«Серые волки» в рясах

Алексей Николаев

Председатель "Священной Митрополии Абхазии" архимандрит Дорофей (Дбар). Иллюстрация: ekhokavkaza.com Реваншистские настроения начались в Турции практически сразу же после крушения Османской империи. Временами они усиливались, временами ослабевали, но никогда не прекращались. С момента развала СССР, и особенно в последние годы о строительстве «Великого Турана» говорят в Анкаре открыто.

Причем аппетиты реваншистов простираются не только на земли Ирака и Сирии. С того момента, как стало ясно, что Россия подобно СССР и Югославии не собирается разваливаться, Турция активно принялась предлагать «сотрудничество» в деле «освоения... постсоветского пространства». Так, например, после югоосетинского конфликта 2008 года турецкие представители энергично (но безуспешно) зондировали почву в Москве на предмет признания Грузии «не состоявшимся государством» и раздела ее на «сферы влияния».

Особый интерес Анкары вызывает Абхазия. Причин этому немало. Это и ее важнейшее геополитическое положение, и ее статус (напомним, что независимость Абхазии не признана большинством стран мира), и наличие в Турции значительной абхазской диаспоры. Впрочем, абхазской условно. Дело в том, что турецкое руководство целенаправленно и энергично ассимилировала кавказских мухаджиров-переселенцев, и в настоящий момент правильнее будет говорить о турках с абхазскими корнями, нежели о турецких абхазах. В любом случае большинство этих людей ассоциируют себя именно с Турцией и действуют в интересах своей новой родины.

Читать по теме: Монахи Дорофей и Андрей должны в течении двенадцати дней покаятья

«Ликвидировать» раскольников

Успехи Митрополии

После окончания войны 92-го года, когда Абхазия, защитившая свою свободу и независимость оказалась в ситуации некоего правового вакуума, турки принялись довольно энергично «осваивать» молодое государство. Они строили здесь гостиницы и пансионаты (экономика Абхазии традиционно имеет рекреационную направленность) и самое главное — работали с местной элитой.

Не секрет, что Россия в этой ситуации рассматривалась турками, как главный «конкурент», и именно поэтому они старались и стараются насаждать здесь антироссийские настроения. Главным аргументом, конечно же является пресловутый «геноцид адыгов». И выпестованные с помощью «турецких братьев» некоторые абхазские историки практически представляют добровольное присоединение их страны к России актом агрессии, приведшим к прерыванию государственности, множественным жертвам и к насильственному переселению в Турцию чуть ли не половины абхазского этноса (что в 1997 году было признано парламентом Абхазии актом геноцида). Впрочем, турки прекрасно понимают, что есть нечто большее, чем исторические версии, связующее абхазский и русский народы — Православная вера. И на этом поле сегодня тоже «трудятся» эмиссары Анкары, старательно всыпая плевелы в Христову пшеницу. Стремясь всеми силами разрушить эту связь.

Грузино-абхазский конфликт страшно и жестко прошелся по судьбам множества людей, лишив их близких, крова, привычного образа жизни. Коснулось лихолетье и Православной церкви. Напомним, что до войны приходы и монастыри Абхазии входили в состав Грузинской Православной церкви. Однако после боевых действий, по вполне понятным причинам связь между абхазскими приходами и Грузинской патриархией прервалась. Но, Русская православная церковь делает все, чтобы в этой ситуации абхазский народ, его православная часть не осталась без церковного общения и окормления.

Но именно это обстоятельство и напрягает турок и тех, кто ими прикормлен. В Абхазии, а тем более среди абхазского духовенства едва ли найдутся такие, кто сознательно стал бы добиваться превращения Страны Души в турецкую провинцию. Тем не менее реальность такова, что современное абхазское государство как этническое образование, во многих смыслах не конкурентно, и поэтому просто вынуждено «прислониться» к более сильному и богатому соседу. Но и в России начинают понимать, что отношение, по крайней мере, части абхазского истеблишмента к «старшему брату» часто сугубо прагматическое и потребительское, что эта часть спит и видит как бы ей, оставаясь независимой, жить совершенно не напрягаясь за счет России. И осознавая этот факт, стараются не допустить «игры в одни ворота». В свою очередь в Сухуме появляются политики, желающие поиграть на российско-турецких противоречиях, и как теленок из пословицы «пососать двух маток», подобно тому, как это пытались делать гетманы, сменившие Богдана Хмельницкого. К этим «прагматикам» добавились и просто обиженные на Москву политики вроде Рауля Хаджимбы, любящего в последнее время порассуждать об «усеченной независимости».

Собственно они и составляют ту группу, через которую Турция проводит свои интересы, и именно на них и опираются раскольники, «борцы за независимость», теперь уже от Русской православной церкви, появившиеся среди абхазского духовенства.

И вот, трое священнослужителей: заштатные иеромонахи Майкопско-Адыгской епархии Русской православной церкви Дорофей (Дбар), Андрея (Ампар) и иеродиакон Грузинской православной церкви Давид (Сарсания), не имея благословения своего священноначалия, ни центрального, ни местного (более того, управляющий Абхазской Православной Церковью, протоиерей Виссарион Аплиаа прямо запрещал устраивать это сборище), провели 15 мая 2011 года в Новоафонском монастыре прошло «церковно-народное собрание» (с точки зрения церковных канонов, являющееся самочинным сборищем), провозгласившее «независимость абхазской церкви» и «создание нового церковного института на территории Республики Абхазия», именуемого ни больше ни меньше, как «Священная митрополия Абхазии». Можно даже не сомневаться, что данный спектакль был подготовлен и срежессирован не только местной «турецкой» партией. В ходе подготовки к этому действу в апреле о. Дорофей (Дбар) был, в нарушение всех правил и канонов рукоположен в сан архимандрита митрополитом константинопольской церкви. О «духовности» этого «церковного» собрания говорит следующий факт: из принявших в нем участие 2 000 человек, крещенными были только 740! Остальные, среди которых были даже ваххабиты, видимо, пришли, чтобы поддержать патриотов, противодействующих « русским империалистам». Сам «архимандрит» Дорофей, комментируя в СМИ происшедшее мероприятие, тогда заявил: «Мы уважаем Россию за то, что она признала Абхазию, и благодарны ей за это. Но когда начинаются интриги, диалог становится невозможным». То есть, по его мнению заслуги России по отношению к Абхазии исчерпываются признанием независимости, но все они перечеркиваются «интригами» Москвы.

Впрочем, «уважения и благодарности» у Дорофея хватило ненадолго. После «собрания» иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) были епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном еще в 2011 году запрещены в священнослужении за самочинные раскольнические действия и неповиновение своему каноническому священноначалию. Церковь неоднократно призывала их к покаянию. Но в связи с отсутствием такового и дальнейшими раскольническими действиями иеромонахов Дорофея и Андрея наложенное на них запрещение в священнослужении в 2012 году было продлено.

И вот сейчас о. Дорофей с гордостью и радостью объявил журналистам, что наконец «разорвал отношения с Русской православной церковью». Он заявил на страницах Aiaaira.com: «22 июня, по поручению о.Виссариона Аплиа, ко мне в Новоафонский монастырь приезжали о.Сергий Джопуа, о.Матфей Тужба и о.Далмат Гопия. Они вручили мне «указы» епископа Майкопского и Адыгейского Тихона, о наложении на меня и о.Андрея запрещения в священнослужении сроком на три года. Я даже не стал читать эти указы, просто порвал их и отдал обратно. Они уехали». По словам абхазских раскольников, теперь они не имеют «никакого отношения к Майкопской и Адыгейской Епархии Русской Православной Церкви (к Грузинской Церкви мы и так не имели никакого отношения)». «Поэтому все прежние и новые указы силы не имеют», — заявляют они.

При этом и о.Дорофей (Дбар) и о.Андрей (Ампар) намерены продолжать «служить» Литургию «по согласованию со многими церковными иерархами остального Православного мира». «С сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной Церкви в Абхазии, т.е. до появления на территории Абхазии канонического епископа, мы будем поминать за богослужением имя Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея I, как Первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви», — заявляют представители Совета так называемой «Священной митрополии Абхазии».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий