Социальное учение св. Томмазо (Фомы) Аквинского

Фома Аквинский

Алехандро Кроствейт,
профессор Папского университета им. св. Томмазо Аквинского

Социальное учение св. Томмазо имеет всеобъемлющий характер, поскольку моральные нормы, регулирующие поведение людей, согласно этому учению должны быть регуляторами в области экономики и политики, а также в социальной сфере. Сложившийся в Средние века общественный строй был разрушен в XVIII—XIX вв., в качестве разрушительных сил в качестве разрушительных сил следует назвать национализм, капитализм, промышленную революцию, а также Французскую революцию. В результате повсеместно усилились эксплуатация рабочих и крестьян, были подорваны устои семьи и политическая стабильность, возникли острые социальные проблемы. Церковь, озабоченная обострением этих проблем и поисками адекватных решений, обратилась к св. Томмазо, в период с конца XIX в. вплоть до II Ватиканского собора его идеи служили нам в качестве ориентиров. Как и Ангельский наставник (так называли Томмазо его современники), Папы нового времени считают, что социальные проблемы относятся к духовной сфере.

Рассмотрим основные положения социального учения св. Томмазо, изложенные в его главном научном труде — «Сумма теологии».

1. Природный закон

Согласно учению св. Томмазо, сама человеческая натура побуждает всех нас стремиться к совершенству посредством благих деяний, благодаря которым и происходит развитие личности, проявляются ее природные способности. Однако люди обретают подлинное счастье и удовлетворение тогда, когда они действуют в соответствии не только с побуждениями своей натуры, но и с доводами разума и понятием о добродетели.

Природный закон основан на установленном Богом извечном порядке, который дает возможность развивать человеческие способности (это относится к разуму, а также к обычным человеческим склонностям и интересам). Человеческая природа устойчива и рациональна, разум и душа свободны, а действия по своим результатам хороши или дурны в зависимости от того, следуем мы своим природным побуждениям или нет. Иными

словами, в области морали действия человека направляет сама его натура, которая и определяет — в первом приближении, — насколько его действия моральны или, напротив, греховны (имеется в виду, что грехом считается противоположное добродетели)

2. Понятие добродетели

Подобно Аристотелю, св. Томмазо считает добродетелью обычаи, которые способствуют усовершенствованию, рациональному развитию человеческой натуры. Добродетели различаются по своему содержанию. К умственным (интеллектуальным) добродетелям относятся мудрость, образованность и благоразумие. Главными добродетелями являются благоразумие, справедливость, умеренность и твердость. Справедливость и милосердие должным образом направляют волю. Благоразумие необходимо для добрых дел, ибо развивает разум и сдерживает порывы и устремления, присущие человеческой натуре. Самая важная из моральных добродетелей  — справедливость, потому что ее основанием является прежде всего разум.

Теологические добродетели: вера, надежда и милосердие — приближают нас к Богу и счастью более высокого порядка, чем доступное в повседневной жизни. Подлинное милосердие, считает св. Томмазо, это дружба в сочетании с доброжелательностью. Милосердие есть высшая теологическая добродетель, ибо она вызывается божественным побуждением и потому приближает человека к Богу более всех иных добродетелей. Всякое проявление доброжелательности свидетельствует о доброй воле человека, то есть о его желании добра другим людям.

3. Социальное учение

Св. Томмазо придавал большое значение социальной справедливости, но следует иметь в виду, что эту тему, равно как и проблемы политические и экономические — он рассматривал в контексте своего времени и использовал терминологию той эпохи. Он считал, что необоснованное предоставление привилегий при распределении благ некоторым людям в ущерб другим является вопиющим нарушением справедливого распределения и величайшим грехом. Подобно Аристотелю, он считал, что общее благо важнее блага частных лиц, а справедливость является высшей добродетелью, поскольку свидетельствует о высокоразвитом разуме и направляет нас по пути общего блага.

Средством обеспечения справедливости является право, а ее целью — поддержание нормальных отношений между людьми. Справедливое действие — воздать каждому соразмерно его делам. Цель правовой системы заключается в поддержании справедливости в отношениях между людьми и в распределении благ между ними. Согласно Св. Томмазо, существуют два вида прав: во-первых, естественные права, основа которых — природное равенство людей; во-вторых, позитивные права, основанные на соглашении, достигнутом в результате переговоров. Это относится, в частности, к справедливому распределению благ.

Соблюдение справедливости очень важно в области всякого рода отношений и обязательств, договоров и соглашений. Справедливость в законодательной сфере является наиболее формализованным ее вариантом.

Св. Томмазо придавал большое значение тому, что ныне принято называть социальной справедливостью, он выделял две ее формы: коммутативную, регулирующую отношения между двумя индивидами, и распределительную, когда дело касается отношений между группами людей.

4. Частная собственность

Подобно Аристотелю, св. Томмазо считал, что частная собственность морально оправдана, поскольку издавна существует и приносит пользу. Частная собственность является основой порядка, так как налагает ответственность на обладателей. Вместе с тем он был убежден, что владельцы собственности обязаны использовать ее для достижения общего блага (ныне Церковь называет это социальной функцией предприятий). В этой связи следует отметить различие между правом обладания (владения) собственностью и ее использованием. Св. Томмазо посвятил целую статью осуждению обмана в торговле посредством завышения цены товара или услуги. Продавец (коммерсант) должен установить справедливую цену на товар или услугу, то есть между реальной ценностью товара или услуги и рыночной ценой должно поддерживаться определенное равновесие. По мнению св. Томмазо, продавец обязан при заключении сделки упомянуть недостатки своего товара. Кража — смертельный грех, нарушение библейских заповедей. Ростовщичество аморально.

Св. Томмазо относит к добродетелям свободу правильно использовать то, чем человек обладает, для устройства его жизни. Свободный человек отдает то, что имеет в избытке, нуждающемуся; по мнению св. Томмазо, эта добродетель имеет огромное значение для достижения общего блага, для создания дружеских отношений между бедняками и богачами. Эта добродетель является основой благотворительности, которая возникает как сопереживание бедствий ближнего и выражение любви к ближним. Жестокосердие по отношению к ближним есть порок. Тот, кто злобствует, если ему не причинен реальный ущерб, проявляет тем самым жестокосердие и уподобляется дикому животному.

Св. Томмазо осуждает скупость как чрезмерную привязанность к материальным ценностям. Алчность, будучи формой воровства, относится не к плотским грехам, а к сфере духовной жизни человека, поскольку свидетельствует о его духовном и религиозном падении. Скупым чужда благотворительность (это их главный порок), эти люди чрезмерно озабочены и беспокойны, ибо прибегали для обогащения к насилию, обману и мошенничеству. Богатство придает человеку ложное представление о своем влиянии и авторитете, алчность порождает предательство, мошенничество, обман, насилие, безразличие по отношению к ближним, то есть серьезные социальные прегрешения. Св. Томмазо отмечает, что скупость присуща, по большей части, людям взрослым и пожилым, этот грех порождает, как отмечено выше, многие другие.

Расточительность — в противоположность скупости — означает, что материальным благам человек не придает должного значения, это тоже порок, но меньший, чем скупость, поскольку расточительность обычно приносит другим пользу, а от скупердяя никому нет проку. Расточительство исцеляется по мере старения, поскольку обычно такому человеку, много потратившему в молодости, на склоне лет приходится ограничивать свои расходы.

5. Либеральные экономические концепции

Социальное учение Католической Церкви, разработанное в XIX—ХХ вв., то есть в эпоху капитализма, основано на выдвинутых св. Томмазо концепциях общего блага и социальной справедливости. Современные экономические теории, которые выдвигают получение прибыли в качестве главной движущей силы экономической деятельности людей, были подвергнуты серьезной критике в энцикликах Льва XIII, Пия XI, Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна-Павла II, Бенедикта XVI.

Серьезным изъяном этих теорий является догмат о невмешательстве государства с целью защиты интересов трудящихся и их семей. В противовес утверждениям сторонников такого подхода (Адама Смита, Ричарда Кобдена, Ричарда Райта и др.) Церковь напоминает, что еще св. Томмазо отмечал обязанность государства не только выступать в защиту общего блага против несправедливости, но и создавать в социальной, экономической и политической областях благоприятные условия для добродетельной жизни граждан, что означает активное участие каждого в жизни своего прихода, своего квартала или поселка, своей профессиональной ассоциации (ныне это именуется в католическом мире принципом субсидиарности). Выдвинутый св. Томмазо принцип справедливого распределения ныне является веским аргументом тех, кто считает обязанностью государства перераспределение ресурсов и богатства в интересах бедных.

Отношение св. Томмазо к частной собственности и предназначению богатства также стало важной составляющей социального учения Церкви, которая считает частную собственность морально легитимной, если ее владелец ставит своей целью общее благо, а не только личное обогащение. Начиная с Папы Льва XIII (90-е годы XIX в.), Церковь выступает за общее благо и справедливую оплату труда, причем обращается как к работодателям, так и к трудящимся, которых  призывает добросовестно выполнять свою работу, то есть проявлять ответственность в отношении работодателей, иными словами, поступать справедливо. Этот сбалансированный подход Церкви исключает экспроприацию собственников, за которую ратовали социалисты. По существу, суждения, высказанные о собственности св. Томмазо, Церковь поныне признает верными.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий