Русский саркофаг

То, что я увидела внутри раки, запомнилось мне на всю жизнь

 Успенский собор. Москва

panovaВ истории некрополя русских митрополитов и патриархов, расположенного в Успенском соборе, есть много интереснейших страниц и малоизвестных деталей. Одна из них связана с местом, где почивают мощи святителя Гермогена – у западной стены храма в так называемой Сверчковской сени. Сквозь великолепное металлическое кружево едва различима рака из дерева и посеребренной меди, где находятся мощи. Очертания раки да высокий бронзовый подсвечник – вот все, что могут увидеть в настоящее время посетители музея и прихожане, посещающие патриаршие богослужения в Кремле


Патриарх Гермоген был похоронен в подклете собора Чудова монастыря. В 1653 году мощи были перенесены в Успенский собор и размещены в интерьере возле западной стены рядом с сенью, выполненной в 1624 году литейщиком Д. Сверчковым. Только в 1913—1914 году в связи с прославлением патриарха Гермогена его честные останки поместили в пышно оформленной раке в Сверчковскую сень. На крышке раки под стеклом поместили живописный образ патриарха Гермогена работы художника И.Е. Брягина.

Много лет назад я оказалась в Успенском соборе в момент вскрытия захоронения патриарха Гермогена. Тогда в связи с работой в музее контрольной комиссии Министерства культуры СССР проверяли сохранность раки. То, что я увидела внутри раки, было столь необычным для погребальной практики XX столетия, что запомнилось мне на всю жизнь. В раке традиционной прямоугольной формы находился металлический саркофаг в виде … лежащей человеческой фигуры! Четко выделена голова овальной формы с круглым отверстием на уровне лба, тело и ступни ног человека. От шеи до ступней саркофаг имеет несколько застежек – эта часть вместилища открывается, иначе мощи нельзя было бы разместить внутри. Архивные материалы свидетельствуют, что этот своеобразный футляр из металла с добавками серебра был выполнен фирмой П.И. Оловянишникова. И сегодня это вместилище, обернутое тканью, производит впечатление человеческого тела, подготовленного к захоронению.

Долгое время занимаясь историей погребального обряда средневековой России, я никогда не сталкивалась с такой формой сохранения тел усопших в новейшее время. Белокаменные саркофаги в форме тела человека для захоронения высшей знати русского средневековья были широко распространены с XIV до начала XVII века. Это хорошо известно современным ученым по многочисленным археологическим находкам. В начале же прошлого столетия эта информация была малоизвестна и почти не доступна. Однако кто-то из, как мы сегодня сказали бы, разработчиков проекта вместилища для мощей патриарха Гермогена об этой традиции был осведомлен. К сожалению, имя человека, обратившегося в своей работе к древним образцам саркофагов Средневековья, нам неизвестно. Как и еще многое в истории дошедших до нашего времени кремлевских усыпальниц.

Татьяна Дмитриевна ПАНОВА, д.и.н., археолог,
сотрудник Музеев Московского Кремля,
специалист по погребальному обряду средневековой Руси

Православная Москва

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий