — рай или ад, в зависимости от того, как человек прожил свою жизнь, то тогда и «старт» у всех должен быть одинаков, т.е. изначальные условия жизни у каждого должны быть совершенно аналогичными. Если одни рождаются в богатых семьях, в семьях священников, то у них достаточно возможностей для изучения Слова Божьего, соблюдения заповедей, благотворительности и т.п. Другие, рожденные в условиях нищеты не имеют такой возможности, а есть и такие, которые, родившись где-то в джунглях Амазонки, вообще и не слышали ни чего ни о Библии, ни об Иисусе Христе. У первых есть шансы попасть в рай, у вторых такие шансы сомнительны, а третьим вообще остается только прямая дорога в ад. Почему так, где справедливость? Почему существует такое неравенство «стартовых условий»? К тому же, если человек умирает в раннем возрасте, скажем, еще ребенком, то он явно еще не успевает нагрешить столько, сколько может нагрешить человек, в тяжелых трудах доживший до преклонного возраста. Опять не логично, опять не справедливо! Почему то вы не даете разъяснения этим проблемам, хоть они лежат на поверхности, это то, на что прежде всего обращают внимание те, кто задумывается над тем справедлива теория реинкарнаций или нет. Именно на эти вопросы ответа вы и не дали. Возможно, вы опасаетесь, что теория реинкарнаций исключает всякую роль церкви в «отпущении грехов»? Тогда вы опасаетесь напрасно, т.к. «покаяние» в грехах, «исповедь» священнику, безусловно очищает человеку душу и совесть, заставляет его осознать свою неправоту, приведшую к совершению грехов и покаявшийся или исповедавшийся человек, конечно же будет стремиться не повторять свои ошибки, не грешить. А это именно то, к чему стремятся религии, признающие реинкарнации — это стремление обуздать свою низшую природу, удовлетворение прихотей которой приводят к грехам. Институт церкви очень полезен, именно он сдерживает миллионы от грехопадения, поддерживает людей в трудные минуты, вселяет веру и надежду на светлое будущее и интеграция некоторых положений восточной философии в официальное церковное учение, более подробное и углубленное публичное толкование библейских аллегорий, ни коим образом не навредила авторитету церкви, а скорее наоборот вызвала бы больше уважения и признания ее учения.

    К тому же, теория реинкарнаций не допускает инкарнирование человеческой монады (человеческой индивидуальной души) в животных и тем более в растения или в минералы. Это теория метемпсихоза, которую признают только отдельные, и довольно редкие течения восточных религиозных учений.

    Вам было бы полезно более тщательно и более подробно знакомиться с положениями религиозных догм, которые вы критикуете, чтобы эта критика не компрометировала самих критикующих.

Оставить комментарий