Старокатолическое движение

Издательство Московской Патриархии

Старокатолическое движение вышло из недр Римско-католической Церкви буквально в грозе и буре. Известно, что во время заседания Ватиканского собора, провозгласившего догмат о непогрешимости папы ех cathedra, разразилась небывалая в Риме гроза и буря. Современникам Ватиканского собора (1870 г.) в этих грозных проявлениях природы виделся гнев Божий по поводу издания этого псевдо-догмата.

88 членов Собора оказали: «non placet», удалились из Рима и не признали нового догмата К ним присоединились профессора и доценты многих университетов, не желавшие принести свой разум и свою науку в жертву папскому самовластию, и они именно были родоначальниками старокатолического движения, нашедшего сочувственные к себе отношения как на Западе, так и на Востоке. Из профессоров, возглавивших старокатолическое движение, наиболее известны: пражский профессор Шульте, Деллингер, Фридрих, Рейш, Ланген, Реймкенс, Вебер и др.

После Ватиканского собора старокатолическое движение оформилось образованием группы самоуправляющихся национальных церквей, объединенных принятой ими, в качестве догматической основы, Утрехтской Декларацией (1889 г.). Поэтому их часто называют церквами Утрехтского союза (Union).

В настоящее время имеется семь старокатолических церквей: Голландская, Германская, Швейцарская, Австрийская, Чехословацкая, Югославская и «Национальная польская церковь», центр которой находится в Америке.

Старокатолическое движение стало развиваться в недрах Римско-католической Церкви еще задолго до Ватиканского собора.

Как известно, сущность папских притязаний выражается в двух: догматах: 1) о главенстве пап в Церкви и 2) о непогрешимости пал. ex cathedra. Западная Церковь признала эти догматы, но не без протестов против них. Из истории Церкви мы видим, что в недрах ее все же велась борьба против этих честолюбивых папских стремлений. Яркой иллюстрацией к этой борьбе является история взаимоотношений между Римом и Утрехтской церковью с XVI века.

Вкратце эта история представляется в следующем виде. Утрехтская епархия до XVI века была единственной епархией в Голландии. Она была основана Виллибрордом, английским епископом, миссионером из Йоркшира. Он был посвящен в Риме папой Сергием I в 696 г. и получил паллиум архиепископа. Пипин, смотритель дверца при Меровингской: династии, отдал Виллиброрду крепость Утрехта на Рейне, которая сделалась с того времени центром церковной жизни северных Нидерландов.

В XI столетии утрехтские епископы стали светскими князьями, на которых была возложена задача защищать границу империи от норманнов и других завоевателей. Они поддерживали дело империи против притязаний папы Григория VII. В 1145 г. право избрания епископа было отнято от народа и было предоставлено капитулу Утрехта [2].

В XVIII веке стал определенно намечаться разрыв между Утрехтом II Римом.

Утрехтский капитул утверждал, что Утрехтская провинция и диоцез со всеми древними и каноническими правами еще существует, что ей принадлежат все прав;а капитула, включая права избрания архиепископа Утрехтского и что Утрехтские архиепископы были не только викариями Римского престола, но и полномочными каноническими преемниками св. Виллиброрда.

Иезуиты и их партия считали, как и Рим до настоящего времени, что провинция Утрехта и все ее диоцезы, а также и древний капитул Утрехта перестали существовать со времени реформации и что Римско-католическая Церковь в Голландской республике была только миссией, управляемой викарием, который отзывался и назначался папой по его произволу и был подвластен конгрегации de Propaganda Fide, где иезуиты были тогда всемогущи.

Капитул Утрехта дважды обращался к папе Иннокентию XIII с просьбой разрешить избрание и посвящение епископа, но он даже не ответил на эту просьбу. Тогда капитул достал от Эспена и других докторов в Лувене заключение, что они имели право при особых обстоятельствах избрать себе архиепископа и устроить его посвящение без согласия папы. На это имелись недавние прецеденты во Франции и Португалии. Кроме того, в случае надобности посвящение мог совершить один епископ. Это заключение было подписано 19 докторами богословского факультета в Париже (Сорбонна) и другими из Нанта, Реймса и Падуи.

Капитул, получив разрешение правительства, собрался в Гааге 27 апреля 1723 г. и после мессы с соблюдением всех канонических форм избрал Корнелия Стееновена, каноника и главного викария, архиепископом Утрехтским.

Как капитул, так и избранный епископ просили пап разрешить посвящение, но не получили ответа ни от Иннокентия XIII, ни от Бенедикта XIII.

Тогда капитул обратился к епископу Вавилонскому Доминику Мариа Варлэ с просьбой посвятить Стееновена. Епископ Вавилонский согласился. Он имел римское рукоположение [3]. 15 апреля 1724 г. епископ Вавилонский в своей частной капелле в Амстердаме, в присутствии всего капитула, посвятил Корнелия Стееновена седьмым, архиепископом Утрехтским и каноническим преемником св. Виллиброрда.

Дело было сделано: с этого времени Утрехтская церковь начала свое существование уже независимо от Римского престола. Папа Бенедикт XIII 21 февраля 1725 г. издал послание, объявляющее избрание архиепископа недействительным, а его посвящение недозволенным, запрещающее католикам признавать его своим архиепископом и выносившее строжайшее порицание епископу Вавилонскому.

Папа в 1779 г. отлучил от церкви всех епископов, посвященных Мариа Варлэ и его утрехтскими ставленниками.

История Утрехтской церкви в этот период и, конечно, значительно позже показывает, что ее члены, хотя и находясь в отлучении, были все же верными римско-католиками, ничего так не желавшими, как примирения с Римом, и что многие римско-католические епископы в различных, странах поддерживали общение с Утрехтом, несмотря на то, что мог бы сказать папа. Голландские епископы все еще надеялись, что перемена политики в Риме положит конец схизме.

Еще до открытия Ватиканского собора была подготовлена почва для старокатолического движения не только в Голландии, но и в Германии и в Швейцарии, и в других государствах, где еще до Ватиканского собора раздавались многочисленные, хотя и разрозненные голоса против все более и более усиливавшегося папского абсолютизма.

Толчком к имеющему вновь появиться движению мог послужить Ватиканский собор с его определениями, так как вследствие этих определений папский абсолютизм достиг такой степени развития, выше которой он не может итти.

Противодействие Ватиканскому собору началось среди профессоров римско-католических университетов Германии. Основное ядро большинства Ватиканского собора состояло из итальянских, испанских и южноамериканских епископов, чьи богословские знания были недостаточны, чтобы решать вопросы, поднятые новыми догматами. В конце июля 1870 г. римско-католические профессора Мюнхенского университета издали декларацию, что они, понуждаемые своею совестью, должны отказаться признать «Ватиканское собрание» за свободный Вселенский Собор; в особенности они отвергают личную непогрешимость папы, потому что это была новая доктрина, не обоснованная Свящ. Писанием и стоящая в противоречии с преданием древней Церкви и с церковной историей.

Главным организатором движения был Иоганн Шульте, профессор канонического права в Пражском университете. К нему примкнули профессора Деллингер и Фридрих. 23 апреля 1871 г. на них папой было наложено отлучение.

В августе 1871 г. Деллингер, несмотря на свое отлучение, был избран ректором Баварского университета, и шесть новых членов университетского сената (совета) были его единомышленниками.

Старокатолики нашли себе приверженцев и в других странах. 24 сентября 1871 г. в Мюнхене состоялся конгресс, на котором было 300 сочувствующих старокатолическому движению (четыре священника были Утрехтской церкви).

Среди членов комитета конгресса были: Деллингер, Фридрих, Ланген, Рейнкенс, Маазен из Вены, Губер. Последний вместе с Деллингером был автором книги: «Папа и Собор» (псевдоним Янус).

Целью конгресса не было установление новой схизмы, но удовлетворение духовных нужд отлученных от церкви за отказ подчиниться Ватиканскому собору. Вышло так, что это оказалось невозможным без схизмы, так как в составе старокатоликов не оказалось ни одного епископа, но они покинули римско-католическое исповедание не по своей доброй воле. Они были изгнаны и необходимо было, если они хотели продолжать жить как христиане-католики, образовать организацию. Этой организации в конечном итоге был дан канонический статус Утрехтской церковью. С этого момента старокатолики стали отдельным исповеданием.

В конце 1871 г. в Германии и Австрии насчитывалось уже 23 старокатолических прихода.

Второй старокатолический конгресс состоялся в Кельне 22—24 сентября 1872 г. На конгрессе было 350 старокатоликов, большинство из них. были немцы. Архиепископ Утрехтский был на конгрессе с 4 священниками;

было семь австрийцев, среди них Шульте — председатель. В качестве гостей присутствовали из России протопресвитер И. Л. Янышев и генерал А. А. Киреев.

Конгресс совершил дело широкого масштаба: организацию, объединение и реформу церкви.

Так как у немецкой старокатолической церкви не было епископов, то было разрешено обращаться за конфирмацией и рукоположением к иностранным епископам и прежде всего к епископам церквей Утрехтской и Армянской, пока не будут поставлены немецкие старокатолические епископы.

После конгресса образование старокатолических общин стало быстро прогрессировать. Правительства Пруссии, Бадена и Гессена были склонны относиться к старокатоликам с симпатией, но баварское правительство, только через 60 лет признало старокатоликов.

11 августа 1873 г. епископ Девентерский Утрехтской церкви Герман Хейкамп посвятил Иосифа Губерта Рейнкенса во епископа старокатолического в Германии и Каспара Иоанна Ринкеля епископом Гаарлемским. За неимением других епископов присутствовали главные викарии Утрехтского и Гаарлемокого диоцезов. Вместо папского мандата были прочтены, официальные доказательства избрания, и епископы не оповестили папу о своем посвящении.

Через месяц, 12 сентября, состоялся третий старокатолический конгресс в Констанце.

Среди гостей присутствовали православные: протоиерей И. В. Васильев и генерал А. А. Киреев.

Первый Собор немецкой старокатолической церкви по положению, установленному в Констанце, состоялся в Бонне 27—29 мая 1874 г.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий