Социальное учение св. Томмазо (Фомы) Аквинского

6. Финансовый капитал

Выдвигая достижение справедливости в качестве главной цели в области трудовых отношений и в экономической сфере в целом, св. Томмазо сурово осуждал ростовщичество в духе библейских заповедей, считал, что богатство, нажитое путем ростовщичества, — неправедное. Позиция св. Томмазо по вопросу о ссудном проценте была столь твердой и однозначной, что это осложнило установление нормальных отношений между Церковью и современным индустриальным обществом и финансовыми институтами. После Первой мировой войны в официальных документах Церкви критика ростовщичества как аморальной деятельности была несколько приглушена, упор стали делать на социальную справедливость и защиту бедных. Эта позиция может причинить ущерб репутации Церкви, поскольку общеизвестно, что именно ростовщичество и различные формы спекуляции являются причиной многих социальных проблем современного мира (долг слаборазвитых стран, экономические кризисы и т.д.).

После II Ватиканского сбора Церковь сохраняет приверженность учению св. Томмазо об общем благе, но в последнее время делается упор больше на требования, относящиеся к правам человека и принцип достоинства личности. Однако принцип достоинства личности и права человека можно толковать по-разному, что порождает сомнения и дезориентацию, в этом отношении Томмазово учение об общем благе имеет существенное преимущество.

Св. Томмазо много размышлял о причинах возникающих в обществе конфликтов и противоречий и пришел к выводу, что главным средством сохранения социального мира и процветания является милосердие во всех его проявлениях. Подлинный мир, по его убеждению, возможен лишь в отношениях между добродетельными людьми, в конечном счете мир является результатом милосердия людей, поскольку основан на уважении одним человеком интересов другого. Мир основан не на сходстве мнений, которые относятся к области интеллектуальной жизни человека, а на общности стремлений и желаний. Мир обеспечивается справедливостью, которая преодолевает препятствия, но прежде всего — милосердием, которое по самой своей сущности порождает мир. Противоположностью милосердию является греховное нежелание соглашаться с другим, возникающее обычно из-за тщеславия.

Оказание помощи бедным в виде милостыни является обязанностью человека, исходя из разумных понятий, а также является необходимым условием добродетельной жизни. Справедливость обязывает нас делиться тем, что мы имеем сверх необходимого нам, не поделиться с нуждающимся, попавшим в беду, частью того, что мы имеем в избытке, — это смертельный грех. Св. Томмазо поясняет, что милосердие не должно причинять материальный ущерб семье благотворителя. Помогать следует тем, кто живет по соседству и чья добродетельная жизнь известна, надо подавать милостыню, достаточную, чтобы действительно облегчить положение нуждающегося ближнего.

Люди по природе своей — существа общественные, поэтому семья, общество, государство — столь же естественные структуры, равно как присущее им иерархическое устройство. Семья имеет свои определенные цели, издавна установленные, не следует отвлекать ее на иные цели. По мнению св. Томмазо, наилучшую защиту детям обеспечивает моногамный брак между мужчиной и женщиной

 

Основу законов, согласно учению св. Томмазо, составляют разум, природа и общее благо. Закон есть правило, предписывающее людям добродетельное поведение в интересах общего блага. Несправедливый закон, не имеющий такой цели, — не является настоящим законом. Некоторые грехи закон дозволяет и карает лишь за серьезные нарушения, действие закона сказывается не сразу, а постепенно. Справедливые законы, направленные на обеспечение общего блага, следует неукоснительно соблюдать

 

7. Социальное учение Томмазо и Церковь в Новое время

Французская буржуазная революция и научно-технический прогресс разрушили средневековое европейское аграрное общество с присущими ему социальными связями и обрекли сотни тысяч людей на жалкое прозябание в новых промышленных городах. Многие церковные иерархи и миряне на начальном этапе Французской революции восприняли ее положительно, но впоследствии их отношение изменилось, когда среди революционеров стали задавать тон самые радикальные из них, которые обрушили на Церковь критику и репрессии. Учение св. Томмазо послужило обоснованием неприятия Церковью либерального общества, поскольку оно было чуждо католическому пониманию основ общественного устройства.

Реакцией папства на новые идеи Французской революции было осуждение таких либеральных новаций в социальной сфере, как всеобщее избирательное право, свобода вероисповедания, свобода печати и ассоциаций, поскольку они считались враждебными Церкви. Даже такой защитник интересов трудящихся, как Папа Лев XIII отрицательно относился к свободе печати, сочтя ее вредной для общества, а также к свободе вероисповедания и отделению Церкви от государства.

На протяжении ХХ в. отношение Церкви к либеральным реформам и новациям изменилось, некоторые суждения св. Томмазо отошли в прошлое, однако главные идеи его учения не утратили свое значение и ныне, особенно после того, как прекратился конфликт между коммунистической и капиталистической (дарвиновской) моделями общества. Вариантом христианского реформизма, восходящим к идее св. Томмазо, что «общество представляет собой иерархически построенное единство общественных и профессиональных организаций», была теория корпоративизма, представлявшая концептуальную альтернативу как крайнему индивидуализму, свойственному капитализму, так и всесильному социалистическому государству, подавлявшему общество. Однако эта идея была дискредитирована фашистскими режимами (Муссолини в Италии, Дольфуса в Австрии, Салазара в Португалии). После II Ватиканского собора главным принципом своего социального учения Церковь признает не столько традиционную практику социального милосердия, сколько солидарность, взаимное уважение прав различными социальными слоями, которое призвано обеспечить в современном обществе реализацию идеи социальной справедливости.

8. Политическая теория св. Томмазо и социальное учение Церкви

Св. Томмазо считал основанную на божественной воле конституционную монархию наилучшей формой политического устройства, обеспечивающей стабильность и благочестивую жизнь граждан. Это его убеждение, конечно, очень затруднило адаптацию Церкви к политическим реалиям  XIX–ХХ вв.

Впервые в энциклике папы Иоанна-Павла II Centesimus Annus демократия была признана Церковью наилучшей формой управления, поскольку она способствует общему благу и участию людей в жизни общества. Крушение коммунизма в Европе поставило Церковь в очень трудное положение, ибо христиане всего мира оказались один на один с моральными и социальными вызовами капитализма, национализма, терроризма и современной глобализации. До падения коммунизма христианство на основании идейного наследия св. Томмазо разработало программу, дающую обоснованные и обстоятельные ответы на моральные, социальные, экономические и политические проблемы современного мира. Провал либерального проекта  — капитализма и индивидуализма — во всех сферах жизни, о чем наглядно свидетельствует всемирный кризис, делает актуальным (подобно тому как Жак Маритен и другие мыслители ХХ в. примирили учение Томмазо с марксистско-ленинской теорией) переосмысление идей и принципов томизма применительно к нынешней ситуации в политике, экономике, жизни общества.

Список литературы

1. Aquinas Thomas. Catena aurea in quatuor evangelia. Ed.7.Т.II. Taurini, 1915.
2. Aquinas Thomas. Opuscula omnia /Ed.P.Mandonnet. Т. 1. Opuscula genuine philosophica. P., 1927.
3. Аквинский Фома. Сумма теологии. Ч.I /Пер.С.И. Еремеева, А.А. Юдина.  Киев, 2002. 559 с.
4. Аквинский Фома. Сумма теологии. Часть вторая. Вопросы LXXVII-LXXVIII/ Пер. Н.В. Калмычковой //Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5т. Т. 1. От зари цивилизации до капитализма. М., 2004.
5.  Аквинский Фома. Сумма против язычников. Кн.1 /Пер.и прим. Т.Ю. Бородай. М., 2004.
6. Аквинский Фома. Сумма против язычников. Кн. 2 / Пер. и прим. Т.Ю. Бородай. М.,2004.
7. Аквинский Фома.  Учение о душе / Пер. с лат. К.В. Бандуровского, М. Гейде. СПб., 2004
8.  Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1997. No 9. С. 156–162.
9.  Бородай Т.Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности И средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010.
10.  Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.: Наука, 1989.
11.  Гертых В.  Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. No 1.
12.  Грецкий С.В.  Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. Душанбе, 1990.
13.  Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. М., 1986.
14.  Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского/ Пер. с франц. Г.В. Вдовиной. М.; СПб.,
2000. 495 с.
15.  Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.
16.  История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
17.  Калмычкова Е.Н. Фома Аквинский // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 т. Т. 1. От зари цивилизации до
капитализма. М., 2004. С. 114–120.
18.  Коплстон Ф. -Ч. Аквинат: Введение в философию великого средневекового мыслителя/ Пер. с англ. В.П. Гайденко. Долгопрудный, 1999.
19.  Лупандин И.В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. No 2.
20.  Лященко В.П. Философия. М., 2007.
21.  Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
22.  Неретина С. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. — СПб.: Амфора,2008.
23.  Работы Э. Жильсона по культурологи и истории мысли. Реферативный сборник. Вып.I. М., 1989.
24.  Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. 1995. No 33.
25.  Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. М., 1979.
26.  Срединская  Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей» // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI–XVII вв.) Л., 199

Источник: Уровень жизни населения регионов России• No 3 (193), 2014• 192•139–144

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий