Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников

Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников

автор-составитель П. Победоносцев

 «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину».

Святитель Лука, архиепископ Крымский, причислен к лику святых РЦ

«От лица Русской Православной Церкви и своего выражаю глубокое и искреннее соболезно­вание по случаю кончины незабвенного Иосифа Виссарионовича Сталина, великого строителя народного счастья.

Кончина его является тяжким горем для нашего Отечества, для всех народов, населяю­щих его. Его кончину с глубокой скорбью пережи­вает вся Русская Православная Церковь, кото­рая никогда не забудет его благожелательного отношения к нуждам церковным.

Светлая память о нем будет неизгладимо жить в сердцах наших. С особым чувством не перестающей  любви Церковь наша возглашает ему вечную память».

Алексий,Патриарх Московский и всея Руси

Господи, благослови Отче! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

Преображение Сталина, или Святой Дух дышит там, где хочет...

 Личность Иосифа Виссарионовича Сталина, его деятельность и спорные, с точки зрения оппонентов, решения некоторых проблем продолжают находиться в поле зрения историков и журналистов. Интерес к Сталину то уменьшается, то усиливается, но еще не было случая, чтобы он пропадал совсем. Но, как правило, муссируются одни и те же темы: репрессии, становление СССР мировой державой и прочее. Но некоторые насущные проблемы замал­чиваются. Например, проблема взаимоотношений И.В. Сталина и Церкви.

После развала СССР и ликвидации советс­кой системы прошло двадцать лет. Вроде бы нам подарили путь к «свободному» развитию страны, Православная Церковь получила дополнительные возможности, стали открываться .новые храмы, приходы, монастыри и семинарии. И в то же время духовно-нравственная атмосфера становилась все хуже и хуже. В результате сегодня в душе у многих нарастает тревога за будущее. Правильно говорит известный православный старец, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры отец Герман (Чесноков): «Со всех сторон мрак сгущается».

В этих условиях мы обращаем взоры к неда­лекому прошлому великой страны, которое неза­служенно либо забыто, либо подтасовано. Одна из таких злободневных и дискуссионных тем — взаи­моотношение руководителя нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина и Русской Православной Церкви.

Факты, приведенные в этой книге, для многих станут откровением. Они замалчивались в советс­кое время после смерти И. Сталина сначала его пре­емником Н. Хрущевым, а потом по идеологическим соображениям. В наше «либеральное» время на вол­не однобокой критики генералиссимуса эти факты и выводы просто не поднимались. Большая часть материалов книги публикуется в широкой печати впервые.

Особенность книги в том, что в ней приведе­ны мнения известных и действительно уважаемых современников И. Сталина: святейших патриархов Московских и Всея Руси — Сергия (Старогородско­го) и Алексия I (Симанского), которые лично были с ним знакомы и постоянно поддерживали рабочие контакты.

Они переворачивают нынешнее представление о Сталине как о гонителе Церкви. Напротив, в его лице святейшие Отцы благодарят государственного руководителя, который после многих лет забвения церковных нужд и гонений, устроенных его «сорат­никами», затем, «обратившись» как апостол Павел, открыл РПЦ широкую дорогу, восстановил собор­ное единство и Патриаршество. (Справедливости ради отметим, что он и сам участвовал в этих нели­цеприятных событиях, как часть «команды». Доста­точно вспомнить снос храма Христа Спасителя).

В книге также даны документальные свидетель­ства официально канонизированных общероссийс­ких святых РПЦ: святителя Луки (Войно-Ясенецкий), архиепископа Крымского и святой блажен­ной Матроны Московской, которая благословляла Сталина на победу в войне.

Нужно учесть одну важную вещь. В Церкви су­ществует каноническое преемство: это прежде всего преемственность и последование в оценках выска­зываний и изречений первосвятителей и святых. Соборное мнение Церкви суть последовательное единство мнений ее отцов. В этой связи безапелля­ционная критика политики Сталина по отношению к Церкви из уст некоторых современных иерархов кажется и странной, и неканоничной.

Святейший патриарх Сергий (тогда еще мит­рополит) после встречи со Сталиным 4 сентября 1943 года, (тогда было принято решение о возобнов­лении Патриаршества в нашей стране), на вопрос келейника патриарха архимандрита Иоанна (Разумова) как прошла встреча, ответил:

— Какой он добрый!.. Какой он добрый!.. Архимандрит Иоанн переспросил:

— Ведь он же неверующий.

Патриарх, седовласый мудрый старец, произнес:

— А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живет Бог!

И действительно, если посмотреть в Новом За­вете третье послание Апостола Иоанна Богослова, то там, в подтверждение слов патриарха, прямо на­писано:

«Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога» (Ин. 3-11).

Это позитивное отношение к Сталину под­тверждается не только нашими святителями, но и его современниками — Восточными патриархами, в частности Иерусалимским и Антиохийским. Осо­бую богоданную роль Сталину отводит и молит­венник гор Ливанских митрополит Илия (Карам), большой друг нашей страны и Церкви.

Общее мнение святителей и священников того времени — Сталин был верующим. Недаром после смерти ему во всех православных храмах пропели «вечную память». По словам священников, знавших его лично, он исповедовался и причащался. Как говорил его телохранитель Ю. Соловьев, который последние десять лет был с вождем, в его кабинете была икона Казанской Божией Матери, и он часто в одиночестве молился во внутреннем храме во имя Рождества Богородицы в Большом Кремлевском Дворце.

Одиннадцать лет, проведенных И. Сталиным в молодости в духовном училище и семинарии, дали со временем свои всходы в этот его последний жиз­ненный период и переломный период развития страны и Церкви. Как метко и иносказательно об­молвился Сталину при встрече патриарх Сергий:

«Мы готовили хороших священников, а они ста­новятся маршалами Советского Союза». Воистину Святой Дух дышит там, где хочет.

На страницах книги искренне и беспристраст­но показана логика преображения Сталина.

Он был, по словам патриархов, «богоданным» вождем и чувствовал свою божественную миссию. Ощутил ее полностью в начале войны. После вы­полнения всех требований Церкви и в итоге судь­боносной победы над «исчадием ада» Сталин хотел выполнить наказ наших святых предков — сделать Москву Третьим Римом.

По согласованию со святейшим патриархом Алексием I, в 1947 году в связи с празднованием 500-летнего юбилея автокефалии РПЦ планирова­лось провести в Москве Всеправославное совеща­ние с участием Восточных патриархов — первый шаг к проведению Вселенского Православного Собора под эгидой Московского Патриарха. А для этого предлагалось передать «право чести» Первого, то есть Вселенского, Патриарха от Константинополь­ского к Московскому и Всея Руси, как единителя всех православных церквей и первосвятителя самой крупной в мире православной Церкви и паствы. (Сейчас РПЦ — пятая по «праву чести»).

Это была первая попытка соборно отодвинуть всемирную апостасию. К сожалению, тогда это не получилось. Но двое из четырех Восточных патри­архов уже были готовы идею поддержать.

Парадоксально, но факт: Сталин осуществил призыв святого праведного отца Иоанна Кронштадтского сохранить сильную православную державу.

Святой говорил: «Если соберем волю каждого в одну волю — выстоим. Если соберем совесть каждого в одну совесть — выстоим. Если соберем любовь каждого к России в одну любовь — выстоим». Именно к этому призывал и это осуществил Сталин в нашей державе. И мы выстояли в войне, победили, осуществили эко­номическое возрождение, индустриализацию, созда­ли ядерное оружие как противовес уже созданному американцами, поддерживали в обществе высокие моральные ценности. И Церковь это оценила.

В противовес всеобщим заблуждениям, вы уз­наете, что за десять лет при Сталине было открыто 22000 приходов — это чуть меньше, чем в нынешнее время за двадцать лет. Была открыта Троице-Сергиева Лавра — центр русской духовности, а также Ду­ховная академия при ней. Стали чаще и массовыми тиражами публиковаться издания Московской Пат­риархии. А после смерти И. Сталина подлинный бо­гоборец Н. Хрущев стал делать все, чтобы свести на нет идеи и дела великого предшественника. Потому и потребовалось сейчас столько сил, чтобы вернуть­ся на «исходные позиции» и превзойти их.

Вот эпизод, который очень хорошо характери­зует И. Сталина как человека верующего. Его известный военачальник маршал А.М. Василевский был сыном протоиерея, выпускником Костромской ду­ховной семинарии и прапорщиком императорской армии. Как вспоминал В.М. Молотов со слов мар­шала, однажды Сталин пригласил Василевского и стал расспрашивать его о родителях. А у него отец — сельский священник, и маршал не поддерживал с ним отношений.

— Нехорошо забывать родителей, — сказал Ста­лин. — А вы, между прочим, долго со мной не рас­платитесь! — он подошел к сейфу и достал пачку квитанций почтовых переводов.

Оказывается, Сталин регулярно посылал де­ньги отцу Василевского, а старик думал, что это от сына.

— Я не знал, что и сказать, — признался Васи­левский.

По свидетельству архимандрита Кирилла (Пав­лова), маршал Василевский после войны приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, останавливался там в гос­тинице, причащался.

И еще факт, о котором стоит задуматься. Свя­тейший Патриарх Алексий I на похоронах отпевал И. Сталина. Святейший Патриарх Алексий II на по­хороны Б. Ельцина не приехал.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий