Стоглав. Постановления Стоглавого Собора (1551 год)

О церковных и о монастырских денгах. Вопрос 16

О церковной и о монастырской казне, еже в росты дают. Угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет?188 " Божественное писание и миряном резоимство возбраняет, нежели церквам божиим денги в росты давати, а хлеб в наспы, где то писано во святых правилех. О сем пишет: "Церковное богатство — нищих богатство и прочим на погребу189 ". Якоже пишет.

О пиянственном питии. Вопрос 17

Во всех монастытех игуменом и чернцом и попом190 о пияном питии и о мирских попех и упивании безмерном. Како мирян спасти и наказати от всяких зол, а сами во всяком безчинии Что заповедь чернцу во обещании, а попу в наставлении и в хиротонии? Бога ради о сем доволно разсудите, чтобы в пьянстве пастыри не погибли, а мы на них зря такоже.

О вдовствующем попех. Вопрос 18

А о вдовых попех собор был у всех владык при деде моем, что тому уложение. Ныне вдовых попов два жеребья: обедни не служат, а церковью и приходом владеют, и детьми духовными и родильницам молитвы дают, и дитяти имя нарицают, и крещают их, и венчают, и покаивают191 , и умерших провожают, и священническая действуют, кроме божественныя литоргия. Нецыи же сами во всяком безчинии и пьянстве всегда, и их нестроение миру на соблазн. А от чего спастися по евангелию, вы есте соль земли, аще соль обуяет чем осолится, и нашим душам от кого192 спастися. А во Новеграде и во Пскове по маткин193 живот и при Макарии архиепископе никакоже вдовые попы и дьяконы у церквей не были на мало время. И ныне от чего то ослаблено? О сем, известно разсудя, утвердити по правилом святых апостол и святых отец, чтобы и вам, и нам, и всему миру не на погибель душевную от Христа бога нашего.

О выставках и о новых пустынях. Вопрос 19

Старец на лесу келью поставит или церкови срубит да пойдет по миру с иконою просити на сооружение. У меня земли и руги просит. А что собрав, то пропьет, а в пустыне не по бозе совершает, как прежние пустыни о бозе строили. Прежние преподобные отцы вселялися в пустыни, утаяся миру, не тщеславия ради, и великия труды полагали руками своими, и от бесов многи беды подъяша. И видя их, бог добрые дела посылает гобину всяких плодов и братству умножение и прославится от бога и человек. Царие и князи и всякие боголюбцы со всем усердием доволят всеми потребами душам своим на спасение. А по миру не скиталися на соблазн, а выставку церковь ныне поставил, а с год побыл, а се пуста без пения стоит. Или от десятилъников, или ругою недоволен нечем прожити. И о сем достоит довольно беседовати. И было бы не мятежно, от бога бы не в грех, а людем не в соблазн, а святителем и нам не похвала же о таком настроении.

О попех и дияконех и о игуменех и о ставлениках. Вопрос 20

Доселе избирали священников или игуменов безпорочных, ненапраснивых, негневливых, непьяницы, неубийцы, нескверI нестяжательны. Страннолюбцы и боголюбцы целомудрени, преподобны, воздержателъны от всякого зла и от упивания, добре сведуща истинный закон. Яко доволъни будут нас научити о бозе и возрастом совершены, аще в них плод духовен будет, и мир спасется от дел спасеных и от полезного учения. И о сем достоит добре порадети и поразсудити и утвердити по божественному писанию, было бы от кого мирской чади страх и наказание и заповеди божия и грехом обличения с утвержением, знали бы священники совершенный истинный закон: сами бы творили и детей194 учили на спасеньш195 путь.

О иже в церквах стоят в тафьях и в шапках196. Вопрос 21

Да по грехом безстрашие вошло в люди197в церквах божиих в соборных и приходных стоят без страха и в тафьях, и в шапках, и с посохи. Якоже на торжищи, или на позорищи, или на пиру, или яко в корчемницы, и говор, и ропот, и всяко прекословие, и беседы, и смрадные словеса; пения божественного не слышат в глумлении. Церковь божия устроена на молитву приходити и на оставление грехов, и бога молити со страхом, мы же паче на гнев бога подвизаем.

О попех и дияконех иже в церквах поют беэчинно. Вопрос 22

Да попы ж по своим церквам поют безчинно вдвое и втрое, а миряне в теж поры промеж себя глумление199 и всякие речи говорят праздные — ино обое погибельно. И пастырие и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А попы и церковные причетники в церкви всегда пьяни и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда изо уст их исходят. И миряне зря, на их безчиние, гибнут такоже творят. Попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя, а в монастырех такое же безчиние творится.

200О попех и о дияконех, иже не облачаются в церкве во священные ризы. Вопрос 23

Да попы мирские заутреню и вечерню в церкви без риз в единой патрахели поют и у престола действуют и в царские двери всегда ходят. А детей крестят такоже во единой патрахели без риз, и младенцев умерших такоже отпевают без риз, и свадьбы венчают, и молебны, и понахиды поют. О сем доcтoйнo201 вельми побеседовати, и, в правилех и святых книгах довольно обыскав202, утвердити, чтобы было не на погибель душам, и бога не прогневати в таком безстрашии.

О церковных пономарех и диякех. Вопрос 24

Да пономари и дьяки двоеженцы и троеженцы входят в олтаръ и ко святым203 касаются, а по правилом мирянину двоеженцу до уреченного204 времени в церковь не входили, а троеженцу наипаче запрещено, достоит о сем запретити и утвердити, чтобы вдовцы и неженатые пономари не были, по разсужению учите205.

Иже бреют главы и брады. Вопрос 25

Иже крестьяне рукою крестятся не по существу. Вопрос 26

Иже крестьяне рукою крестятся не по существу и крестное знамение не по существу кладут на себе, отцы духовные о сем не радят и не поучают.

Иже крестьяне кленутся и лаются. Вопрос 27

Кленутся имянем божиим во лжу всякими клятвами, и лаются без зазору всегда всякими укоризнами неподобными, скаредными208.

209Вопрос 28

И богомерзкими речъми, иже не подобает крестьянам. И во иноверцех такое безчиние не творится. Как бог терпит нашему безстрашию?

2100 непокаянии грех наших. Вопрос 29

Да и о иных тяжких винах духовно беседовати довлеет, за что гнев божий приходит на землю сию и всякие казни праведного гнева божия, да еще не до конца прогневася Господь. Наказует милостию, а ждет нашего покаяния и обращения от всяких зол, паче же от блуда любодейнаго, и про люб о действа, и содомства211, и неправедных судии, и гордости, и зависти. Помыслим, предняя почто весь мир господь потопи. Ноя единого соблюдет Не блуда ли ради. А Содом и Гомор огнь поя-де за что, единого Лота праведного изведе212? Не отроческа-го ли ради блуда. А Ниневии град великий погибе которого ради греха? И в новом законе Царьград за что господь предал иноплеменником и безбожным туркам? А нас чем господь не наказа за грехи наши? Ныне вся злая пострадахом от враг своих213 и от великого божия наказания. И какие грехи не сбышася в нас! И о сем вельми надобе поболети и поскорбети и исправити вины греховныя, негли Господь милость свою послет на грешныя рабы своя. Паче же запретити о любодействе и про люб о деист ее и о злом содомском блуде. Неподкновенно утвержайте cue.

188 № 3 и 4: к что о сея боженственное писание глаголет или.

189 № 3 и 4: нищим и прочим на потребу достоит.

190 № 3 и 4: мирским попом.

191 № 3 и 4: исповедывают.

192 № 2: чего.

193 № 3 и 4: матери моей

194 № 2: доб. бы своих.

195 № 3 и 4: истинный.

196-196 № 3 и 4: нет.

197 № 2: доб. церковныя.

198 № 2, 3 и 4: сраяныя.

199 № 3 и 4; доб. творят.

200-200 № 3 и 4: нет и вопросы 22 и 23 соединены в один; далее счет вопросов во всех рукописях идет одинаково (см. вопр. 8).

201 № 2; достоит.

202 № 3 и 4: обыскати и.

203 № 2, 3 и 4: святыням.

204 № 3 и 4: урочного.

205 № 2, 3 и 4: учинити.

206 № 3 и 4: доб. подкусывают.

207 № 2: что крестьянин.

208 № 2: отнесено к следующей главе.

209-209 № 4: вопрос 28 о том же.

210-210 № 3 и 4: о непокаянии грешных.

211 № 2: содомскаго греха.

212 № 3 и 4: соблюде и изведе.

213 № 2: наших.

Назад / Начало   / Далее

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий